ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка РФ

Софья Николаевна Гаррель

Портретное фойе

(17.11.1904, Москва — 16.1.1991, Москва)

Народная артистка РСФСР (1979).

С 1922 г. — ученица школы Второй студии, с 1924 г. — в МХАТ. Оставалась на сцене до конца жизни.

Первой ее ролью стала Неродившаяся душа (потом в той же «Синей птице» играла Свет, 1925; Воду, 1948).
Участвовала в «Елизавете Петровне» (переиграла тут роли Анны Петровны, Марии Меншиковой, Екатерины II). Еще до того сыграла Грэсс в «Битве жизни», перенесенной в МХАТ из школы Третьей студии. Легкая обостренность ощущалась в ролях, где Гаррель была первой исполнительницей: Зоя, дочь бухгалтера («Растратчики», 1928), Алина, стрелок из пистолета («Три толстяка», 1930), мисс Арабелла Аллен («Пиквикский клуб», 1934). Графичная, четкая, ироничная манера Гаррель давала себя знать и в том, как в шаржированно ускоренном темпе жила ее кинооператорша в «Рекламе», и в том, как актриса играла Генриэтту в мелодраме «Сестры Жерар» (1928). Обе эти роли Гаррель играла вслед за А. И. Степановой (как и Бетси Тверскую в «Анне Карениной», 1940, а много позднее — Авдотью Назаровну в «Иванове», г-жу Пернель в «Тартюфе»).

Стоит заметить, как часто роли Гаррель назывались в афише: «дама» — дама с вязаньем и дама испуганная («Кремлевские куранты»), 2-я дама королевы («Зимняя сказка»), дама в суде («Братья Карамазовы»), дама в манто («Бронепоезд 14-69», 1963), дама, княгиня, графиня («Плоды просвещения»), фрейлина, гофмейстерина, генеральша и т.п. Артистка изобретательно и без повторов пользовалась в эпизодах своими данными — природной суховатой элегантностью. Прекрасно играла она и «бывших дам» — «обывательницу с фарфором» из «Блокады», продавщицу кружев и пр. Ее сценические шаржи (миссис Кэидер, «Школа злословия»; миссис Скыотон, «Домби и сын») были четки и изящны.

Не став актрисой-«примой», Гаррель всегда была актрисой в высшей степени «репертуарной», загруженной работой. Она играла, переходя с роли на роль, в самых долголетних спектаклях МХАТ («Пиквикский клуб», «Платон Кречет», «Анна Каренина», «Последние дни», «Идеальный муж», «Плоды просвещения», «Кремлевские куранты», «Иванов» и др.). Так было до конца — в 1988 г. она сыграла в премьере «Кабалы святош» Рене и в премьере «Московского хора» Дору Абрамовну. Последняя ее роль — Королева в «Ундине» (1990).

И. Соловьёва