ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

12 вопросов для Артёма Волобуева

Пресс-служба МХТ, 26.03.2015
- Артем, вы долго шли в профессию?

 — Первый мой вуз был в Волгограде, химико-технологический факультет политеха. Потом Саратовская консерватория — окончил с красным дипломом. И потом Школа-студия.

- Как стал возможен такой вираж судьбы: из политеха в актеры?

 — Так захотелось уже в школе: быть артистом. Но этого не хотели родители, им нужна была «нормальная, человеческая профессия». И меня «поступили» в политех. Я честно там «отслужил», бросив только на последнем курсе то, что мне страшно надоело. Занимался техническими дисциплинами только вынужденно.

- В какой момент родители поверили в ваше дарование?

 — На втором курсе саратовской консерватории. Приехали на экзамен и сказали: «Да, наверное, это твое». Мастер хвалил, я приносил домой хорошие оценки, и папа с мамой смирились, признали, что были не правы. Иногда думаю, что, наверно, было бы круто сразу в 16 лет, окончив школу, поступить на актерский. Но, с другой стороны, опыт только помогает.

- Как технический вуз меняет мозги творческого человека?

 — Политех структурирует мозги, упорядочивает жизнь. Я стал педантичным. Многие молодые совершают ошибки: хочется объять необъятное. А я уже сразу понимал, что это невозможно: сперва надо сделать это, потом это, а потом это. Планомерно шел к своей цели, не делая семимильных шагов. Научиться учиться я смог только в политехе.

- А когда вы сами в себя поверили?

 — Я до сих пор не уверен. Вот смотришь на какого-то артиста и думаешь: «Ох, вот так бы сыграть. Я никогда так…» Или когда не получается, себя ругаешь: «Ну зачем, зачем я пошел в эту сферу?» Вот выпилишь ты десять деталей – ты молодец, выпилишь семь – не молодец. Если двенадцать – премия. Это понятно. А в театре вообще ничего не понятно. Сегодня ты на вершине эйфории и тебя все хвалят, завтра ты мучаешься и ругаешь сам себя.

- Почему получился таким цельным ваш коллективный спектакль «19.14. Кабаре»? Совпало с чем-то личным?

 — Очень многое совпало. Во-первых, сам Молочников – у него такая «дурная» энергетика, он не знает до сих пор, почему какие-то вещи в театре делать нельзя. И он их делает, и у него получается. Другой сразу скажет «так нельзя, там тупик». А Саша не знает и прёт, и всех нас за собой тащит. И мы с ним ругались: «Саша, так никто не делает». Он настаивал, а в итоге это работало. Во-вторых, он собирал команду по крупицам. Первое распределение было совсем иным. Саше было интереснее работать с теми, кто хотел что-то делать в команде, совместно. Я изначально был на маленькой роли и в какой-то момент меня попросили заменить Конферансье на время. Когда роль не твоя, ответственности меньше. Я ходил, дурил немного… и вот так вышло, что роль стала моей, и я с ней не перемудрил. 

- Что такое для артиста ждать?

 — Я бы разграничил понятия «ждать» и «бездействовать». Один поступил в театр, и через два года уже важная фигура. Рвется, делает что-то, тащит за тобой народ. Кто умеет так же, тот счастливчик. Кто не умеет, тот ждет.

- На первых спектаклях текст Конферансье был всегда разным, сейчас он устоялся, застыл. Почему?

 — Импровизаций было много по одной причине: Саша все время приносил новый текст, каждый раз новый. У меня было восемнадцать вариантов, и я всякий раз не знал, что говорить. Когда пришел не свой зритель, а по билетам, я понял, что они не так радушны и не так готовы идти на легкий контакт, к которому я взываю. Какие-то шутки понимают, какие-то с трудом. У меня был однажды крах на сцене. Выхожу и вижу, что один ряд весь пустой, и когда диалог я с залом уже наладил, вдруг протискиваются на кресла опоздавшие. Встают, перемещаются, задние ряды меня не видят – и все, что я сейчас говорю, проходит впустую. В голове ничего нет заготовленного, как на это реагировать. И я тут проиграл всему залу. Но теперь у меня уже есть какие-то придумки на это счет! Однажды на Новый год был выкуплен зал, кажется, были медики. Мы начали рассказывать про войну людям, которые пришли на новогоднюю радость. Я что-то говорю, и вдруг из зала крикнули: «Ну хватит, пой давай!» Потом я был злой весь спектакль. Режиссер меня ругал.

- Какой из советов ваших педагогов вам более всего запомнился?

 — В Саратове профессор Галко нам говорил, что артист не должен быть способным на всё. Избирательность и чувство такта отличает настоящего артиста. Артист не должен снять штаны и бегать по сцене, это как-то неправильно. А вот, учась в Школе-студии, я понял, что можно и так! Иногда именно это и правильно. Если надо. Золотовицкий и Земцов учили нас выживать в актерской среде, быть более гибкими, более лояльными. В Саратове из нас готовили драматических артистов, которые должны играть в драматическом театре. Про наш курс в Школе говорили: «Ваша формула проста: пришел, понравился, ушел». Золотовицкий учил нас, что артиста должно зрителю не хватать. «Где этот талантливый мальчик? Только что был здесь…» Не должно зрителя от артиста тошнить.

- Самое экзотическое место, где вы побывали?

 — Я очень впечатлительный, для меня любое новое место особенное. Ездили в Прагу с «Белой гвардией», какой красивый город! Жители, архитектура, воздух – все тут сочетание несочетаемого. Потом был Будапешт, потом был Цюрих, Пекин. Все не так. А в Прагу влюбился. В Школе-студии Рыжаков и Золотовицкий вывозили нас в Новосибирск на гастроли с «Класс-концертом», и потом поехали на Алтай. Ой! Река Катунь, леса, горы, туристическая база в деревянных домах. Вдалеке от всей цивилизации. Три невероятных дня. Хочется туда вернуться.

- Из чего состоит ваша жизнь, кроме театра?

 — Честно сказать, более не из чего. Александр Галко в Саратове нам говорил, что театр не прощает измены. Либо ты в театре, либо нет. Хотя в Москве иногда это опровергается. Если бы у меня что-то было за пределами театра, я бы не смог столько работать. А тут, в МХТ, надо работать. Я в числе редких людей на земле, которые занимаются тем, что любят. Я это ценю и выбираю именно это.

- Ваша первая роль в МХТ была в спектакле Виктора Рыжакова «Прокляты и убиты» — спектакль, который во многом строился как презентация нового мхатовского поколения. Чем это поколение отличается от других?

 — Наглее. Быстрее. И с огромным желанием всего и сразу. Оно более зубастое. Нет незыблемых авторитетов. Все по плечу, на все готовы, меньше страхов. Нас научили, что нельзя переходить сцену в уличной обуви и в шапке, не грызть ногти на сцене, а мастер всегда прав. А сейчас я понимаю, что и мастер может ошибаться, и в шапке может кто-то чужой пройти по сцене. Недавно сделал кому-то замечание: «Ты в шапке». Мне ответили: «И чё?» А я подумал: «И, вправду, чё?» Ну ходит человек по жизни в шапке…
Пресса
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Ликбез по обольщению, Зоя Игумнова, Известия, 12.01.2017
Без коварства — про любовь, Наталья Шаинян, Театрал, 5.01.2017
Артём Волобуев: «Для меня дуракаваляние стало работой», Полина Колесниченко, Аргументы и факты, 17.12.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
Гастроли Московского Художественного театра имени Чехова завершились, Светлана Бородич, видеосюжет ГТРК «Саратов», 25.04.2016
«Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016
Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Послушайте! Поэты в Переделкине, телеканал «Культура», 10.11.2015
МХТ приехал в Томск с гастролями, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ (Томск), 24.08.2015
12 вопросов для Артёма Волобуева, Пресс-служба МХТ, 26.03.2015
Невеселые песни кабаре «19.14», Елена Вилле, Мир 24, 3.03.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Татьяна Власова, Театрал, 19.02.2015
В МХТ имени Чехова покажут премьеру спектакля «19.14», видеосюжет телеканала «Москва 24», 9.02.2015
Using Cabaret to Take Satirical, Sly Look at WWI, Джон Фридман, The Moscow News, 21.01.2015
Кабаре «19.14», Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.12.2014
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
На Восточном фронте без перемен, Ольга Фукс, Экран и сцена, 30.11.2014
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Война окликает войну, Ольга Егошина, Новые известия, 17.11.2014
19.14: Красный смех, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 3.11.2014
Кабаре «19.14», Инга Шепелева, Open minded people, 30.10.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Напрасные герои, Алена Карась, Российская газета, 22.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
Кабаре «19.14» Окопная война глазами европейцев, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 5.10.2014
«Война ж совсем не фейерверк…», Столичный информационный портал, 4.10.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
«Новые страдания юного В.» — премьера постановки Бархатова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.01.2013
В МХТ «сварили»"Новые страдания юного В. "Комментарии: 3, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011