ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Король не будет спать

Алла Шевелева, Театральная афиша, № 3, 17.03.2017
Польский режиссер Ян Клята впервые осуществил на сцене МХТ им. Чехова постановку «Макбета». Самую мрачную «ночную» шекспировскую трагедию он интерпретировал как современный боевик, срифмовав заглавного героя с Джеймсом Бондом.
Храбрый генерал-майор, верный сын своей родины, Макбет в исполнении Алексея Кравченко под заглавную тему фильма “Skyfall” совершает стремительное восхождение к шотландскому трону. Приняв на веру пророчество ведьм, поддавшись соблазну, под покровом ночи он убивает короля Дункана и, пройдя эту точку невозврата, совершает все новые и новые убийства.
Главный вопрос, на который пытаются ответить создатели спектакля: когда убийство меняет очертания и вместо подвига становится преступлением? Герои постановки живут по законам военного времени. И речь здесь идет не о старинных героических битвах прошлого, а о сегодняшней, грубой тотальной войне против человека. Над их головами, словно вертолет, кружит квадрокоптер, безучастно снимая кровавые сцены и передавая изображение на экран. Друг Макбета Банко погибает, как герой компьютерной игры, не вызывая сочувствия ни у зрителя, ни у отдавшего приказ наемным убийцам Макбета. Напротив, самой пронзительной становится массовая сцена, в которой обнаженные по пояс молодые люди снова и снова убивают друг друга, встают, падают, умирают, воскресают, снова встают и рвутся в бой.
Становится ясно, что в этом безжалостном мире силы зла не имеют власти над человеком. Для Макбета встреча с кокетливыми ведьмами – лишь повод утолить свою жажду власти. В довершение пугающей картины сумрачное пространство вбирает в себя эстетику сна. В параллельном измерении, которое пересекается с реальным миром, всевидящее око наблюдает за героями из глубины сцены, а сошедшая с ума леди Макбет (Игорь Хрипунов) превращается в огромную ночную бабочку, а призрак Банко является своему убийце.
В результате герой находит самый верный способ прервать этот нескончаемый ночной кошмар – умереть на поле боя. Макбет получает избавление от мук, но театр не ставит точку на его гибели. Следом за ним на авансцену выходит следующий безвольный властитель – Малькольм (Александр Семчев), ему присягает новый отчаянный храбрый воин Макдуф (Игорь Хориняк), в мыслях которого уже смутно проскальзывает мечта о престоле.

Статья «Король не будет спать», журнал «Театральная афиша», www.teatr.ru
Пресса
Король не будет спать, Алла Шевелева, Театральная афиша, № 3, 17.03.2017
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016