ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Табаков от А до Я

Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков. Как много в этом слове для сердца русского слилось? А сколько в нем отозвалось? От самого высокого, граждански-ответственного до мальчишески-хулиганско-ёрнического. Табаков — он и в Африке Табаков. И в день его 75-летия, который случится как раз сегодня, «МК» выпускает уникальное издание — энциклопедия «Табаков: от А до Я». Писали мы ее так — я предлагаю слово на определенную букву, а он - соглашается или дает свой вариант. Итак, поехали.

А — актер. Где-то в 8-м классе я почувствовал, что ни к какому другому делу не пригоден. Самую первую роль, то есть ту, что сыграл за деньги, помню — это Саша Комелев из фильма «Тугой узел» по повести Тендрякова, режиссер Михаил Швейцер. Сумма гонорара была огромная и составляла 16 с половиной тысяч рублей, что в 1956 году являлось ценой автомобиля «Победа».

Б — большой артист. Тот, кто играет много. Но статистики сыгранных ролей у меня всерьез нет. Больше 100 в кино, в театре приближается к этому же. Очень много было работ на радио, много записал пластинок… Сейчас я играю 95 спектаклей в сезон. Как выдерживаю нагрузки? Последние полтора года были для меня очень тяжелые. Я имею в виду уголовное преследование трех сотрудников Московского Художественного театра. Первый раз в моей жизни людей, работающих под моим началом, обвинили в воровстве. Всякое бывает, но полоскать имя Художественного театра, как это позволили себе некоторые средства массовой информации… Я уверен, за это Господь накажет.

В — власть. Власть от Бога. Вот и все. Я никогда не ходил во власть, всегда держал дистанцию. Уверен, что власть нельзя давать лживому, пустому человеку или пришедшему во власть за деньгами. В 34 года я стал директором «Современника», а до этого возглавлял административную службу его коллегиального правления. На сегодняшний день — худрук МХТ им. Чехова, «Табакерки», завкафедрой Школы-студии МХТ и худрук театрального колледжа Олега Табакова.

Г — «говно». Это худшее в человеке, чего он должен стыдиться и постепенно освобождаться от этого. Антон Павлович Чехов предлагал из себя по капле это выдавливать. В конечном итоге это мечта стать интеллигентным человеком. Антон Павлович для меня самый главный интеллигент в России. 

Д — дети. Лучшее из того, что я создал. Их у меня четверо и еще пять внуков. Самой младшей — Маше (дочь Антона) еще два года.

Е — еда. Замечательное, приятное и полезное занятие. Циники говорят: «Мы - это то, что мы едим». Любимое блюдо — борщ, хорошо сваренный. На мясе, конечно. Гречневая каша, хорошо прожаренная. На сковородку надо плеснуть подсолнечного масла, добавить совсем немножко лука и долго-долго переворачивать. А если добавить такую специю, как «вюрце», и переворачивать кашу досуха, о, это!!!.. Еще раки, хорошо сваренные.
В свое время я попал в дом Петросянов в Париже (дом торгует по всему миру икрой), и мне дали такие ма-а-ленькие блинчики с ложечкой икры. Хорошо, но… Однажды, когда мне было лет 12, я втайне от мамы (она огорчалась, если я виделся с отцом) поехал с отцом на рыбалку. Я заснул на берегу, возле пня спиленного дуба, и отец разбудил меня, когда еще солнце не встало. Потом он пошел к лодке, и я видел, как он нес в руках полиэтиленовый пакет. Надорвал его и вывалил в хохломскую чашу содержимое — это была осетровая икра. И никогда после аналога этому в жизни не было. Отец присолил икру немножечко, достал из брезентовых штанов деревянную ложку и сказал: «На, ешь».

Ж — жадность. Жадность я испытывал только тогда, когда меня, ребенка войны, раскулачивали мои товарищи по «Современнику». Мама присылала мне из Саратова штрудель, но не то, нечто сопливо-мягкое, что подают теперь в ресторанах, а сухой, с начинкой из черносмородинового варенья с орехами. Он был хрустящий, похожий на псориаз, потому что шелушился. И когда эти гады, мои друзья, извлекали это, вот тогда я проявлял жадность.
Нет, я не жадный, но осуждать людей жадных не стану, потому что объяснил — сам небезгрешен. Но людям помогал, помогаю и буду помогать насколько хватит жизни моей. Ничего не требуй взамен, не помышляй, что взамен будет.

З — зависть. Несвойственна. Завидую только людям, которые умеют говорить по-французски, которые играют на фортепиано или на скрипке. Мне завидовать некому. Заявление, конечно, наглое, но завидовать Виктору Петровичу Астафьеву или Александру Исаевичу Солженицыну глупо, как глупо завидовать культуре и знаниям Дмитрия Сергеевича Лихачева или таланту Святослава Теофиловича Рихтера или Дениса Мацуева. Я рано почувствовал к себе зависть, но от этого не легче. Годкам к 25 все это детерминировал. А бороться бессмысленно, завистников только смерть останавливает.

И — искусство, история, идеи. И то, и другое, и третье называется взгляд и нечто. Но идеи для меня всегда были важны. Я, пожалуй, вслед за Достоевским готов сказать: «Безнравственно не менять убеждений». Вот какая идея владела мною после ХХ съезда партии, когда я думал: «Ох, как хорошо бы реабилитировать Бухарина, Троцкого и всех остальных!» Потом был момент, когда добрый Ленин был нам дороже отвратительного тирана Сталина. Но когда я узнал исторические факты пакостей и того, и другого, я подумал, что сохранить себя — это самое главное. А сохранить себя — значит не сотворить себе кумира.

К — кумир.  Этого нет. Самые любимые люди моей профессии — Женька Евстигнеев, Фаина Георгиевна Раневская, Женя Лебедев, Паша Луспекаев, Василий Осипович Топорков. Артист саратовского ТЮЗа Александр Щеголев. Они не кумирами были, а любимыми настолько, что сердце замирало, когда они выходили на сцену, и ком к горлу подкатывал. Кумирня — это пространство, где стоят каменные изваяния кумиров.

Л — любовь. Самое главное, что делает человека человеком. Бог есть любовь. До той поры, пока я люблю, могу любить, я живой. Если это заканчивается, надо любить природу, в ботанический сад поступать. Я имею в виду прекращение самого желания любить.
Я — сын медиков и знаю много об ограниченности человеческого бытия как во временном, так и в физическом смысле. Не зря же Хемингуэй пустил себе пулю в лоб. Вот у моего отца, интеллигента в первом поколении, как-то в столе я нашел пистолет именной и цианистый калий. Самое страшное, что может быть в жизни, — это беспомощность, быть обузой для кого-то. Вот этого, наверное, я при моем комплексе полноценности и честолюбия не перенесу.

М — море или Миронов (наше предложение). Мама (предложение О. П. ). В посредственном романе Фадеева «Молодая гвардия» есть такие слова: «Мама, я помню руки твои с того самого мгновения, когда стал осознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар… Я любил целовать эти темные жилочки». Мама и две бабушки, и Мария Николаевна, соседка, захотевшая стать мне и Антону (сын) второй мамой. Я живу защищенный их любовью до сих пор. Вообще мама — это самое высокое. Вот я смотрю, как Марина (жена. — М. Р. ) любит Павлика, Машку, как она беззаветно им предана — это фантастика.
Мой отец был любвеобильный, у него было пять браков. А баба Аня говорила: «Бедный Павлуша, это все они, проститутки». А Люсе (Людмила Крылова, первая жена О. П. — М. Р. ) она говорила: «Люсенька, их хоть 77, а ты хозяйка всем».

Н — ненависть. Ненавижу Сталина и Ленина… 72 года они мучили на дыбе землю мою родную, Родину мою любимую. Если бы Столыпин жил, я думаю, где бы теперь была Америка со своими Соединенными Штатами и где бы была Россия? В какой десятке и на каком месте? В той России, мне об этом говорила бабушка, а ее мать была крепостной, у них в деревне жили около 20% алкоголиков. Но староста и сход детей алкоголиков посылали учиться за деньги деревенских, так же как и детей непьющих. Самоуправление российское, земство российское — уничтожены. Очень большие грехи у этих людей. Когда Булгаков в моем любимом романе «Мастер и Маргарита» пишет: «Люди как люди, но квартирный вопрос испортил…», я думаю: нет, еще и советская власть испортила людей подачками.

О — отдых. Занятие мне не свойственное, радости не приносящее. По обстоятельствам отдыхал, так как в молодости надо было Антона возить на море. Терпел неделю, а потом начинали в голову приходить мысли. Я отдыхаю и сплю только перед тяжелым спектаклем, тем, за который теряю 700-800 граммов, и твердо знаю, что зритель получит от меня больше. А зрителя надо уважать. Вот 7 августа, когда началась предварительная продажа билетов на сентябрь, а температура на улице была 38 градусов. Знаешь, на сколько мы продали билетов? На 690 тысяч! Они доверяют мне и поддерживают меня. Правда, мы раздавали маски и воду бесплатно.

П — поражение, провал. Поражение связано с тем, что я плохо играл какие-то роли. Но когда это случалось, это был стимул мне не повторять ошибок. Чего ханжить? Я забалован зрителем. Они, видимо, и прощают мне многое, что я их редко подвожу. С годами к себе я становлюсь строже и строже. Борис Леонидович Пастернак писал, что «пораженье от победы ты сам не должен отличать». Но артист должен.

Р — роль. Самая любимая… Сначала была роль Олега Савина (фильм «Шумный день»), потом были «Каштанка», «Гори, гори моя звезда», «Полеты во сне и наяву», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Обломов»… Роль, она ведь как создание — из меня вылупляется нечто, что имеет свою пластику, физику, голос и духовную жизнь. Из последних люблю «Три истории» Муратовой, Суходрищева из «Шырли-мырли». Еще люблю своего Старика из спектакля «Комната смеха».

С — студия, «Современник». Очень повезло в жизни: все было настоящим, а не приблизительным. И люди, которые поддерживали, — настоящие: Лакшин, Туровская, Соловьева, Караганов, Демин. Помню, как после спектакля «Балалайкин и К» Константин Симонов сказал мне, грассируя: «Старик, а вы не замечали, что у вас лицо во время спектакля становится крупнее и больше?»
Еще на «С» — стыд и совесть. Стыд — это обязательная составная интеллигентного человека. А совесть — это, по Достоевскому, «Предчувствие доступной человеку истины».

Т — товарищи-друзья. Я был счастлив в друзьях. В юности у меня было два друга, и мы были как три головы того дракона. Шутили, хулиганили, и если рассказывали анекдоты, то смеялись в одних местах. Даже девушки у нас были из одного хореографического кружка. В театре можно дружить. Я до сих пор дружу с Галей Волчек, с Валей Гафтом, по-прежнему люблю Лилю Толмачеву.
Я люблю Олега Николаевича Ефремова, хотя наши взаимоотношения с ним были похожи на зебру. Однажды мы стояли в почетном карауле над гробом Василия Осиповича Топоркова — и Сергей Бондарчук в сердцах сказал нам: «Ну, идиоты поганые, хоть перед лицом мертвого учителя опомнитесь». А мы тогда два года с Олегом не разговаривали потому, что он, когда уходил из «Современника» во МХАТ, ввел в заблуждение членов правления и сказал им, что это я решил сесть на его место. Он был нетрезв тогда. «Позвольте, откуда такая информация?» — спросил я. «В горкоме партии сказали». — «А ну, пошли в горком партии»… Так вот, после того нашего стояния над гробом он пришел ко мне и извинился. И мы даже поплакали.
У — учитель. У меня их трое — Топорков, Олег Ефремов и Наталья Осиповна Сухостав, руководитель драмкружка в Саратове. Дочь чешского профессора, идеалиста, приехавшего в страну Советов строить социализм.

Ф — фарт (предложение О. П. ), финансы (предложение «МК»). Всегда с молодых лет зарабатывал. Бизнесмен, конечно, во мне умер. Первые свои деньги я сделал на библиотечке — таком приложении к журналу «Красноармеец» (его потом переименовали в «Советского воина»). Сразу после войны такие малоформатные книжечки (9х12) печатали произведения Мериме, Джекобса, полупорнографический рассказ «Прекрасная дама» Алексея Толстого, «12 стульев». Короче, все то, что во время войны отсутствовало, в эту маленькую «трубу» хлынуло. И я стал покупать эти книжечки — по 20 книжечек, менял, а потом продавал. Мне было лет 13-14, и к хрущевской реформе у меня накопилось довольно много денег. Я ждал, дурак, ждал, но когда понял, что все, из-за реформы деньги пропадут, решил их истратить. Единственное, что работало в тот вечер — аптека. Я купил два ящика зубной пасты, две коробки зубного порошка, 100 зубных щеток и огромную коробку презервативов. Но не для того, чтобы использовать как контрацептивы (я этого не любил в течение всей жизни), а для того, чтобы в этот презерватив наливать воду и сбрасывать с высоты дома, где я жил. 

Х — хреново. Бывает. И бывало в жизни не раз. Никогда не делюсь ни с кем. В исключительных, редких случаях беру 200 граммов, заедаю черняшкой, может быть, селедкой с маслицем и ложусь носом в угол, часов 10 спать. Помогает.
А еще Х - халтура. Никогда не принимал участия в халтурах. Ни-ког-да!!!

Ц — цель. Цель одна: сделать максимально много для того, чтобы детям и внукам моим жилось лучше, чем живется людям сейчас. Если выходить за рамки семьи, то надо: построить филиал Художественного театра, поставить на ноги и на крыло новую генерацию МХТ. Надо построить дом для бездомных молодых артистов и неухоженных мхатовских стариков. Надо, наконец, дождаться окончания строительства подвального театра. («Табакерка». — М. Р. ).

Ч — Чехов, честь. Одно с другим связано. Чехов — он, как Полярная звезда, что ли. К которой идешь-идешь и никогда не придешь. Не греет, но отчаиваться не дает. Хотя неправда — греет.

Ш — шутка. Это нам свойственно, и это иногда получается на самом деле. Вот Женька Евстигнеев, когда мы вместе играли в спектакле «Продолжение легенды», однажды выдал. Он играл старого бывалого рабочего по прозвищу Батя, а я молодого, не поступившего в институт и уехавшего на строительство гидроэлектростанции Толика. У меня осталась в Москве любимая девушка Юна, и я сидел на холме и как бы страдал, звал ее: «Юна, Юна». А Женька взял нимб из другого спектакля (два ободка со звездочками) и, стоя в кулисах, позвал меня: «Гляди, я Юна, Юна». На следующем спектакле Ефремов выводил меня в другой сцене. «Вот, Батя, познакомься, это Толя». А я перед выходом на сцену зачерпнул в ладонь из большой банки солидол и так пожал протянутую руку Евстигнеева, что он: у-у-у…

Щ — щастье. Это секунды, но я знал в жизни счастье. Это то, чего не купишь, не назначишь, не найдешь. Нет, счастье найти нельзя. Это как протуберанцы солнца. Любовь и дети — главные ингредиенты счастья. Работа — на третьем месте.

Э — экстаз. Нет, ничего экстатического во мне нет. Давно я поехал в США в составе нашей делегации от комитета молодежных организаций. Нас сопровождал агент ФБР Тони О'Ньюно. Вот мы едем, едем с ним, проехали километров 50, и я смотрю: он время от времени курнет чинарик и кладет его на место. Я не выдержал: «А ну-ка, давай я попробую». А до этого мы наелись до отвала бифштексами размером с лапоть. В общем, я курнул два раза. «Стоп, Тони, останавливай машину!» И выблевал всё. Он меня пытался приобщить и к тяжелым наркотикам, и к таким, и к сяким. Оказалось, что организм мой не приемлет подобного вмешательства.

Ю — юность. Самый счастливый отрезок юности — это 8-9-10-й классы. Были рядом Славка Нефедов и Мишка Свердлов, любимая девушка Нина Кудряшова и жизнь была так полна, так верно мы дружили. И подобное никогда не повторялось.

Я — просто я. Думаю, что я не впустую прожил 75 лет. Я искренне думаю, что смогу быть полезен Художественному театру и театру на улице Чаплыгина. Если пойму, что не соответствую, уйду. Но сказать, что у меня были бесцельно прожитые годы, я не могу. Я не имею права повторить вслед за Путиным, что пахал, как раб на галерах (наверное, он работает больше), но я приближаюсь к этому.
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010