Режиссеры

«Авлабар, или Новая Ханума»: Ирина Пегова в комедийном мюзикле о любви и страсти с грузинским колоритом

Инесе Понелис, КиноРепортер, 17.05.2023
В МХТ имени Чехова – настоящий праздник жизни: новая версия 140-летней «Ханумы» Авксентия Цагарели с другим переводом и специально написанными для спектакля песнями. Однако «Авлабар, или Новая Ханума» – не старая пьеса на новый лад, а нечто большее. В то время как тема проблемного сватовства остается в центре сюжета, наслаиваются на нее вполне актуальные проблемы. Добавьте к этому юмор, музыку, харизму – и страсти не избежать. Рассказываем, чего еще ждать от грузинского мюзикла, выходящего далеко за рамки жанра.

Действие разворачивается в Тифлисе, в районе Авлабар: немолодой князь Васо собрался жениться на Манане, которую ему предложила Ханума – главная и единственная сваха города. Брак должен помочь мужчине преодолеть финансовые трудности, а заодно избавить невесту от статуса «старой девы». Но вдруг на горизонте появляется Кабато – жаждущая славы и денег хитрая сваха, которая завидует Хануме и намерена ее переиграть. Теперь Васо стоит перед невозможным выбором: жениться на дочери купца Сурена, который сулит огромное богатство в обмен на статус, или же на Манане – девушке княжеского происхождения, но с меньшим приданым. В первом случае беднягу ждет месть свахи. Во втором – разборки с несостоявшимся тестем.

Спектакль врывается на сцену, словно балаганный цирк, и не дает ни минуты покоя: много народа, шумно, весело, все наперебой о чем-то спорят. И только пьяный Васо реагирует исключительно на слово «тост», а остальное время пребывает в абсолютно бессознательном состоянии. Грузинские страсти смешиваются с юмористическими ситуациями, их перебивают танцевальные па, с которыми наперегонки соревнуются песенные номера, и все это – на фоне умопомрачительных декораций. 

Харизматичные персонажи – от Васо и его сестры Текле до слуги Тимотэ и, наконец, самой Ханумы – говорят громко и с акцентом. Будто ты попал на шумное застолье, где каждому есть что рассказать. Характеры героев дополняют потрясающей красоты костюмы Евгении Панфиловой, превращаясь в пеструю вереницу запоминающихся образов. Вот волевая дерзкая Ханума, которая умеет вести дела, – в мужском одеянии, ленивый инфантильный Васо – в поношенном домашнем, а купец Сурен одет ярко, но при этом будто «с чужого плеча» (да и нужен ли ему новый княжеский статус?).

Но о костюмах в какой-то момент попросту забываешь – так пленительна актерская игра. Ирину Пегову не узнать: черные косы, грим, зычный голос с хрипотцой… Одно ее появление фееричнее другого. То на воздушном шаре в виде хинкали на сцену спустится, то в бочке с самогоном спрячется, а то и вовсе оденется мужчиной, чтобы пробраться в серные бани.

Но это не единственное волшебное перевоплощение. Актерский состав настолько умело собран, что порой возникает чувство, будто Тифлис сам преодолел время и пространство и приземлился на сцене МХТ. Замученного жизнью Васо играет Артур Ваха (в другой версии – Юрий Стоянов), обеспокоенную Текле – Мария Зорина, вездесущую Кабато – Янина Колесниченко.

Танцуют все! Мужской ансамбль связывает эпизоды, украшая паузы между появлениями главных героев: хор чудесных голосов и акробатические номера с шашлыками на шампурах в равной степени прекрасны и смехотворны. Хореографию ставила Ирина Кашуба, и без ее танцев стакан Авлабара был бы наполовину пуст. Юмор тоже играет важную роль – герои высмеивают расточительство, пьянство, меркантильность, но параллельно воспевают любовь и брак. Не сомневайтесь: свадьбе быть, а то и не одной! «Новая Ханума» под руководством режиссера Виктора Крамера об этом позаботится.

Поют, кстати, тоже все – благодаря музыкальному руководителю Алле Тарасовой. Что касается стилей, то здесь нашлось место и зажигательным песням, звучанием напоминающим народные, и рок-композициям, и страстному танго в сопровождении стихов, и даже перфомансу хинкали-монстра. А один из ярчайших номеров – самый настоящий батл Ханумы и Кабато под битбокс, еще и с метаотсылками, которые добавляют специй этому необычному блюду с грузинским акцентом.

В какой-то момент кажется, что кто-то не выдержит: подмостки, зритель, Васо… Аллегория хрупкого авлабарского мира, словно огромный остров-планета, повисает над сценой, грозя упасть на главных героев, а то и вовсе перевернуться, оторваться – и улететь в открытый космос. В кульминационный миг этот громадный камень превращается в пульсирующее живое сердце, будто напоминая, что жизнь в страстях – не предел для Авлабара. Можно переживать еще сильнее, восклицать еще громче, любить еще горячее. И эта горячка мгновенно заражает, заряжает зал, поскольку страстям всегда найдется время и место. В любом городе, в любом возрасте, в любую пору года.

Ближайшие показы спектакля «Авлабар, или Новая Ханума» состоятся 29 и 30 мая на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова.

Оригинал статьи
Пресса
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Игра воображения на сцене МХТ, Вадим Верник, Ok!, 2.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер — о новом спектакле “Враки” в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021