Монолог счастливого человека

Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
На это неделе прима МХАТа и «Табакерки» Марина Зудина сыграет главную роль на сцене Художественного театра. Роль женщины, идущей на последнюю жертву ради любимого человека

За несколько последних лет Марина Зудина сыграла столько заметных ролей, сколько иным актрисам не выпадает сыграть за всю жизнь. Судите сами: Маркиза де Мертей в «Опасных связях», Настасья Филипповна в «Идиоте», Мамаева в «На всякого мудреца довольно простоты», Антигона в «Антигоне». Список можно продолжать. Каждой последующей ролью Зудина все весомее доказывала, что она не только очаровательная киногероиня, персонаж светских хроник и жена влиятельнейшего Олега Табакова, но и настоящая театральная актриса, одна из немногих, чей редкий по отточенности профессионализм сочетается с еще более редким сегодня романтизмом.

В ближайшей мхатовской премьере Зудина сыграет Юлию Тугину — «перламутровую вдовушку» из «Последней жертвы» Островского. Тугина приносит несчетные жертвы корыстному любовнику, но с лихвой мстит подлецу в финале, объявив о согласии на брак с тертым купцом-миллионщиком. Купца, кстати, играет, сам Олег Табаков. Действие пьесы, которую ставит на большой сцене МХАТа Юрий Еремин, перенесено в начало ХХ века и разворачивается в интерьерах стиля модерн. Персонажи Островского больше походят не на сермяжных купцов, а на современных деловых людей, предпочитающих проводить время в дорогих клубах и на сеансах немого кино.

- Марина, актеры, как правило, суеверны и опасаются говорить о ролях до премьеры. А журналистам, в основном, только это и надо «раскопать». Чем-то можете нам помочь?

 — На репетициях мы еще не дошли до финала, поэтому, как поступит моя героиня, я еще «не знаю». Скажу только, что одно из самых страшных чувств — это разочарование, тем более в любимом человеке. Разочарование способно убить любовь. В этот момент что-то в тебе умирает, и потом ты можешь продолжать общаться с человеком, но он перестает быть близким, с ним больше нечем будет делиться.

- Вы, наверное, максималистка?

 — Максималисткой я была в юности. С возрастом начинаешь понимать, что углы лучше сглаживать, чем обострять. Ссоры мешают и в семейных отношениях, и в работе. Но в том, что касается нравственных принципов, я по-прежнему остаюсь максималисткой. Поэтому свою роль Антигоны очень люблю. В юности хочется, чтобы все было «по самому большому счету». Нельзя, начиная жизнь, смириться с тем, что ты чего-то не добьешься. Поступающие в театральный вуз всегда надеются на главные роли, никто не рассчитывает играть «Кушать подано», иначе и не стоит идти в профессию. 

- Вы стали значительно реже сниматься в кино. Это не задевает ваше честолюбие?

 — Два года назад снялась в главной роли в сериале «За кулисами». Снялась — и успокоилась: поняла, что я это могу, я в неплохой форме. Проблема в том, что после Чехова, Уильямса, Островского, которых я играю в театре, повышаются требования к тексту. По крайней мере история должна быть внятной. Таких сценариев мне сейчас не попадается, а потребности играть все и везде у меня нет. За все надо расплачиваться: поэтому у меня сейчас интересная полоса в театре и простой в кино.

- Вы себя считаете трагической актрисой, ведь Антигона — трагический персонаж?

 — Конечно, не считаю. Время теперь не то. Хотя, например, у нас до последнего времени не делали мюзиклов. И я все думала: надо же, в тридцатые годы все артисты пели и танцевали, а сейчас таких нет. На кастингах оказалось, что огромное количество актеров сегодня всем этим владеют! Они появились, когда их востребовало время. Судя по тому, что происходит в нашей стране, нам сейчас ближе жанр трагифарса. Трагедия — очень чистое, высокое искусство, оно не может рождаться в суете. Мой партнер в «Антигоне» — Отар Мегвинетухуцеси. Грузия всегда славилась трагиками, в Тбилиси были легендарные трагические постановки. Москва — более суетная. И вот я сейчас смотрю на Отара — как он умеет абстрагироваться от этой нашей суеты! Мы отвыкли от сильных проявлений чувств, мы их стесняемся, стараемся снизить жанр, посмотреть на все с иронией.
Меня всегда привлекали персонажи, стремящиеся к гармонии и не могущие ее обрести. Они открыты жизни и поэтому все время на что-то напарываются. Играя такие роли, я пытаюсь раздвинуть границы своих возможностей. Ведь мне, как ни странно, все больше и больше нравится моя профессия. Раньше многое удавалось сыграть на органике, на обаянии, а сейчас мне интереснее искать какие-то неожиданные повороты характера.

- Вы довольны переменами во МХАТе? Репетируются сразу несколько спектаклей, актеры еле успевают перебежать с одной репетиции на другую…

 — Все-таки основная моя работа — в Театре Олега Табакова, во МХАТе я репетирую четвертый спектакль. Не могу сказать, что мне нравятся все спектакли, которые здесь выходят, но, чтобы артисты были в хорошей форме, должно быть много премьер, жизнь должна кипеть. Мхатовская молодежь сейчас очень много играет, и я наблюдаю, как ребята растут. Что же касается нашей «Табакерки», то раньше мы были избалованы — с нами очень много репетировал сам Табаков. Поработав с разными режиссерами, мы поняли, что надо и самим что-то предлагать, поэтому сейчас мы находимся в лучшей форме. Я часто смотрю на Андрея Смолякова, Виталия Егорова, Михаила Хомякова, Александра Мохова, Сергея Угрюмова и радуюсь, как они выросли за последние годы. Вообще же у каждого свой звездный час: у кого-то — в юности, у кого-то — позже.

- А у вас?

 — У меня сейчас счастливая пора — я ни в чем не ставлю точку, везде многоточие. Я получаю роли, о которых раньше и не мечтала. Сейчас я репетирую Тугину, потом Миндаугас Карбаускас начнет ставить «Дядю Ваню», где я буду играть Елену Андреевну. Мне кажется, наступило время, когда я вознаграждена за свое терпение?

- Вы так увлеченно говорите о профессии, но ведь у вас восьмилетний сын…

 — Я очень много времени отдала любимому человеку, а потом — малышу. Многие актрисы отказываются от семьи и не рожают детей, я бы так не смогла. Поэтому карьера моя и не выстраивается идеально — приходится чем-то жертвовать.

- Ваш сын — не закулисный ребенок?

 — Павлик растет дома, но часто ходит в театр. «Страсти по Бумбарашу» смотрел шесть раз, «Амадея» — два раза. Когда я спросила, кто ему больше всех понравился, он сказал «папа» и попросил послушать моцартовский «Реквием». А недавно он объявил, что хочет снимать кино. Но вообще-то мы его не спрашиваем, кем он хочет быть, — у ребенка должны быть свои секреты.

- Несколько лет назад на презентации книги Табакова тогда еще пятилетний Павлик, увидев фотокамеру, вскрикнул: «Мама мне сказала, что, если меня сфотографируют, я попаду в журнал!» и спрятался за широкую спину отца…

 — Не хочу торговать своей личной жизнью. Я могу говорить о своей семье, но идиллические рассказы типа «Сейчас мы поженились, потом обвенчались, а потом нарядим елку» кажутся мне пошлостью, хотя сама я, бывает, все это слушаю и смотрю. Но я не люблю, когда ко мне приходят, чтобы посмотреть, на какой кровати я сплю и какой кафель у меня в ванной?

- Что вы читаете?

 — Перечитываю театральные мемуары. Когда устаю, могу перечитывать старые детективы, потому что все равно не запоминаю, кто убил. Иногда что-то советует Олег Павлович. Летом мы были в Америке, и он дал мне астафьевского «Гуся пролетного». Я читала и ревела.

- А свои мемуары вы уже начали писать?

 — Нет еще. Кстати, раньше я действительно неплохо писала. Думала, что, если не стану актрисой, пойду либо на журфак, либо на театроведческий. Но сейчас я писать разучилась — все дается практикой. Когда я начинала работать в театре, существовали серьезные журналы, в которых публиковались аналитические статьи с подробным разбором спектаклей. Мне хотелось научиться писать так же. А так, как пишут сейчас, я бы, наверное, не смогла.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000