ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

|Человек из рыбы|

Пьеса без стен

НОЯБРЬ
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
ДЕКАБРЬ
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Продолжительность: 3 часа 30 минут с 2 антрактами
Ориентировочная цена билетов: от 250 до 3000 руб.
(18+)

Юрий Бутусов, один из лидеров отечественной режиссуры, крайне редко обращается к современной драматургии, ему более интересен творческий диалог с Шекспиром, Чеховым, Брехтом… Тем любопытнее, что для новой постановки в Художественном театре, где уже шли его «Гамлет» и «Иванов», он выбрал пьесу автора сегодняшнего дня, драматурга Аси Волошиной. Диалог стал буквальным – по словам Аси, катализатором в долгой работе над пьесой «Человек из рыбы» стал спектакль Юрия Бутусова «Бег». Автор признается: «Пьеса является жёсткой с точки зрения формы конструкцией, в которой по трубкам идёт моя кровь».

Действие «Человека из рыбы» происходит в наши дни в Петербурге в квартире на Караванной. Такая топография не случайна: о снеге на Караванной мечтают в изгнании герои «Бега». По мнению Аси, булгаковский снег на Караванной – «великая метафора любви к родине, от которой уже, может быть, ничего не осталось, кроме этой нашей любви и тоски».

Ася Волошина: «Моя мечта — чтоб на могиле текста выросло дерево. И театр Бутусова — это именно тот тип театра, который не занимается воплощением, а растит из пьесы что-то принципиально иное. И дико бесцеремонно, и дико бережно. С огромной любовью к автору. Но и с огромной свободой. Если вдруг всё сложится и такое действительно произойдёт с моей пьесой… то это будет невероятное профессиональное счастье».
Режиссёр
Юрий Бутусов
Художник по костюмам
Юлия Ветрова
Художник по свету
Александр Сиваев
Помощник режиссёра
Ирэна Архангельская
Действующие лица и исполнители
(Света) Салманова
мама Одри, филолог, временно риэлтор
Лаура Пицхелаури
Гриша (Дробужинский)
филолог, временно журналист, а так писатель
Артём Быстров
Бенуа
антрополог, искусствовед - среднее
Андрей Бурковский
Стасик
промышленный альпинист
Павел Ворожцов


Одри (Ума) — внесценический персонаж. Ей восемь.
Пресса
Место риска, Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018
Ася Волошина: «Драматургия – это опрокинутый психоанализ», Денис Маслаков, НИУ ВШЭ. Многобукв, 9.10.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Ар нуво. Хрущевки. Детприемники, Елена Дьякова, Новая газета, 1.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 24.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер-Бравина, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018
Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018
Максим Матвеев сыграет в новом спектакле МХТ им. Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.07.2018

Отзывы зрителей:

Юрий Бутусов поставил в этот раз не классику, а абсолютно современную пьесу, про нас, про людей, про этот мир, в котором у каждого свои заботы и страхи. бесцеремонный и бережный спектакль с уважением к автору пьесы. …Петербург, наши дни, снег на Караванной, истории про воображаемый спектакль о злом Крысолове, мысли про Париж с мыльными пузырями и прекрасной музыкой, улитка Освальд, нервные диалоги, монологи-рефрены, вода по трубам, как ход времени. И девочка Ума, незримо существующая в этом пространстве, в конце концов оказывается в руках того самого Крысолова — работников приюта. И тогда для героев открывается внешний мир, но понять его им сложнее, чем Уме пройти «санобработку».
Ольга Владимирова

Оправданы два антракта, действия слишком разные, а после второго отдохнуть просто необходимо: почти невыносимо слушать три женских монолога одновременно, когда каждая из героинь, вроде бы обращаясь к своему собеседнику, практически кричит от страха, одиночества, невозможности существования. Они кричат в пустоту, и никто их, на самом деле, в этот момент не слушает, кроме тебя. Страна умерла. Как не старайся спрятать дочь, создать для нее обособленное, уютное, домашнее, теплое пространство — бесполезно. Придет человек из рыбы и сделает ей санобработку. Или крысолов уведет, завлечет пустотой, радужной оболочкой мыльных пузырей.
Ольга Булгакова

Затронули такие же понятные и близкие мне смыслы про бесправие и отчаяние при столкновении обычных хороших людей с системой. Этот страх всегда со мной — не дай бог по воле судьбы столкнуться с этим мраком. Какие вурдалаки могут там встретиться, увы, известно. В общем, рекомендую эту постановку только продвинутым пользователям, как и всего Бутусова, но эту особенно.
lgrechina

Я поняла, чего мне не хватало в московских спектаклях Бутусова- Лауры Пицхелаури. Божественной, чувственной, надтреснутой струны. И какой счастливый шанс видеть ее теперь в МХТ. Любовь-любовь. На самом деле очень любопытные, магические ощущения после вчерашней премьеры «Человека из рыбы» по современной пьесе Аси Волошиной- состояние влюбленности. В голове фирменный бутусовский калейдоскоп музыки, картинок, фрагментов, деталей, которые еще надо осмыслить… Масштабное черное пространство мхатовской сцены подчеркнуло интимность переживаний героев, их брожение, ностальгию по настоящему. Наверное, поэтому часто звучит слово ностальгия, и отсылки к загадочному, туманному фильму Тарковского.
_millanholia_

«Каждый раз смотря его спектакли, я поражаюсь. Как он вытаскивает из нас эти эмоции? Откуда знает, на какие кнопки нужно жать? Как доводит до мурашек по спине? Ответов у меня нет. И замечательно, что нет. Это и есть настоящее искусство, а не просто хороший театр. Повторение сцен, зоны турбулентности, одинаковые монологи разными интонациями. И конечно, дикий бутусовский танец. Танец как апогей страдания, как электрическая связь со зрителем, танец как катарсис.  В театре Бутусова зрители не смотрят спектакли, они их чувствуют. Пропуская через себя боль несуществующих людей. Открывая в себе новые глубины. Театральный Фрейд. Его актеры безупречно пластичны, их оболочка может принять любую позу, чтобы идеально точно донести проживаемую эмоцию. Иначе не играть у Бутусова. В его спектаклях образы всегда были важнее слов. Человек из рыбы — исключение. Здесь слова имеют такое же значение. Слова потрясающие, бьющие в цель, без скидки на мхатовскую сцену и интеллегентного зрителя. Современная жизнь, какая она есть, без прикрас, описанная современными словами».
Светлана Трефелева

Это очень красивая и грустная история. Ностальгия о том, чего у многих героев нашего времени нет и никогда не было. Про отсутствие Родины. Грусть о том, что никогда не видели, по «нечто убитому сто лет назад»… И конечно не только об этом.
Оксана Гайда