Фанера над Парижем, 12.03.2007 Автор пьесы Юрий Купер, если кто не знает, художник. Очень хороший художник, известный во всем мире. Когда-то давно он эмигрировал из Союза, и судьба его за рубежом сложилась удачно персональные выставки проходят в самых престижных галереях, картины хранятся в крупнейших музеях, он создает ювелирные коллекции, оформляет книги, интерьеры, различные спектакли в Европе и Америке. И вот теперь он написал пьесу. Отчего бы и нет, в конце концов, занятие невредное. Захотелось человеку излить на бумаге переполняющие его чувства, и он сделал это, как умел. Ведут же люди дневники, не заботясь ни о чем таком профессиональном. Пока они их сами читают-перечитывают, вопросов никаких. Претензии начинаются, как только дневник (ну или в нашем случае пьеса-дневник) выносится на публику. Чтобы сюжет какой-никакой просматривался, концы с концами сходились, мотивации поступков понятными были для всего этого, оказывается, нужны особый талант и опыт. Ими, увы, не всякий чувствительный человек обладает, даже если он замечательный художник. Короче говоря, Юрий Купер написал пьесу и, как положено драматургам, понес ее в театр, выбрав один из главных в стране МХТ им. Чехова. И его лирико-поэтическое высказывание о жизни и любви некоего художника Дитина приняли к постановке. Спрашивается: зачем? Неужто опытный Олег Табаков и его литературные советники не увидели, что в этой неумело написанной пьесе нет действия, нет глубоких ролей, нет ничего, кроме красивых слов, звучащих на удивление банально. Художнику Дитину (Сергей Шакуров) в парижском баре является некая барышня (Дарья Мороз) и не моргнув глазом представляется так: «Я - пролетающая над городом душа». Ну и дальше все в том же духе. Если можно себе представить некую пародию на то, что принято называть шестидесятничеством, то вот она, на сцене МХТ. Все такое условное, поэтическое и возвышенное. Про любовь. А любит ли кто кого на самом деле, как говорится, к черту подробности. Подробностями тут пренебрегают настолько, что голова начинает кружиться от полного непонимания случившегося. Все только обозначается, многозначительно и поэтично. Явилась художнику девушка, и только дурак минут через пятнадцать не догадается, что она его дочь. Догадался ли художник, так и осталось большим вопросом, он себя ничем не выдал. В конце девушка исчезла вовсе, оставив после себя не пойми откуда взявшееся ружье. Тут надо пояснить, что Дитин занят на сцене воспоминаниями. Картины из его прошлого время от времени перемежаются сценами современной парижской жизни, и все ради рассказа о большой любви к случайно встреченной деревенской девушке (Светлана Колпакова). По неясной причине девушка отказалась ехать с любимым, осталась дома и убила (надо полагать, тем самым ружьем, о котором речь шла выше) отца-алкоголика, ее насиловавшего. Ну и так далее. Лучшее, что есть в этом спектакле, оформление Юрия Купера. Проступающие в полумраке тяжелые рамы для картин и люди, в них помещенные, смотрятся очень красиво. К режиссеру Владимиру Петрову особых претензий нет, он как мог пытался раскрасить пустоту. И актеры мало что могли сделать слова доносят, пафосные чувства имитируют. А все потому, что пьеса эта плоская, как та фанера, которую Дитин таскает за собой весь спектакль. Фанера и пролетела над Парижем вместо души вышеупомянутой незнакомки. На душе праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000 Анатолий Смелянский: У меня давно репутация серого кардинала, Эдуард Саркисов, Время MN, 29.09.2000 Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000 Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000 Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000 Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000 Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000 Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000 |