Ольга Яковлева: «Где этот прекрасный мир, когда он наступит?»

Мария Михайлова, Театрал, 17.12.2023
Народная артистка России Ольга Яковлева, одна из самых известных актрис МХТ имени Чехова, стала лауреатом премии «Звезда Театрала»-2023 в самой почетной номинации «Легенда сцены». Как сказал театровед Алексей Бартошевич в интервью, посвященном творчеству актрисы: «Искусство Эфроса и Яковлевой – это искусство сложности и утонченности, и права на эту утонченность».

– Ольга Михайловна, искусствовед Сергей Николаевич в своей статье назвал вас «последней аристократкой русской сцены». Как вы относитесь к этому определению?

– Очень смешно… А как это можно всерьез воспринимать?

– А звание «Легенда сцены»?

– А как вы полагаете? Это всё, конечно, надо в кавычках писать. Когда у нас про кого-нибудь говорят «великие» – всё же начинаешь думать, так ли это и как к этому относиться… В обиходе-то знаешь, что надо посмеяться и поблагодарить за великодушие. ..

Но если серьезно, то я думаю, что я – счастливый человек, потому что принадлежу к «легендам сцены» в плане того, с кем мне доводилось встречаться в течение моей жизни, с кем беседовать, о чем, и какая была разница в возрасте или в званиях…

Видимо, это был такой период. Шестидесятники. Заходишь в Дом литераторов и можешь побеседовать, с кем захочешь – от Юрия Нагибина до Василия Аксенова. От Беллы Ахмадулиной до Евгения Евтушенко… Интересно, неужели это «Оттепель» так действовала на людей, что они были так просты в обращении? Все беседовали, с кем хотелось и о чем хотелось. И это было так естественно… И в этом смысле я легенда, так как в вузе нас учили Захава и Раппопорт, Любимов и Борисов! Партнерами по школе были Андрей Миронов и Николай Волков. В театре – Василий Лановой и Михаил Ульянов, Софья Владимировна Гиацинтова и Аркадий Вовси, Ширвиндт и Державин, Збруев и Круглый, Гафт и Броневой, Остроумова и Каменкова, Табаков и Каневский, Вертинская и Славина, Юрский и Золотухин, Качан и Гаркалин… С Володей Высоцким было записано три пластинки – по Джеку Лондону, Пушкину и Блоку!

Почти четверть века я работала с Анатолием Эфросом… Меня приглашали в свои театры Георгий Товстоногов и Рубен Симонов… Когда вспоминаю, то начинаю сама себе завидовать… Я видела спектакли с Полом Скофилдом, с Дороти Тьютин. Была на концерте Марлен Дитрих и Дюка Эллингтона. Смотрела спектакль с Мадлен Рено и Жаном-Луи Барро. Я смотрела великие балеты в Большом! «Спартак», «Лебединое озеро» и «Чайку» – с Марисом Лиепой, Владимиром Васильевым, Майей Плисецкой. «Ромео и Джульетту» Бежара с Катей Максимовой. Слушала оперы с Еленой Образцовой… И хочется сказать, я так много видела и слышала, что должна быть благодарна всему и всем, с кем меня сталкивала жизнь…

– Сейчас вы работаете в МХТ, где в последние годы происходит много перемен. С вашей точки зрения, каким должен быть этот театр?

– Прежде всего, надо создать Дом. Это же Дом Станиславского! И всякий раз его надо строить заново, разрушать ведь легче, чем построить… Олег (Табаков – «Т») создавал его разносторонним. У него появились тогда молодые режиссеры – Писарев, Машков, Марин… Табаков придумал награды для «долгожителей» МХАТа, приглашал талантливых артистов из московских театров и театров России. Помню, Олег хотел пригласить на постановку Туминаса, даже меня просил поговорить с ним. Ведь Римас опосредованно считал себя учеником Эфроса, часто приходил к нам на репетиции на Бронную. И потом мне его спектакли были очень близки. Быть может, они действительно в чем-то совпадали…

– А что для вас настоящее мастерство артиста?

– Недавно я посмотрела по телевизору фильм «Солнечный ветер» по пьесе Дворецкого. Анна Каменкова, которая в нем играет ученую, говорит о творчестве ученого-физика, о том, что достигла момента, когда не видит возможности дальше продолжать свой научный поиск… И я вдруг начинаю плакать по эту сторону экрана. У Ани есть такая способность – говорить о чем-то своем так, словно она говорит о тебе, о твоей боли, о твоей жизни. Мы вместе проработали на Бронной почти 20 лет. У нее есть этот актерский дар – такого постижения глубинного смысла, что это начинает невероятно волновать зрителя…

Но сейчас с профессией всё как-то сложно. И с актерской, и с режиссерской. Мне кажется, в данный период у театра меняется менталитет… И ориентиры, и смыслы… И если даже что-то абсолютно противоречит близким тебе предыдущим смыслам, то всегда кто-то найдется, кто скажет: а почему бы и нет? Все заняты тем, где взять деньги и как их побольше заработать… И придумывают разные способы. То появляется какой-то «ландшафтный театр», то «под лестницей», то «в гардеробе», то разовые читки пьес, такие полуфабрикаты… Всё время какие-то «новые веяния» и прожекты… То у всех были телевизоры на сцене, то все вдруг почему-то босиком стали ходить… И эти штампы переходят «из рук в ноги»…

– Вы как-то сказали, что актер должен быть клоуном, но при этом не терять собственного достоинства.

– Актера нельзя унижать. Есть поговорка «Не гордая птица – не летает». Артист должен в себя верить… У Эфроса была удивительная черта: что бы ни происходило в жизни, в какие бы катаклизмы мы ни попадали, вот, к нему подходишь, стоишь рядом, и ты уже себя оправдал. Становишься чище, благородней…

– Когда не стало Анатолия Эфроса, на несколько лет вы уехали в Париж, что вы делали там?

– Жила… Озвучивала мультфильмы на студии «Булонь»… Уже больше 30 лет прошло…

– Хорошо знаете французский язык?

– Ну, тогда объясниться могла… Там можно было бы работать в Консерватории, но для этого нужен был договор с нашим Минкультом. К тому же я не собиралась долго пребывать во Франции. Это был период, когда я решила: чтобы не быть здесь – буду там… А потом вернулась, чтобы больше не быть там, а быть – здесь.

– Потому что Андрей Гончаров пригласил вас в Театр Маяковского для возобновления спектакля Эфроса «Наполеон Первый»?

– Да, тогда я вернулась, хотя поначалу и побаивалась этого предложения, так как Андрей Александрович слыл «громкоговорящим» руководителем, и к тому же его все называли закоренелым «соцреалистом». Его громкоголосые замечания было слышно издалека, но если подойти к нему и сказать: «Андрей Александрович, ну что вы так шумите! Это же произошло (то, из-за чего он кричал) случайно, никто не хотел вас огорчать. Ну, что вы, ей-богу!» И он тут же обмякал… Он был добрый, покричит и успокаивается. Как ребенок. И этим он был симпатичен.

– А когда вы были у Эфроса, то никогда не думали о том, чтобы работать с другими режиссёрами?

– Я могла вообще уйти из театра. Совсем. Это я могла, а вот пойти с кем-то другим работать – нет. Поэтому так непросто было продолжать, когда не стало Анатолия Васильевича.

– После вашей многолетней работы с Анатолием Васильевичем вы, наверное, сами многое знаете и можете режиссерам подсказать, что нужно делать?

– Нет, актер не может этого знать! У меня, конечно, есть какой-то внутренний «цензор», когда я думаю, что так не должно быть, что это плохо, что надо что-то изменить… Но, по сути, актер не может сам ничего знать. Нет взгляда на себя со стороны… Это может только человек извне. Мне вообще кажется, что любой зритель, сидящий в зале, понимает про происходящее на сцене больше, чем мы, актеры, это играющие. Любой. Я – зритель – умнее себя, актера на сцене. Для зрителя всё наглядно, его режиссер ведет по спектаклю. Как Феллини в «8 1/2» берет зрителя и ведет за собой, по кадрам… Куда ты должен идти, о чем задуматься, над чем плакать. Зритель идет за режиссером, а актеры – просто исполнители его воли, при условии, что режиссер талантлив. 

– На ваш взгляд, публика сегодня изменилась?

– Да, очень. Даже профессиональная. Я часто бываю на фестивалях по всей России и в Москве и слышу, как в каком-нибудь углу, где сидит студенческая компания, раздается смех, который не относится ни к чему, просто потому что хорошее настроение, они не голодны, и почему-то вот так гогочут, а остальной зал просто молчит. У меня иногда возникает ощущение, что мы медленными шагами или не медленными возвращаемся в пещеры…

– А что вам сейчас помогает найти опору в жизни?

– Ничего не помогает… Я понимаю, что не только я, всё замерло в депрессии, в безвоздушном пространстве. А ведь то, что происходит, это… Вот показывают по телевизору, как выносят из-под бомбежек раненых, детей… Это же аномалия!.. Но кажется, что происходит какое-то привыкание… При любом катаклизме не знаешь, кто это может разрулить… Ведь разрулить давно пора все конфликты. Ведь это же противоестественно, что человек убивает человека… Но справедливого мира, который существует в утопии, его нет… Где этот прекрасный мир, когда наступит? Один мой сосед всегда говорит: «Жизнь бессмысленна, потому что она конечна…»

– И все-таки зачем-то мы что-то делаем в жизни, зачем-то плачем в театре или глядя на экран…

– Я думаю, что самое запоминающееся в жизни – это художественные впечатления… Художественные. Я часто на фестивалях смотрю спектакли провинциальных театров. И то, что ты запомнил, когда плакал в зале, это с тобой остается надолго-надолго, может быть, навсегда. Это тебя питает, и ты понимаешь, что там – в Нижнем Новгороде или в Иркутске есть такие талантливые люди, которые из тебя, которая многое видела и знает, «вытрясают» что-то, что заставляет волноваться, когда, казалось, уже нет более эмоций ни на что… И можешь потом подробно описать этих актеров, как они играли, о чем, как талантливо, интересно, неординарно и подробно что-то сделано и отчего плачет весь зал.

Смотришь какие-то «Бешеные деньги», и вдруг, когда муж Кукушкиной рассказывает, что его обманули – и маменька, и дочка вместе, он так переживает, что весь зал начинает содрогаться от слез и сочувствия этому герою…

Или восторг, который испытывает молодой герой у Вампилова в «Старшем сыне», когда соседка, в которую он влюблен, пообещала с ним сходить в кино. И вот он купил билеты, несется через всю сцену и так подпрыгивает «в антрашах» с этими билетами… И вдруг перехватывает в горле от того, что жалко героя и радостно за артиста, который так может выразить свое чувство. И все эти эмоции театральные остаются с нами надолго.

– Несмотря на то, что вы сами – легенда сцены, вы благодарный зритель?

– Вы опять о легенде?! Кивать головой в ответ, это все равно, что соглашаться с вами… Я просто благодарный зритель… Но я не про это, я – про то, что это самые ценные воспоминания человека… «Над вымыслом слезами обольюсь…» Вот иногда фильм смотришь хороший и уплываешь вместе с ним. И тогда реальности не существует, и уже вернуться оттуда и сказать то, что мы себе всегда говорим, когда смотрим какой-нибудь боевик, «что это кино, а не правда», – трудно… Но в жизни все быстрей, внезапней, неожиданней происходит. Вообще человек очень хрупок. Вот кто-то кого-то оскорбил, один переносит это легко, а для кого-то это заноза такая, что он не может воспрять потом, не может привести себя в чувство и найти опору для жизни. Такое бывает ощущение обиды.

– У всех разная степень чувствительности…

– Но она у всех есть! У всех. Только один воспринимает одно, а другой – другое. А кто-то так чувствует музыку. Сидит человек в Консерватории, слушает игру оркестра и вдруг начинает плакать… Говорят, магическая сила искусства… И ты можешь иронизировать над этим сколь угодно, но она существует…

Оригинал статьи
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
«Эрмана на вас нет!», Евгения Кузнецова, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023