В МХТ свили гнездо

Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009
Белый рояль. Белый балкон с балясинами. Платья на кринолинах. 1842 год. Уездный город О… Дворяне. Как себе представляют уплывший в небытие ХIХ век, показали на сцене Художественного, где режиссер Марина Брусникина выпустила «Дворянское гнездо» Тургенева. Насколько актуальны сегодня тургеневские барышни и их взаимоотношения с мужчинами, наблюдал обозреватель «МК».

Весь уездный городок О… раскинулся на малой сцене вверх и вниз. Над черным кабинетом, освеженным только белым роялем, навис белый массивный балкон с точеными балясинами (лаконичная сценография Алексея Порай-Кошица и Екатерины Кузнецовой). Вообще все тургеневское «гнездо» строго выдержано в белых тонах — костюмы героев тоже в светлой гамме. Впрочем, согласно решению художницы Светланы Калининой, чистоту разбавят два костюма (мужской и женский) цвета изумруда, надетые на не очень хороших людей — порочную Варвару и карьериста Паншина.

Отважный человек режиссер Брусникина, взявшаяся за большой роман о неведомой жизни, неведомых людях, говорящих так непонятно: «Владимир Николаевич навел речь на музыку», — но так красиво, как бывает необъяснимо красиво в антикварных лавках — ведь умели, делали, а секрет утрачен.

Секрет Марины Брусникиной в ее почтении к хорошей литературе и хорошем вкусе при работе с ней. Опущены роскошно написанные Тургеневым исторические подробности из жизни героев (например, родословная Лаврецких, Калитиных, Коробьиных…) Тильзитский мир, вольнодумство, 1825 год — их тоже нет на сцене. Зато есть прозрачная, словно ускользающе-текучая, проза — и в диалогах, и в авторском тексте, оставленном героям.

Вот входит Лаврецкий в светлом сюртуке — Дмитрий Дюжев — и говорит о Лаврецком же:

 — Войдя однажды в отсутствие Варвары Павловны в ее кабинет, Лаврецкий увидал на полу маленькую, тщательно сложенную бумажку. Он машинально ее поднял, машинально развернул и прочел следующее, написанное на французском языке: «Милый ангел Бетси! (Я никак не решаюсь назвать тебя Barbe или Варвара — Varvara.) Я напрасно прождал тебя на углу бульвара; приходи завтра в половине второго на нашу квартирку».

Актеры существуют в двух измерениях: как персонажи и как актеры, на них смотрящие: герои и их комментаторы. Такое скольжение весьма рискованное, и гарантия качества здесь только мастерство. Ну а тут… можно только руками развести — на сцене мощнейшая команда. Сразу три мхатовских бриллианта — Нина Гуляева, Наталья Егорова и Дмитрий Назаров. Это тот самый Художественный театр, где подлинность существования измеряется каратами. Паузы, междометия, полувзгляды, хохот, всхлипывания, молчание — что тут особенного? А образы объемные, полноценные. У каждого неповторимая пластика роли: широкая, сочная у Егоровой, ухватистая, смешная у Гуляевой. А Христофор Теодор Готлиб Лемм, учитель музыки в исполнении Назарова, — неспешно-печально-трогательный. Даже в небольшой роли Гедеоновского — Владимир Тимофеев — хорош и точен.
Вторые и третьи роли делают атмосферу спектакля. А что же главные — Лаврецкий и Лиза Калитина?
Несмотря на разницу в положении и статусе (студентка Яна Гладких и кинозвезда), оба находятся в одинаково сложном положении дебютантов: ее никто не знает, его, как смешного верзилу, знает вся страна. А тут не «Жмурки» убогие — драма высшей пробы! Хорошо, что в МХТ ходит воспитанная публика и при первом явлении звезды Дюжева на сцене не раздаются попсовые аплодисменты. Но скорее тому виной и сам Дюжев — он здесь другой. По сути, это первая большая драматическая роль острохарактерного артиста. И надо сказать, что в этом качестве Дмитрий оказался куда интереснее всех своих предыдущих «жмуриков». Он прекрасно читает текст от третьего лица и легко переходит на диалог. Его сцена с Лизой в финале первого акта почти без слов, но в воздухе поселяется и трепет, и страх, и невозможность счастья.

Жизнь людей, независимо от времени и прописки, пустота и ценность слов, невозможность счастья, что было в руках, случайность факта жизни и реальность факта смерти — сыграли артисты.

«Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, — увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо».
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000