Гамлет с мечом джедая

Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
Режиссер Кирилл Серебренников опередил сам себя, выпустив в МХТ имени А. П. Чехова вместо ожидаемой с начала сезона «Трехгрошовой оперы» по Брехту премьеру спектакля «Киже» по рассказу Юрия Тынянова, которая прошла в субботу, 28 февраля. После фильма «Юрьев день» снова обратившись к театру, Серебренников поставил на Малой сцене МХТ динамичный и стремительный спектакль, похожий на кинофильм.

«Киже» возник в репертуаре МХТ так же спонтанно, как фраза «подпоручики же» из-за ошибки стала у Тынянова «подпоручиком Киже». Табаков предложил Серебренникову поставить что-то между репетициями «Трехгрошовой», а тот вспомнил давний замысел. Несколько месяцев спустя вышел спектакль, у которого с этим анекдотом ничего общего, кроме сюжета.

Серебренников выступил в трех лицах: как автор пьесы, режиссер и художник спектакля. Он развил тыняновскую историю, сделав ее размышлениями о судьбе России вообще и императоре Павле I в частности. Россия здесь — странный мир, в котором у людей земля уходит из-под ног (сценический пол из сплошных выступов и бугорков сделали в мастерских МХТ), документ значит больше, чем человек, и где царит такой произвол, что единственный способ выжить и сделать карьеру — исчезнуть или вовсе не существовать.

Так и вышло с фантастическим подпоручиком. Стены, пол, костюмы героев — все мертвенно-белого цвета, вместо воды сыплют сухую белую пудру, а императора пугают встречающиеся на просторах родины существа.

Режиссер использует в «Киже» весь арсенал средств современного театра. Чисто драматические сцены можно перечесть по пальцам, важнее здесь пластика, танец, пение или музыка в стиле XVIII века (композитор Алексей Сюмак). Актеры в сложносочиненной режиссерской конструкции напоминают винтики хорошо отлаженного механизма, главное — точно выполнить сценический рисунок, и каждый старается делать это по максимуму.

Зло здесь не персонифицировано в одной личности, оно порождено бездействием и покорностью. Никто не принимает решений, все боятся поступков. Даже «русский Гамлет» — император Павел I (Сергей Медведев), занимавшийся преобразованием страны, в пьесе чаще бездействует, глядя на свой меч, который светится, как у заправского джедая из «Звездных войн», и гибнет от удавки. И хотя в спектакле немало легких и смешных моментов, картина в целом безрадостная.

Впрочем, нарисовав ее, режиссер не торопится с выводами. Зрители сделают их сами.

Режиссер Кирилл Серебренников:
«Спектакль родился во время репетиций»


Для «Киже» я многое придумал заранее, но спектакль родился во время репетиций. Я задавал темы сцен и их последовательность, а артисты импровизировали. Мне ни разу не пришлось выступать «разводящим» и указывать им, куда пойти и где встать. Мы сделали все, чтобы в спектакле звучал максимально достоверный текст: включили подлинные дневниковые записи, биографические материалы, архивные документы.

А еще развили некоторые темы. Так, встреча Аракчеева и Канта, на которую намекает Тынянов, у нас стала отдельным эпизодом. Кант произносит то, что говорил на самом деле: мы взяли это из записок Карамзина, который ездил к нему и записал его слова. Для того времени Кант был культовым философом и сильно повлиял на литературу, поэзию и движение мысли.

Еще в спектакле звучат фрагменты из первого русского перевода трагедии «Гамлет», которая при Павле I была запрещена.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000