Режиссеры

День рождения Анатолия Васильева

, 4.05.2023
Сегодня мы от всей души поздравляем с днем рождения выдающегося режиссера, создателя «Школы драматического искусства» и собственной театральной системы Анатолия Александровича Васильева.

И счастливы объявить, что уже совсем скоро, 24 и 25 мая, на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится показ открытой репетиции рабочей версии спектакля Анатолия Васильева по пьесе Бернар-Мари Кольтеса «Западная пристань» (перевод Наталии Исаевой).

Постановка впервые будет представлена зрителям в преддверии премьеры спектакля большой формы «Quai ouest. Западная пристань», которую можно будет увидеть на Основной сцене Художественного театра в 2024 году. Зрителям МХТ представится редкая возможность стать свидетелями процесса создания и развития спектакля.

В открытой репетиции заняты артисты: Надежда Калеганова, Сергей Медведев, Дарья Мороз, Мухтар-Али Мурзин, Лаура Пицхелаури, Николай Романов, Игорь Яцко.

Голос того, кто от Автора: Константин Хабенский. 

Во время показов «Западная пристань. Диалоги. Репетиция» прозвучит музыка композитора Владимира Мартынова (исполнение и аудиозапись композиторского сочинения – Татьяна Гринденко).

Художник – Петр Попов, художник по костюмам – Вадим Андреев.

В том, что Анатолий Александрович Васильев ставит сегодня в МХТ, есть закономерность жизненного сюжета: именно в Художественном театре выпускник ГИТИСа, ученик Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова некогда делал свои первые профессиональные шаги.

В 1973 году, будучи еще режиссером-стажером – так было обозначено на афише – вместе с художественным руководителем постановки Олегом Ефремовым он сделал спектакль «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника. В этой истории о стариках, их долгой дружбе, полной нежной заботы друг о друге и глубокого взаимопонимания, на сцену вышло великое «второе» поколение мхатовцев: Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин. Это была их лебединая песня, их прощание, они играли так, что становилось совершенно очевидно: школа Художественного театра жива.

В 1975-м состоялась премьера «Медной бабушки» Леонида Зорина, тоже выпущенной совместно с Олегом Ефремовым, где сам Олег Николаевич играл Пушкина.

История театра состоит не только из реализованных работ, но и из замыслов. Бесконечно интересно читать в книге диалогов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «Параутопия» (М. :ABSdesign, 2016) рассказ Анатолия Александровича о том, как в начале 1980-х он готовил пьесу Беккета «Счастливые дни» с еще одной легендарной актрисой – Марией Бабановой.

«В те годы я был специалистом по нашим старикам, я с удовольствием с ними репетировал, как-то привык, научился быть с ними. Актеры с таким прошлым никогда не хвастались своим восхищением или своей любовью к очередному репертуарному тексту. Относились к нему очень осторожно, подозрительно, как к чужому коту, которого соседи дали на хранение, пока уехали в отпуск… Мария Ивановна осторожничала с Беккетом, осторожничала со мной. Конечно, это была доверительная осторожность…»

Спектакль предназначался для Художественного театра, филиала на улице Москвина, но не был доведен до конца из-за болезни Бабановой.

Не состоялся и другой мхатовский проект – «Король Лир» Шекспира. Главную роль в нем репетировал Андрей Попов, Кента должен был играть Станислав Любшин, Глостера – Алексей Петренко, Шута – Георгий Бурков, Гонерилью – Татьяна Лаврова, Корделию – Елена Майорова. Блестящий состав. Работа над спектаклем прервалась из-за смерти Андрея Попова, остался лишь макет Анатолия Васильева и художника Игоря Попова, фотографии которого производят совершенно космическое впечатление. 

Московский Художественный театр сердечно поздравляет Анатолия Александровича с днем рождения. Желаем здоровья, бодрости и ждем встречи на мхатовской сцене!