ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Что такое жисть

Павел Руднев, Ваш досуг, 11.03.2002
На этом спектакле зрители вспоминают, что Художественный театр начинался как театр сценической правды и «программного» реализма. Так близко подойти к истокам МХТ за последние десятилетия смогла только нынешняя мхатовская молодежь.

Не стоит и говорить о том, насколько трудно актерам на третьем десятке освоить и язык, и идеологию красноярского затворника Виктора Астафьева. Ситуация повторяет сюжет из того «Бабушкиного праздника» — одного из двух рассказов, что разыгрывают актеры. Скромница Люся-горожанка, случаем залетевшая на крестьянское застолье, деревенских песен и жизни сермяжной не знает, но чувствует неодолимое родство с ними. Память о предках чудом самовозбуждается в юных мхатовцах, как будто прорастают в новомодных потомках полузабытые приметы пращуров.

Виктор Астафьев описывает жизнь советского человека как вечное мытарство вообще души человеческой и ýже - как неуничтожимую трагедию российского бытия, которое требует от человека будничного героизма и недюжинной житейской стойкости. Отсюда в 20-летнем Данилке, вернувшемся с Великой Отечественной, пробуждаются обрывки православных молитв, неискорененная, пусть и самая неказистая мысль о Боге. Проза Астафьева, прочитанная молодыми мхатовцами, еще не разучившимися плакать и рвать на себе рубаху в самые страстные моменты, выглядит уроком выживания. 

На «Пролетном гусе» испытываешь подлинный, почти забытый кайф от сюжетной литературы, когда действие льется ровно и скоро, как вода из-под крана. Без отступлений, длиннот и пауз, торопясь и всегда успевая, дюжина парней и девчат, бесконечно меняясь ролями, разыгрывает два рассказа: трагический и «жанровый». Юная семья, лишившаяся в войну родных, крова и имущества, селится в городке Чуфырино. Данила и Марина легко побеждают все невзгоды, но затем послевоенный быт постепенно начинает побеждать их самих — тех, кого пощадила война. «Так было!» — хочется сказать во всякую минуту печальной истории: чужая мать, дающая молодым кров и заботу и извергающая из сердца собственных детей, партийный лидер и его мерзавка-жена, выживающие нищих работяг из дома; мальчик Аркашка, погибающий от недоедания, подушечка с боевыми орденами, брошенная в могилу мужа вместо горсти земли? Так было!

Вторая история посвящает нас в таинство семейного праздника, когда веками выдерживаемый ритуал деревенской трапезы ломается о крепкую сибирскую породу. От «запашистого» стола к подблюдным песням, от допущенного к столу горького бражника дяди Митрия, сумевшего не притронуться к стакану, до мирного дяди Левонтия, который все хотел узнать, «что такое жисть», и потому уверенно потянул на себя скатерть и успокоился только связанный.

Кульминация спектакля — последняя охота Данилы, которая становится последней попыткой спасти безнадежно больного сынишку. Неудачливый охотник, помогая себе неуклюжими страстными молитвами, ищет в потемках подстреленного гуся — мясо для целебного бульона. Человек может ощущать себя в жизни «пролетным гусем», подбитым случайно. А может — частью вечности на суровом празднике жизни. Между самоощущениями двух рассказов Астафьева — напряженная «вольтова дуга» жизни, которую хочется назвать настоящей.
Пресса
Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016
Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016
МХТ имени Чехова — в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016
Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016
Семейные истории на полях Великой Отечественной, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.04.2015
«Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Что такое жисть, Павел Руднев, Ваш досуг, 11.03.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001