Портрет молодого человека при карьере

Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Спектакли Марины Брусникиной в МХТ им. Чехова со временем приобретают все больший внешний размах. Еще совсем недавно она была автором тихих, пронзительных литературно-драматических историй, главной в которых была доверительная камерная интонация. Теперь же Брусникиной, как всякому амбициозному человеку, захотелось почувствовать себя полноправным режиссером и сделать нечто шумное и разнообразное. Первая попытка была предпринята в МХТ в прошлом сезоне: тогда увидел свет своеобразный «Декамерон по-русски» под названием «Легкий привкус измены», решенный в танцевальной форме. В сезоне нынешнем Брусникина пошла дальше: ее новый спектакль «Солнце сияло» стилизован под театральное ток-шоу.

На Малой сцене сооружена условная телестудия с ярким диваном, эстрадой и экраном; здесь верховодит ведущая (Алена Хованская), в меру агрессивная, в меру любопытная дама на шпильках и с черным каре. Ее основная задача — помочь главному герою Саше (Павел Ващилин) рассказать о своей жизни. Таким образом, традиционный для спектаклей Брусникиной «разговорный жанр» здесь полностью сохранен. Основной остается сама история, а не способ ее изложения. И слушать оказывается интереснее, чем смотреть. В том числе потому, что здесь нет взрывов и эмоциональных потрясений. Герой, немного наивный неглупый юноша, старомодно верящий в добро и справедливость, проходит через множество перемен как в мире, так и в самом себе. Действие романа Анатолия Курчаткина, лежащего в основе спектакля, происходит в девяностые годы прошлого века, на фоне известных исторических событий. Демобилизовавшись после армии, герой поселяется в столице, где устраивается работать на телевидение, снимает заказные сюжеты по наущению ушлого деляги Конева (Игорь Золотовицкий), познает азы тележурналистики, но, поддавшись соблазну сделать интервью с Горбачевым, с треском вылетает с работы. С этого его перемещения только начинаются. Дальше приключится косвенная встреча с зарождающимся криминалом, сумбурный роман с дочкой большого теленачальника Ириной (Юлия Чебакова) и странная связь с ее сестрой (Янина Колесниченко), бездарной певичкой, для которой герой вскоре станет делать видеоклипы. Легко осваивая новые занятия, встречая новых людей, проходя через времена и пространства, герой неизменно остается одинок, ибо категорически не желает меняться, становиться «пробивным», «деловым» и отказываться от странных на сегодняшний день нравственных принципов. И привлекает он именно своей не идеальностью. В процессе просмотра с ним то и дело хочется поспорить, понять мотивации его поступков — и примерить что-то на себя. Возможно юноша Саша — не совсем «стопроцентный герой нашего времени», как его позиционирует программка. Но один из типов героя — безусловно. Возможно, таких, как он, сегодня только в театре и встретишь.

2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000