ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссер Александр Молочников о своем спектакле «19.14»

Пресс-служба МХТ, 6.10.2014
Наша идея в том, чтобы зритель пришел, расслабился, посмеялся, а потом ужаснулся. В первой части у нас спокойная форма, выдержанные диалоги, стенд-ап, кабаретные мелодии, песенки, легкий жанр, атмосфера кафе… А потом благополучие разваливается. И сценическая площадка тоже разваливается.

Война для духа Европы была точно таким же переворотом. На искусство Первая мировая повлияла даже больше, чем Вторая. Возникновение нового искусства и нового мира, построенного на совершенно иных принципах, — это результат Первой мировой. Именно после Первой мировой стало невозможно рисовать пейзажи, хотя, казалось бы, в мировой истории случались потом более жуткие вещи.

Восприятие той войны ее участниками — кошмарное, это видно по документам. Всё впервые: газ, пулемет. Газ тогда воспринимался как сегодня, наверное, НЛО. А когда сидишь за пулеметом, вообще не видишь, скольких ты убил и убил ли вообще.

У нас нет традиции, как через искусство говорить о Первой мировой. Так сложилась история, что война была перечеркнута более катастрофическими событиями в русской жизни. Действительно есть опасность переборщить с юмором, нельзя уйти в него с головой. Должно быть «кисло-сладко», трагикомично. Серьез «набирается» постепенно. Тем более что мы еще и обязаны рассказать какие-то факты о Первой мировой, которых нет все-таки в общественной памяти.

Родилась идея у Ольги Тарариной, сотрудника Французского института в Москве, с которой МХТ делал много проектов. Мы поехали во Францию изучать материалы, собирать информацию. В документах меня поразило, как начало той войны совпадает с тем, что происходит в стране сегодня. Всеобщее желание под крики «ура» куда-то вводить войска. Людям хотелось уже скорее развязать все узлы, война казалась приключением, решением всех социальных проблем. И газеты писали: сколько можно болтать, переговариваться, давайте уже действовать. И всем казалось, что война быстро кончится. Пообедаем в Париже, поужинаем в Петербурге. А дальше будет спокойная жизнь.

Спектакли об истории ведь можно делать по-разному. Лев Додин погружает труппу в контекст эпохи, работают несколько лет, экспедиции, разговоры, совместное чтение. А можно пытаться фантазировать о том, как жили люди в ту эпоху. Как бы я, сегодняшний, вел себя в этой ситуации? У нас в спектакле нет колючей проволоки, но она и не нужна для того, чтобы развить фантазию. 

Когда Анатолий Смелянский увидел наши наработки, он сказал такую фразу: «Когда пустили газ, ветер подул в другую сторону». Это абсолютно про нас сегодня. Эти слова для меня многое в спектакле определили.

В создании спектакля принимали участие около ста человек, а на сцене работают двадцать. Мир у нас условный: нет ни одного реального объекта. Ни одного пистолета, ни одного ружья. И шинели условные. В первые пятнадцать минут на сцене появляется все, что присутствует там до конца спектакля.
Пресса
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
Гастроли Московского Художественного театра имени Чехова завершились, Светлана Бородич, видеосюжет ГТРК «Саратов», 25.04.2016
Критик. Как говорить о войне?, Марина Тимашева, телеканал «Культура», 31.03.2016
Философия войны как кабаре, Евгения Райнеш, Кузбасс, 1.09.2015
Кузбасским шахтерам бесплатно покажут столичные спектакли, Екатерина Войт, Комсомольская правда (Кемерово), 27.08.2015
МХТ в Томске: гастроли 30 лет спустя, Мария Симонова, westsib.ru, 27.08.2015
МХАТовская пауза на томской сцене, видеосюжет телекомпании «Томское время», 24.08.2015
МХТ приехал в Томск с гастролями, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ (Томск), 24.08.2015
Невеселые песни кабаре «19.14», Елена Вилле, Мир 24, 3.03.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Татьяна Власова, Театрал, 19.02.2015
В МХТ имени Чехова покажут премьеру спектакля «19.14», видеосюжет телеканала «Москва 24», 9.02.2015
Using Cabaret to Take Satirical, Sly Look at WWI, Джон Фридман, The Moscow News, 21.01.2015
Кабаре «19.14», Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.12.2014
Что год ушедший нам оставил?, Ирина Алпатова, Театрал, 23.12.2014
Как это могло случиться?, Вячеслав Суриков, Эксперт, 22.12.2014
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
На Восточном фронте без перемен, Ольга Фукс, Экран и сцена, 30.11.2014
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Автостопом по окопам, Влад Васюхин, Ваш досуг, 17.11.2014
Война окликает войну, Ольга Егошина, Новые известия, 17.11.2014
19.14: Красный смех, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 3.11.2014
Думать подано: как МХТ им. Чехова рассказывает о Первой мировой, Валерия Новокрещенова, студенческая газета «Гаудеамус», 3.11.2014
Кабаре «19.14», Инга Шепелева, Open minded people, 30.10.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Напрасные герои, Алена Карась, Российская газета, 22.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
Режиссер-дебютант превратил МХТ в кабаре, видеосюжет телеканала «Мир 24», 6.10.2014
Кабаре «19.14» Окопная война глазами европейцев, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 5.10.2014
«Война ж совсем не фейерверк…», Столичный информационный портал, 4.10.2014
Интервью с Александром Молочниковым, Наташа Олейникова, Open minded people, 4.10.2014