Чайка
МХТ
>  25 апреля
Экскурсии «Путешествие в закулисье»
19 и 20 мая Художественный театр приглашает своих зрителей на экскурсию «Путешествие в закулисье. По мхатовским закоулкам». Об истории МХТ и его сегодняшнем дне мы расскажем в Портретном фойе, а на Основной сцене и в зрительном зале можно будет понаблюдать за подготовкой к вечернему спектаклю и узнать, в чем заключается работа помощника режиссера.
В путешествии по мхатовскому закулисью вас ждут неожиданные и интересные встречи. Вы побываете на всех трех сценах театра, увидите гримуборные мхатовских артистов, познакомитесь с работой гримеров и костюмеров. Мы пригласим вас в гримуборные К. С. Станиславского и О. Н. Ефремова и покажем рабочий кабинет Вл. И. Немировича-Данченко.
Путешествовать по мхатовским закоулкам вместе с вами будут автор проекта Александр Попов и Екатерина Кузнецова.
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте МХТ. Цена билетов 1000 р. Предложение ограничено, на экскурсию отправится всего 15 человек. Счастливых обладателей билетов в день экскурсии мы ждем в 14:00 в кассовом зале Художественного театра.
>  24 апреля
120 лет со дня рождения Анатолия Кторова


24 апреля исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Анатолия Петровича Кторова (1898-1980).

В МХАТ он попал уже зрелым и знаменитым мастером: дебютировав в 1917 г. у Ф. Ф. Комиссаржевского, окончил его студию и играл в его театре до 1920 г., а позднее — в Театре б.Корш. С середины 20-х гг. Кторов был знаменит своими киноролями: галантные авантюристы Каскарилья («Процесс о трех миллионах») и Коркис («Праздник св. Йоргена»), неотразимый ледяной фат Паратов в «Бесприданнице» Я. Протазанова (в конце 1930-х гг. артист прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х, чтобы сыграть старого князя Болконского в «Войне и мире» С. Ф. Бондарчука).
Приход в МХАТ не был мотивирован внутренней творческой необходимостью ни для актера, ни для принявшего его театра: органы управления искусства распределяли членов закрытого ими театра — кого куда, и поскольку Кторов и его жена, Вера Попова, несомненно первенствовали в Театре б.Корш — их «передали» в театр высшего разряда, каким в 1933 г. уже официально числился МХАТ. Найти для них достойную их таланта работу было весьма трудно в труппе, без того перегруженной, где коренные артисты годами не имели новых ролей. Первой ролью Кторова (после ввода на роль Блуменшена в спектакле «У жизни в лапах») тут стал адвокат Звонцов в «Егоре Булычеве и других» (1934), и, по мнению Немировича-Данченко, он стоил оценки «четыре». Он без особого успеха дублировал М. И. Прудкина в ролях Шервинского («Дни Турбиных», 1937), и Дульчина, («Последняя жертва», 1948). «Своим» до конца Кторов себя в МХАТ не почувствовал, но в «Пиквикском клубе», где он стал с 1936 г. играть Сэма Уэллера в очередь с В. О. Топорковым, и в еще большей степени в «Школе злословия», где он играл лукавого, обольстительного ханжу-нахала Джозефа Серфеса, он нашел себя, и определилось его неотъемлемое место. Он изобрел изломанную пластику и ритм, передававший самую суть снедаемого завистью Долгорукова, ненавистника поэта («Последние дни», 1943), изощренно модулировал длинные реплики гестаповца-интеллектуала в «Русских людях», 1943(владение голосом, интонацией, сценическими оттенками слова — как и отработанность неожиданного жеста — важная составляющая таланта Кторова). С тонким чувством стиля автора был сыгран диккенсовский лощеный злодей Кэркер в «Домби и сыне» (1949); грация в передаче полной безмозглости, неистощимость забавных деталей сделали шедевром его барона Клингена («Плоды просвещения», 1951). Среди наиболее заметных работ Кторова — профессор Серебряков, «Дядя Ваня» (1947), Суслов, «Дачники» (1953), Кроссмен, «Осенний сад» (1956), Автолик («Зимняя сказка», 1958). Поздние годы артиста ознаменовались общепризнанным успехом в роли Бернарда Шоу, которого он с полным блеском своего нестареющего мастерства, иронично, умно и печально играл в «Милом лжеце» с 1962 г., имея партнершей Ангелину Степанову в роли Патрик Кемпбелл. Их дуэт (Кторов — король, Степанова — советский посол) придавал цену спектаклю «Чрезвычайный посол» (1967). (Из статьи И. Соловьевой в энциклопедическом издании «МХАТ. 100 лет»)

За всю свою долгую жизнь Кторов не дал ни одного интервью, но после его смерти были найдены дневники, которые он вел с 1913 года. В 2008 году к 110-летию артиста был создан документальный фильм «Невольная исповедь милого лжеца: Анатолий Кторов», в основу которого легли эти дневниковые записи. Описанную в них закулисную жизнь МХАТа можно сравнить лишь со знаменитым романом Михаила Булгакова «Театральный роман». Фильм построен на параллельной исповеди героя спектакля «Милый лжец» и самого актера.
>  23 апреля
Показ эскиза «Слава» 26 апреля
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на то, что 26 апреля показ эскиза спектакля «Слава» (режиссёрская лаборатория «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х годов)») начнётся в 14 часов, а не в 19, как было объявлено ранее.
>  23 апреля
Сергей Женовач — художественный руководитель МХТ
Сегодня днём в зале Основной сцены МХТ состоялся общий сбор труппы, на котором министр культуры РФ Владимир Мединский представил коллективу театра нового художественного руководителя – Сергея Васильевича Женовача. Предваряя его выступление, министр сообщил, что театр «Студия театрального искусства», которым руководит С. В. Женовач, станет филиалом Художественного театра. Также он напомнил о премиальных сертификатах, которые в последние годы вручались наиболее успешным в экономическом плане театрам – они будут регулярно вручаться и впредь и носить имя О. П. Табакова. В. Р. Мединский предложил собравшимся почтить память Олега Павловича не просто минутой молчания, но аплодисментами. После продолжительных оваций слово было предоставлено Сергею Женовачу. Он напомнил об идее Станиславского, идее Художественного театра – всем вместе, таким разным, дружно и радостно делать одно дело, развивать искусство драматического театра, делать театр живого человека. Он призвал помнить о всём хорошем, что было сделано его предшественниками – в частности, Олегом Табаковым и Олегом Ефремовым, развивать это хорошее и не бояться новых поворотов: «Если делать театр честно, чисто и в радость – всё будет правильно». Также Сергей Васильевич сообщил, что на должность главного художника МХТ возвращается Александр Боровский, будет продолжено сотрудничество театра с ещё одним постоянным соратником Женовача – художником по свету Дамиром Исмагиловым. Далее слово взял новый худрук Театра Олега Табакова Владимир Машков, сравнивший Художественный театр и его символы (чайка и волны на занавесе, горельеф Анны Голубкиной «Пловец» над входом Малой сцены) с житейским морем – приходит новая волна, начинается новый этап в жизни театра. Выражая поддержку Сергею Женовачу, он подарил ему памятный знак, выпущенный в 1978 году к 80-летию МХАТ («Восьмёрка – знак бесконечности») и пожелал ему собрать коллекцию медалей к новым, грядущим юбилеям театра. Завершил сбор Владимир Мединский, обратившийся к труппе с просьбой поддержать нового художественного руководителя в его деятельности.
>  20 апреля
Сбор труппы — обновлённая информация
Вниманию аккредитованных журналистов! Сбор труппы в МХТ 23 апреля начнётся в 13:30 — на час позже объявленного ранее.
>  19 апреля
Специальный приз ММКФ Олегу Табакову
19 апреля 2018 г. на церемонии открытия 40-го Московского Международного кинофестиваля Олегу Павловичу Табакову был посмертно присуждён специальный приз «Золотой Святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф. Приз из рук Владимира Машкова получил сын артиста Павел Табаков. Зал почтил память Олега Павловича минутой молчания. 
>  19 апреля
Сбор труппы 23 апреля


23 апреля в 13.30 в МХТ состоится общий сбор труппы. Коллективу будет представлен новый художественный руководитель театра — Сергей Васильевич Женовач.

Аккредитация прессы: pressamxt@yandex.ru, + 7  495692-29-97
>  18 апреля
100-й спектакль «Дыхание жизни»


Сегодня, 18 апреля, спектакль Елены Невежиной «Дыхание жизни» будет сыгран в 100-й раз! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием!
>  17 апреля
«Слава». В рамках лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)»


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова в рамках режиссёрской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)» представляет эскиз спектакля «Слава» по пьесе Виктора Гусева.

Показы состоятся 25 апреля (начало в 14.00) и 26 апреля (начало в 14.00) на Новой сцене МХТ. 

Режиссёр Михаил Рахлин
В ролях: Станислав Любшин / Валерий Трошин, Артем Быстров, Данил Стеклов, Руслан Братов, Нина Гусева, Вероника Тимофеева, Янина Колесниченко, Дмитрий Чеблаков, Иван Дергачев, Кузьма Котрелев, Антон Ефремов, Евгений Сытый, Артем Соколов, Николай Сальников

Михаил Рахлин: «Это памятник советской драматургии, да еще и в стихах. „Слава“ — поэтическая пьеса 1935 года, сегодня такие редко можно встретить в репертуаре, и в Художественном театре стихотворных пьес в последнее время было мало. Она, как ни странно, не лишена актуальности. Пьеса изображает мир накануне войны, в предчувствии скорой войны. И тема подвига, героизма, патриотического воспитания рассматривается тут неоднозначно. Люди живут подготовкой к войне. Ожидая постоянно какого-то врага, готовятся быть во всеоружии, они забывают о том, что есть простая человеческая жизнь и простое человеческое счастье. Которое забывается и которое надо беречь. Мы строим светлое будущее и постоянно забываем про настоящее. И вся эта стройка превращается в огромную могилу.
В пьесе очень много наивным милых моментов, где мы позволяем себе иронию с высоты нашего времени. Но где-то этот наив становится поистине страшным. Тут есть мера серьеза, которую надо выдерживать. Чтобы тема не превратилась в стеб».

Стать зрителем показов можно, прислав запрос на адрес zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию и дату. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  11 апреля
«Игра в „Городки“» — к юбилею Станислава Любшина


14 апреля спектакль «Игра в „Городки“» будет сыгран в честь юбилея народного артиста РФ Станислава Любшина.
>  6 апреля
Юбилей Станислава Любшина


6 апреля исполняется 85 лет народному артисту России Станиславу Андреевичу Любшину.

Он окончил Театральное училище им. Щепкина в 1959 году и, будучи воспитанником традиционнейшей школы Малого театра, оказался одним из самых ищущих артистов своего поколения, неудовлетворенных современной сценой. Его путь пролегал через несколько театров — Любшин играл в «Современнике», на Таганке, в Театре на Малой Бронной, в Театре им. Ермоловой. Его Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» (1974, постановка В. Андреева) стал вехой в освоении драматургии А. Вампилова и новой драмы вообще. Его герои сочетали в себе почти избыточную открытость и внезапную замкнутость, жесткость и ранимость.
Союза с Любшиным искали выдающиеся кинорежиссеры, их фильмы с участием Станислава Андреевича стали классикой отечественного кинематографа: «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), «Щит и меч», «Монолог», «Слово для защиты», «Пять вечеров», «Не стреляйте в белых лебедей», «Кин-дза-дза!», «Тема»… Примечательна его работа над Чеховым — «Моя жизнь», «Черный монах», «Три года» (этот фильм, как и «Позови меня в даль светлую» по повести В. Шукшина, снят самим Любшиным).
В труппу МХАТ Станислав Андреевич вступил в 1980 году. Событиями стали его Тартюф в спектакле А. Эфроса, князь Хевистави в «Обвале» Т. Чхеидзе. Духом «жесткого Чехова» отмечены его вводы на роли Иванова и Гаева. Он играл Шмидта в «Возможной встрече», Мишу в «Мишином юбилее», Пиромова в «Колее», Мартина Дайзерта в «Эквусе», Андерсена в «Из жизни дождевых червей», Юродивого в «Борисе Годунове», Вершинина в «Трех сестрах», Битчема в спектакле «Художник, спускающийся по лестнице»… Сегодня в репертуаре артиста спектакли «Немного нежности» (Ненил), «Обрыв» (Тит Никоныч), «Мефисто» (Профессор), «Игра в „Городки“».

Московский Художественный театр отметит юбилей Станислава Андреевича 14 апреля недавней премьерой — спектаклем «Игра в „Городки“».
>  5 апреля
100-я «Крейцерова соната»


Сегодня, 5 апреля, спектакль Антона Яковлева «Крейцерова соната» будет сыгран в 100-й раз! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием!
>  2 апреля
Продажа билетов на май
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на спектакли мая начнётся 7 апреля: в кассах театра в 12 ч., на сайте – после 15 ч.
Просим обратить внимание: формирование очереди в кассы МХТ с использованием бумажных браслетов будет начинаться в 6 часов утра.
Бронирование билетов на май будет осуществляться с 9 апреля: по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 — с 12 ч., на сайте театра — с 14 ч.
До 9 апреля заявки на бронирование билетов на спектакли майского репертуара не принимаются.
>  2 апреля
Ушёл из жизни Михаил Угаров


В ночь на 2 апреля в Москве в возрасте 62 лет скоропостижно скончался Михаил Угаров — режиссёр, драматург, идеолог движения «Новая драма», один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка», основатель и художественный руководитель «Театра.doc». Человек, чей вклад в развитие современного театра переоценить невозможно.
С МХТ Михаил Юрьевич сотрудничал в начале 2000-х: в 2003 году Художественный театр совместно с фестивалем «Новая драма» проводил Декаду новой драматургии, тогда же на Новой сцене Александром Галибиным был поставлен спектакль «Обломов» по пьесе Михаила Угарова. В 2004 году сам Михаил Юрьевич поставил в МХТ спектакль «Количество» по пьесе Кэрил Черчилл, где играли Борис Плотников и Максим Виторган. Пять лет назад, в январе 2013 г., Кирилл Серебренников, собирая знаковые фигуры сегодняшнего отечественного театра для постановки вечера-посвящения «Вне системы», приуроченного к 150-летию К.С. Станиславского, пригласил Михаила Угарова на роль Вл. И. Немировича-Данченко. Многих мхатовцев связывали с Михаилом Юрьевичем дружба, совместные работы на разных театральных площадках и в кино, общность взглядов.
Художественный театр искренне скорбит и выражает соболезнования Елене Греминой, родным и близким Михаила Угарова, коллективу «Театра.doc» и всему нашему театральному сообществу.