Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбузНаталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 О чём спектакльИзменники ответят своим супругам На приёме у врача-гипнотерапевта (Ростислав Лаврентьев) собрались герои рассказа Антона Чехова «Дама с собачкой» – Гуров с женой и его любовница Анна Сергеевна с мужем. Облачившись в белые медицинские халаты, они сверлят оппонентов глазами, усевшись на стулья напротив друг друга. Обманутые и явно раздражённые супруги по очереди обличают своих неверных спутников жизни. Жена Гурова (Дарья Юрская) требует от него подробного рассказа о том, как он встретил в Ялте незнакомую молодую даму со шпицем, и хочет, чтобы он показал, как с ней целовался, а супруг этой дамы (Кирилл Власов), в свою очередь, утверждает, что прекрасно знал об измене жены. Гуров (Сергей Волков) оправдывается, что не обещал быть верным по гроб жизни и вообще, ему ещё нет 40 лет, а жестоко устыдившаяся своего адюльтера Анна Сергеевна (Полина Романова) посыпает голову пеплом: «Грех мне гадок, меня попутал нечистый». С приехавшей в Москву любовницей Гуров смотрит спектакль «Гейша», герои которого покончили жизнь самоубийством. «Они убивают себя, а вдова потом всем говорит, что её муж убил гейшу», – поясняет супруга Гурова то ли гипнотерапевту, то ли зрителям судьбу – то ли героев пьесы, то ли мужа с любовницей. «Ваша покойная супруга владеет вашими мыслями. Вы слышите звук собственного голоса, по щелчку вы проснётесь», – успокаивает гипнотерапевт разнервничавшегося Гурова, поясняя таким образом, что все, кого мы видим на сцене, – лишь герои воображения запутавшейся жертвы курортного романа на приёме у доктора. Впечатления От мечты о любви – к психоанализу После описанного выше, казалось бы, сложно поверить, что в спектакле что-то осталось от Чехова, однако удивительно, но эта непростая драматургическая конструкция держится почти исключительно на тексте чеховского рассказа. Как пояснил сам режиссёр-постановщик спектакля Алексей Мизгирёв, в спектакле текст литературного первоисточника составляет 90%. Набросанные Чеховым парой штрихов характеристики обманутых супругов Мизгирёв облёк в плоть и живые характеры, расширив действие литературной драмы до сценической трагедии. Любовные терзания загулявших курортников смотрятся совсем иначе глазами другой, пострадавшей от их обмана, стороны, практически лишая изменников романтически размытой и заманчиво оптимистичной перспективы, которую им дарит Чехов в конце своего рассказа: «Казалось, что ещё немного – и начнётся новая, прекрасная жизнь». Летний флирт и серая, как отель, в котором поселился Гуров, скука супружеских будней затосковавших любовников превращаются в постановке в жёсткий психоаналитический разбор. Алексей Мизгирёв, режиссёр-постановщик: «Рассказу Чехова 125 лет – столько же Московскому художественному театру. В то время, когда рассказ был написан, уже появился психоанализ, было понятие необходимости проговаривать свои внутренние боли. Форма постановки появилась из моего поиска возможности рассказать историю этого адюльтера психотерапевтически. Получился Чехов глазами Бергмана. Чехов говорил обо всём в образах своего времени, это позднее появились понятия токсичности, абьюза и так далее. Но он говорил о том же самом болевом состоянии человека, который растерян от контакта с жизнью, от того, что жизнь разрушает даже самое прекрасное, что есть в любви». Гуров – не просто заскучавший на курорте барин, а лишённый малейшего уважения к женщинам избалованный самец, называющий их не иначе как «низшей расой» и думающий об Анне Сергеевне как о собачке. «Ему нужна собачка, будь его собачкой!» – призывает разгневанный муж Анну Сергеевну, и она садится на пол и начинает выть, изливая свою тоску и, судя по всему, отчасти раскрывая смысл названия спектакля – «ДАМАСОБАЧКА». Собачка, которой на сцене в привычном виде нет, сначала становится метафорой мужского абьюза, а затем и страдания в более широком смысле, превращаясь в арбуз. С ним на сцену в заключительной части постановки выходит Анна Сергеевна, и Гуров снова, как в повторяющемся сне, спрашивает: «Можно дать ему кость?» Это тот самый арбуз в тексте Чехова, который Гуров поедал после первой измены с Анной Сергеевной, почти раздражённо внимая её покаянным речам. Сцена у Чехова очень символическая и красноречивая, и Алексей Мизгирёв блестяще развил эту деталь, превратив её в кровавый портрет душевных терзаний курортных изменников. В этой части постановки они уже совершенно другие: Гуров и Анна Сергеевна снова произносят монологи первой части, но уже с принципиально иной интонацией – покаянные ноты сменились на животное ликование. Дарья Юрская, исполнительница роли жены Гурова: «Чехов на самом деле очень жесток к своим героям. Я вообще не уверена, что он любит людей. Он препарирует их характеры – поэтому наш гипнотерапевт это и немножко сам Чехов тоже». Фишки На разрыв арбуза В тот самый момент, когда ты больше всего боишься, что арбуз из поднятой вверх руки Гурова шлёпнется на пол, именно это и происходит. С этого мига он становится метафорой разбитой жизни и растерзанных страстью и страданием душ главных героев. Причём очень буквальной: Гуров и Анна Сергеевна рвут арбуз на части, разбрасывая его фрагменты по сцене, как куски кровавой плоти, пожирая его и практически купаясь в его соке. Резкий запах арбуза мгновенно заполняет небольшое пространство Малой сцены МХТ, делая зрителей соучастниками этой жестокой расправы. Каким-то удивительным образом арбузный дух прочно прицепится к вашей одежде, не давая забыть о спектакле ещё несколько дней – ещё одна оригинальная режиссёрская находка в области сильного театрального впечатления. Оригинал статьи Пресса Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021 Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 «Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019 «Конёк-Горбунок» МХТ на фестивале «Путешествие в Рождество». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.01.2018 Премьера спектакля «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова, Сергей Чалый, Русский блоггер, 28.09.2016 Пресс-показ нового музыкального спектакля «Гордость и предубеждение». Фоторепортаж Михаила Ветлова, Geometria.ru, 24.09.2016 «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 24.09.2016 МХТ «Гордость и предубеждение» по роману Дж. Остин. Фоторепортаж Михаила Белоцерковского, часть 1, 24.09.2016 Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016 8 вопросов для Ростислава Лаврентьева, Пресс-служба МХТ, 18.02.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари». МХТ. Фоторепортаж Сергея Милицкого, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Галины Фесенко, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014 К акции Ice bucket challenge присоединились актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 11.09.2014 Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014 «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» дебютировала в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.09.2013 МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 В МХТ имени Чехова Василий Бархатов представил спектакль «Новые страдания юного В.», видеосюжет телеканала «Звезда», 26.01.2013 В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 Как сделать народ счастливым принудительно?, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 14.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 В МХТ состоялся предпремьерный показ спектакля «Событие» по пьесе Набокова, видеосюжет телеканала «Звезда», 24.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В МХТ поставили сказку для всей семьи «Белоснежка и семь гномов», РИА-Новости, 4.11.2011 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 |