Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Три Герды

Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

А. Пушкин «Бесы»


Спектакль Марины Брусникиной «Полярная болезнь» по пьесе Марии Малухиной соединяет актуально-болезненные вопросы времени с его характерными приметами, человеческими типажами и этнику крайнего Севера, живущего в пространстве мифа.

Пьеса Малухиной – о девяностых, рушащемся мире, тотальном сломе, социальном переустройстве и о простом беззащитном человеке, в шторме смутного времени пытающемся не только не утонуть, но и взобраться на гребень волны, урвать свой кусок пирога. В спектакле Брусникиной эта тема звучит не только и не столько как документальное повествование о недавнем прошлом нашей страны, сколько как попытка в его отражении осознать наше настоящее, не менее потерянное, «безумное» и противоречивое. К такому интимному, вдумчивому разговору о том, «куда же несётся птица-тройка» зрителя побуждает доверительная атмосфера Малой сцены и «приглушенное», кинематографично-документальное актёрское существование главных героинь.

Образ Руси как гоголевской птицы-тройки и неизменный мотив дороги, пути в пушкинском снежном буране поддержаны и самим сюжетом пьесы. Только вместо конной брички – разваливающийся автобус-«уазик», а в нём три героини, как когда-то чеховские три сестры или некрасовские мужики, отправились на поиски счастья и лучшей жизни. Пьеса вся прошита литературными аллюзиями, а одна из «сестёр», Татьяна, в прошлом учительница литературы, время от времени цитирует в пустоту классиков, никем не слышимая.

Традиции классической русской литературы находят отражение и в теме «судьбы русской женщины», которую драматург и режиссёр акцентировали, а мужских персонажей свели до собирательного образа двух безголосых полусонных попутчиков. Три героини, три возраста и три возможных женских судьбы, столь непохожих в своём прошлом, теперь игрой обстоятельств завязаны в один плотный узел, объединены одним ремеслом, одной дорогой, одной мечтой. Татьяна (Дарья Юрская) – замкнутая, холодная интеллектуалка, этакая «жена декабриста» или белого генерала, с трудом примиряющаяся с грубой прозаичностью и безнадёжностью своего положения. Валя (Юлия Чебакова) – бойкая и «неубиваемая бабёнка» из народа, ко всему привычная неугомонная болтушка, но именно ей, «прошаренной», выпадет на долю наибольшее испытание. Люба (Маргарита Якимова) – ещё совсем молодая наивная девчушка, жизни не знающая, открыв рот слушающая старших подруг, но и в её биографии, как позже оказывается, есть мрачные эпизоды в духе Достоевского. Вывести на первый план образы трёх женщин – не только внимание драматурга и режиссёра к судьбе женщины в момент слома эпох. Эта женщина, ещё недавно «слабая», безработная, теперь ощутила болезненную ответственность за выживание семьи и поэтому через неизвестность прокладывает путь себе и другим к новым мечтам и к новому будущему. На поэтическом уровне в спектакле Брусникиной эти женские образы через переодевания героинь то в шубы, то в платья невест, через сны и монологи формируют единый – нежный, сильный, трагический и дарящий надежду – женский образ Руси-России-Родины.

Не менее важен второй пласт, в котором разворачивается существование спектакля – пространство сказок, мифов и песен крайнего Севера, вневременной холодной бесконечности, окутывающей маленький замерзающий автобус. Это замедленно-космическое пространство бескрайних снегов и полярного сияния выражено музыкально, через песни духов и северные напевы-предания (Алёна Хованская и Алексей Варущенко). Оно вырастает из сна героинь и постепенно захватывает реальность, превращая её в мифическую красиво-страшную фантасмагорию. С маленького балкончика в глубине сцены духи-певцы, исполняющие свои магические баллады, в сияющих космических костюмах, постепенно спускаются вниз к героиням, и вот они уже ходят среди них, кружат, завораживают, вот уже поют об их собственной боли и их мечтах.

Музыкально-этническая и сонно-песенная составляющая живёт в спектакле Брусникиной наравне с основным сюжетом, уберегая последнее от злободневной плакатности и безапелляционности. Она наполняет всё происходящее на сцене поэзией, тонкой щемящей меланхолией и философской глубиной, не давая ни создателям, ни зрителю произнести безжалостный приговор времени. А чудо северного сияния становится символом путеводной мечты.

Екатерина Ченчикова окончила факультет филологии и истории, кафедра зарубежной германской филологии (компаративистика) РГГУ и там же магистратуру по направлению: современные зрелищные искусства (театральная и кинокритика). Учится в ГИТИСе на факультете эстрады (актёр театра и кино).
Пресса
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Юлия Чебакова: «Хочу быть у вас актрисой!..», Мария Холондович, Театрон, 23.10.2018
Гости из МХАТ: Юлия Чебакова и Олег Тополянский, видеосюжет телеканала «Астрахань 24», 23.06.2017
На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016
Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016
«Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016
Лекарство от одиночества — на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015
По ком звонит в МХТ телефон доверия, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 7.10.2015
«Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003