ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ
>  12 ноября
Гастроли
Краснодар, на сцене Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького

«Северный ветер» — 18 ноября

Ростов-на-Дону, на сцене Ростовского академического театра драмы им. М. Горького

«Северный ветер» — 20 ноября

Новосибирск, на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», в рамках XIII Международного Рождественского фестиваля искусств

«Серёжа» — 10 и 11 декабря

Красногорск (Московская область), на сцене ДК «Подмосковье»

«Дом» — 20 декабря

Санкт-Петербург, на сцене Александринского театра

«Контрабас» — 21 декабря
>  11 ноября
Директор Шекспировского института Майкл Добсон о спектакле МХТ «Венецианский купец»
В июне этого года в Московском Художественном театре состоялась премьера спектакля «Венецианский купец» по одной из самых неоднозначных и провокационных пьес Шекспира. Зрителем премьерного показа стал Майкл Добсон — директор Шекспировского института при Бирмингемском университете (Великобритания). Первыми впечатлениями от постановки он поделился летом на встрече с режиссёром спектакля Екатериной Половцевой и актёрами МХТ. А теперь мы публикуем его статью, посвящённую мхатовскому спектаклю.



«Если есть способ увидеть постановку „Венецианского купца“ не глазами шекспироведа и жителя страны, где эта пьеса была написана, то он один — посмотреть ее в национальном театре какого-нибудь другого государства.
Из всех постановок „Венецианского купца“, что я видел с семидесятых, это самая радикальная попытка отделить этику от национальной и религиозной идентичности и судить венецианских судей по той же мерке, как они судят Шейлока. И она была предпринята отнюдь не в стране, где говорят по-английски — и даже не в Западной Европе.
Театр, о котором я говорю, — самый престижный в столице, которую он украшает своим присутствием. Сто лет назад он был частным предприятием, не пользовался покровительством монарха и не имел государственных субсидий. В самый первый его сезон (1898) там ставили как раз „Венецианского купца“, но спектакль провалился, а театр едва не обанкротился. К счастью, следующая постановка, последняя в том году и полная отсылок к другой шекспировской пьесе — „Гамлету“, имела бешеный успех. Этим спектаклем была чеховская „Чайка“, а театром — Московский Художественный театр. МХТ навсегда сохранил чайку в стиле ар-нуво с афиши того спектакля и сделал ее своей эмблемой…».

Полная версия статьи

>  11 ноября
Лекция Алевтины Кузичевой «Любил ли Чехов театр?»


29 ноября в 19 ч. на Новой сцене МХТ состоится лекция историка литературы и театра Алевтины Кузичевой «Любил ли Чехов театр?»

Алевтина Кузичева: «Вопрос, кажущийся парадоксальным, на самом деле, судя по письмам Чехова, по воспоминаниям его современников, один из самых важных и интересных в жизни и творчестве автора пьес „Иванов“, „Леший“, „Дядя Ваня“, „Чайка“, „Три сестры“ и „Вишневый сад“, водевилей и драматических этюдов. За множеством отзывов Чехова о драматургии, театре, актерах и режиссерах конца XIX — начала XX века обнаруживается непростая, драматичная история самостояния художника, обязанного театру как лучшими, так и тяжелыми минутами жизни, но „гнувшего“ свою линию. В этой истории открывается личность Чехова в сложных, очевидных и скрытых, его взаимоотношениях с самим собой, открывается его судьба».

Алевтина Павловна Кузичева — историк литературы и театра. Составитель комментированной антологии «Театральная критика российской провинции. 1880 — 1917» (2006). Известный чеховед, автор книг о жизни и творчества А. П. Чехова: «Ваш А. Чехов» (2000), «Чеховы. Биография семьи» (2004), «А. П. Чехов в русской театральной критике. Комментированная антология. 1887- 1917)».
В 2010 г. в серии ЖЗЛ вышла фундаментальная биография Чехова, написанная А. П. Кузичевой. Она вызвала большой интерес читателей. В 2016 г. появился один из томов «Летописи жизни и творчества А. П. Чехова. 1895-1898», в двух книгах, итог многолетней исследовательской работы А. П. Кузичевой. Том вобрал архивные документы, свод театральных рецензий на спектакли Чехова в столицах и провинции в указанные годы, историю создания и постановки пьесы «Чайка» в Александринском театре (1896), взаимоотношения Чехова с широким кругом актеров, драматургов, режиссеров, театральных критиков, современников Чехова.

Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем лекции можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  9 ноября
Круглый стол «Документальный театр и актёрское образование. Вызовы времени» в рамках фестиваля “Brusfest”


12 ноября в 15 ч. на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова в рамках образовательной программы фестиваля-мастерской имени Дмитрия Брусникина “Brusfest” состоится «круглый стол» для педагогов и студентов театральных вузов на тему «Документальный театр и актёрское образование. Вызовы времени», организованный фестивалем и Школой-студией МХАТ при поддержке Московского Художественного театра.

Российская театральная школа по справедливости гордится системой актерского образования. Ее традиции широко известны и привлекают к себе внимание: за последние несколько лет студенческие дипломные спектакли в Москве и других городах становятся сенсациями большого театрального сезона, включаются специалистами в авторитетные рейтинги. Есть точка зрения на образование, что оно должно оставаться консервативным и каноническим, это база российской театральной школы. Тем не менее, есть и другая точка зрения: появившийся новый театр с его трендами не может не влиять на систему обучения. Школа-студия МХАТ предлагает поговорить на актуальную тему.
Школа-студия МХАТ много лет подряд практикует использование метода документального театра (вербатим) в актерском образовании. Во многом это связано с подвижнической деятельностью педагога Дмитрия Владимировича Брусникина, на курсе которого вышел спектакль «Это тоже я» (2012). В дальнейшем разные курсы Школы выпускали интересные работы, сделанные в эстетике вербатима: «Несовременный концерт», «Транссиб», «До и после», “Te Deum”, «#ЯНеБоюсьСказать». Этому примеру последовали и другие театральные институты.

В дискуссии примут участие специалисты из разных столичных театральных вузов и театров: Алексей Бородин, Марина Брусникина, Анастасия Великородная, Михаил Дурненков, Игорь Золотовицкий, Евгений Каменькович, Сергей Карабань, Юрий Квятковский, Евгений Князев, Никита Кобелев, Александр Коршунов, Андрей Кузичев, Кристина Матвиенко, Наталья Назарова, Егор Перегудов, Константин Райкин, Алексей Розин, Виктор Рыжаков, Алла Сигалова, Андрей Стадников, Сергей Щедрин.

Модератор — Павел Руднев.

Вход свободный, по приглашениям. Запись: pressa@mxat-school.ru
>  9 ноября
Новые исполнители
16 ноября роль Эдварда в спектакле «Удивительное путешествие кролика Эдварда» впервые исполнит Кузьма Котрелёв, роли Рыбака Лоренса, Папы Абилин, Принца и Куклы — Даниил Феофанов.
>  9 ноября
Поздравляем Яну Дюбуи!
Московский Художественный театр поздравляет свою актрису Яну Дюбуи и её мужа Альберто с рождением второго ребёнка — дочери Елизаветы! От всего сердца желаем здоровья и счастья!
>  8 ноября
Перенос спектакля «№ 13D»
Уважаемые зрители!
К сожалению, 8 ноября по техническим причинам не смог состояться спектакль «№ 13D». Он переносится на 31 января 2020. Билеты действительны. Желающих вернуть билеты просим обратиться в кассы театра до 13 ноября включительно.
Возврат денежных средств за электронные билеты, приобретённые у официальных партнёров театра (Bigbilet.ru, Parter.ru, Kassir.ru, Redkassa.ru, компания «Дилявер»), осуществляется этими организациями.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  8 ноября
«Олег Борисов: „Без компромиссов“». Вечер к 90-летию со дня рождения артиста


«Мне кажется, профессия актёра, пересаживающего в себя чужую жизнь, сложная и даже опасная. Каждый вечер, когда выхожу на сцену, поджигаю небольшую кучку листьев, которые до этого убираю в саду. От сильного ветра они падают на мою траву, теперь их нужно собрать и поджечь. Возможно, нам как-то передаются частицы души того, человека, которого я заставляю тлеть или яростно загораться. Возможно, его мысли, его болезни… Его болезни и его смерть. Если задуматься, сколько раз за свою жизнь я умирал не своей смертью? Сколько жизней прожил – банально звучит, да? И что интересно: когда умру я, на самом деле умру, то кое-кто из моих героев, может быть и не самых любимых, еще поживёт…»

8 ноября исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова (1929-1994). Эту дату  Художественный театр, актёром которого Борисов был в 1980-х годах, отметит вечером, посвящённым его памяти — «Олег Борисов: „Без компромиссов“». В основе программы — дневники артиста и воспоминания его коллег, выходивших с ним на мхатовскую сцену.

Режиссёр — Николай Скорик
Художник — Александр Боровский
В вечере примут участие артисты Ольга Барнет, Евгений Киндинов, Полина Медведева, Ирина Мирошниченко, Сергей Сосновский, Владимир Тимофеев, Валерий Трошин, Эдуард Чекмазов, Дарья Юрская.
>  8 ноября
Спектакль МХТ «Предел любви» открывает XI Щепкинский фестиваль в Белгороде


Сегодня вечером спектакль Московского Художественного театра «Предел любви» (автор и режиссёр Паскаль Рамбер, в ролях — Евгения Добровольская и Андрей Кузичев) будет представлен на сцене Белгородского театра драмы имени М. С. Щепкина. Его показ откроет XI Всероссийский театральный фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину».
У фестиваля большая история — впервые он прошёл в Белгороде в 1988 году, у его истоков стоял Виталий Слободчук, художественный руководитель БГАДТ им. М. С. Щепкина. Тогда фестиваль приурочили к 200-летнему юбилею Михаила Щепкина и назвали «Лучшие актёрские работы в театрах РСФСР». Нынешнее название — «Актёры России — Михаилу Щепкину» — закрепилось в 1998 году.
В этом году фестиваль продлится с 8 по 18 ноября, свои спектакли представят 11 театров из Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Курска, Севастополя, Самары, Владикавказа, Тулы.
>  6 ноября
Новые исполнители
8 ноября роль Пушкина в спектакле «Бунтари» впервые исполнит автор и режиссёр постановки Александр Молочников.
>  5 ноября
Ушёл из жизни Пётр Смидович


5 ноября после продолжительной болезни не стало Петра Глебовича Смидовича (1953-2019).

После окончания Школы-студии МХАТ (курс В. Маркова) в 1977 году он был принят в труппу Московского Художественного театра. Среди сыгранных им ролей — Манджавало в «Татуированной розе» (реж. Р. Виктюк), Антон в «Эльдорадо» (реж. О. Ефремов), Якорев в «Последних» (реж. В. Салюк), Валерик в «Старом Новом годе» (реж. О. Ефремов), Павлик в спектакле «Валентин и Валентина» (реж. О. Ефремов).
После разделения театра работал во МХАТе имени М. Горького. Сыграл Ноздрева («Мертвые души»), Власа («Дачники»). Был режиссером, композитором и исполнителем главной роли в спектакле «Полоумный Журден».
В 2001 году перешел в труппу театра «Et Сetera», где работал много и плодотворно: играл Капитана Бордюра в «Короле Убю» А. Морфова, Расплюева в «Смерти Тарелкина» О. Коршуноваса, Патриарха в «Борисе Годунове» П. Штайна, Директора магазина в «Моей Марусечке» М. Брусникиной, Потапа Потапыча Каркунова в «Сердце не камень» Г. Дитятковского и другие роли.
В кино он неоднократно сотрудничал с Д. Брусникиным – снимался в его сериалах «Сыщики», «МУР есть МУР», «Закон и порядок».
«Петр Смидович был из той редкой породы актеров, которые, казалось, и вовсе не работают. В его игре была такая восхитительная легкость, никакого напряжения, никаких усилий, словно каждый его герой давно в нем жил, и ему только оставалось представить его миру. Он обладал невероятным обаянием, даже самый отрицательный персонаж в его исполнении всегда хоть в чем-то, но вызывал симпатию. Петр Глебович был таким и в жизни, его любили все…» — говорится в некрологе театра “Et Cetera”.

Прощание с артистом состоится 8 ноября: гражданская панихида пройдёт с 10 до 12 ч. на основной сцене театра “Et Cetera”, далее – отпевание и кремация на Хованском кладбище Москвы.

Московский Художественный театр скорбит о безвременном уходе Петра Глебовича Смидовича и выражает искренние соболезнования его родным и близким, коллективу театра “Et Cetera”.
>  3 ноября
Новые исполнители
1 ноября на гастролях в Учжэне (Китай) в спектакле Константина Богомолова «Карамазовы» впервые приняли участие Надежда Калеганова, сыгравшая Лизу-деревяшку, и Ульяна Глушкова в роли отца Феофана.

4 ноября роль Марины в спектакле Адольфа Шапиро «Обрыв» впервые исполнит Юлия Чебакова, роль Егорки — Даниил Феофанов.
>  2 ноября
Невероятно, но факт: Раиса Максимова играет в театре 73 года и 90-летие встречает на сцене


Раиса Викторовна Максимова на сцене с 1946 года. В Саратовский театр драмы она поступила без всякого специального образования в 17 лет, в ее трудовой книжке так и написали: «несовершеннолетняя». Ей с самого начала повезло: советская драматургия с ее ходульными персонажами благоразумно обошлась без этой красивой и яркой девочки, зато Джульетта, Изольда, Беатриче пришлись впору – эти роли юная актриса сыграла уже в саратовском ТЮЗе. Шесть лет спустя она стала студенткой Школы-студии МХАТ, поступив на знаменитый курс Павла Массальского, который разом набрал к себе будущих «звезд» российского театра. Однокурсниками Максимовой были Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Виктор Сергачев. С Олегом Басилашвили она сыграла в дипломном спектакле «Нора» по пьесе Ибсена, и о талантливой выпускнице даже написала газета «Правда», что по тем временам было невероятным стартом для карьеры. Впрочем, это слово не из лексикона Раисы Викторовны: «Я не знала слова „карьера“. Я просто любила театр, он был и остается моим делом и смыслом жизни». Ее пригласили во МХАТ – единственную девушку с курса, не могли не пригласить, хотя Алла Константиновна Тарасова, чье слово в те годы было в театре решающим, сделала это без особого воодушевления. Молодая и красивая, талантливая и решительная, Максимова претендовала, конечно, на главные роли, которые «второе поколение» Художественного театра очень неохотно уступало идущему след в след поколению «третьему». Козаков и Евстигнеев, также принятые в труппу, недолго выдержали давления «стариков» и ушли из МХАТа. Максимова осталась и выиграла: ее первая же главная роль – Мона в «Безымянной звезде» – сделала из актрисы звезду с именем. Такой вот судьбоносный каламбур. Дальше была Ирина в «Трех сестрах» Немировича-Данченко, где она заменила Ангелину Степанову, гастроли МХАТа с этим спектаклем в Лондоне и США. Дальше были десятки ролей, целая жизнь, и по сей день связанная с Художественным театром и служением ему.



Свое 90-летие актриса встретит сегодня на сцене – в роли Вечной Алисы в спектакле «Северный ветер».



Олег Басилашвили: «Дорогая Раечка! Я, твой однокашник по Студии Художественного театра, старый актер Басилашвили Олег Валерианович, хочу поздравить тебя с юбилеем. Помнишь нашу с тобой юность, молодость, когда мы в Студии Художественного театра репетировали „Нору“? Ох, как это было прекрасно, как это было тяжело и с каким восхищением я смотрел на тебя, уже тогда освоившую все азы актерского мастерства, а я тогда только начинал понимать, что мне надо эти азы осваивать. Ты всегда была профессионалом в своем деле, в отличие от нас, лопоухих дураков. Ты взяла от Студии все, что могла, и это очень-очень важно. Думая о тебе, я всегда завидую твоему упорству, упрямству и умению оставаться самой собой в самых трагических или неприятных, тяжелых ситуациях и выходить из этих ситуаций чистой, бодрой, готовой к работе. Я рад, что ты и сейчас играешь, это самое главное для актера. И, невзирая на возраст, ты продолжаешь оставаться той же самой Райкой из Студии Московского Художественного театра. Я помню тебя отлично, так же как помню каждого из студийцев нашего курса, которым руководили П. Массальский, А. Комиссаров и Б. Вершилов.
Дай Бог тебе здоровья, счастья, успехов, удачи и еще долгих-долгих лет жизни. Целую тебя крепко. Я тебя люблю».


Валентин Гафт: «В суматохе и разноголосице нашего студенческого начала в Школе-студии, когда все только присматриваются друг к другу, Рая Максимова сразу же привлекла мое внимание своей индивидуальностью. Потом я увидел ее в спектакле „Нора“. Это было незабываемо. Родилась талантливая актриса. Нора Максимовой – лучшая Нора за всю мою жизнь. Сочетание красивого, сдержанного и скромного обаяния со счастливым, но жестоким миром театра оборачивалось не только успехом, но и простоями и несыгранными ролями, как у многих не заслуживающих этого замечательных актеров».
>  2 ноября
Юбилей Анны Ильницкой


2 ноября празднует юбилей Анна Анатольевна Ильницкая — начальник издательского отдела МХТ, заслуженный работник культуры РФ. 

В театре она работает с 1997 года, но часто говорит, что родилась здесь, и это действительно так: будучи из рода Смирновых и Комиссаровых – меценатов, пайщиков, артистов Художественного театра, она здесь выросла, и хотя на много лет её дороги с театром разошлись (выпускница полиграфического института, Анна Анатольевна работала в различных учреждениях и редакциях), 22 года назад она вернулась в свой «родной дом» в Камергерском.
Анна Ильницкая – это книги («Московский Художественный театр. Сто лет», «Станиславский репетирует», «Режиссёрский театр», многотомные издания, посвящённые истории МХТ и творческому наследию его основателей, труды В. Виленкина, А. Смелянского, И. Соловьёвой…), это программки, буклеты, афиши, море рекламной полиграфии… Но главное, Анна Анатольевна – это огромная, безудержная любовь к Художественному театру, доскональное его знание и искреннее волнение за театр и его людей.

Народный артист России Виктор Гвоздицкий писал о ней: «Анна Анатольевна Ильницкая – человек Театра. А точнее – МХАТа. Это я понимаю не только умом, но и актёрской сутью. Служа в Художественном, я всегда ощущал там её присутствие. Оно было заметно, слышно. Человек она громкий, пафосный, блестяще-подвижный и потому – разнообразно-необходимый. При этом, все свои таланты Ильницкая щедро, не задумываясь и бескорыстно дарит МХАТу. Это бесспорно. На темы, касающиеся Театра, можно говорить с ней часами; причём, среди этих тем есть и высокие и обыденные… Она бурлит! Восхищается, ужасается, активно вмешивается… Когда беседа идёт на территории МХАТа, театра подвижного, засасывающего, выбрасывающего… а по существу – не меняющегося во все времена! Так вот: когда с Ильницкой общаешься во МХАТе, ловишь себя на том, что рефреном в нашем диалоге твердишь: „Аня! Тише… Успокойся. Стены любят и слышат!“. Реакции – никакой! Боль, Любовь, Звук и Клекот… В такой монолог (не в реплики!) её может повергнуть только Художественный театр – главная любовь её жизни, подсознательная память. Впрочем, память Ильницкой совсем не только подсознательная, а ещё и вполне конкретная, плотная, осязаемая, живая. Гильдии, фамилии и имена, учёные и почётные звания, самая лучшая русская водка, МХАТ!.. Мираж! История! Сюжет! История удивительно живая, история, которую можно рассчитать по рукопожатиям – от поставщика двора Его Императорского Величества, потомственного почётного гражданина (бывшего крепостного!) Петра Арсентьевича Смирнова, через прелестного Керубино из мхатовской „Женитьбы Фигаро“ — Александра Михайловича Комиссарова до… Анечки Ильницкой и нас – её знакомых и друзей».

Московский Художественный театр поздравляет Анну Анатольевну с юбилеем и всем сердцем желает ей здоровья и долгих лет во благо театра и на радость всем!
>  1 ноября
Армэн Арушанян: «„Анатэма“ – шикарный материал для кино»


Армэн Арушанян – постоянный участник мхатовского проекта «Память места», но роль Анатэмы для него – особый случай: во-первых, главная, а во-вторых, уж очень это сложная задача: сыграть князя тьмы, пусть даже в читке. В пьесе Леонида Андреева, написанной в 1909 году, Анатэма – падший ангел, подобный Люциферу – страдает у закрытых для него небесных врат. Тогда он спускается на землю, чтобы искушать людей.
Накануне театрализованной читки «Анатэмы», которая состоится 3 ноября на Малой сцене театра, – несколько вопросов Армэну Арушаняну.

– Знаменитые фотографии Качалова в гриме Анатэмы настраивают на то, что это мрачная, торжественная, символистская история. А когда читаешь пьесу, понимаешь, что есть в ней и юмор. И в вашем герое тоже. Собираетесь делать акцент на этом?

– Обязательно. Дело в том, что Анатэма – яркий лицедей, многоликий, очень разный. Непонятно, то ли у него фига в кармане, и, появившись в земном мире, он провоцирует людей, то ли он искренен. С профессиональной точки зрения это отличное поле для творчества. Юмор в пьесе Андреева действительно есть, и Марина Станиславовна Брусникина слышит эту комическую интонацию и вытаскивает ее на репетиции. Мы стараемся найти баланс, переходя от читки к театральному представлению и обратно, чтобы и внимание зрителя держалось, и смысл не потерялся. И еще нам важно показать музыкальность этого текста.

– Анатэма – ваш первый инфернальный персонаж. А вы сами, как зритель, любите истории, в которых действуют темные силы?

– Если это сделано талантливо, с иронией, если за всем этим стоит какая-то мысль, то очень люблю. Например, история про Гарри Поттера. И написано гениально, и снято прекрасно!

– Как вы относитесь к известной фразе из «Фауста» «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»? Это тоже про Анатэму?

– Зависит от угла зрения. В свое время пьесу запрещали, считали ее антихристианской. Но есть и другой взгляд: это богоискательская пьеса. Я именно так и почувствовал. Главное в этой пьесе – вопрос самого Леонида Андреева о смысле жизни, который он задает через Анатэму. Ведь Анатэма постоянно обращается к кому-то наверху: «Где истина? Где истина?.. Есть ли Ты? Где Ты? Отзовись! Почему Ты молчишь?» Мне кажется, это не столько персонаж, сколько состояние предельного отчаяния, тупика, в котором в какой-то момент жизни оказывается человек. Когда ты попадаешь в тупик, тогда и появляются эти вопросы. А ответы, как правило, приходят позже, когда наступает покой. На мой взгляд, «Анатэма» Андреева передает состояние, которое понятно каждому человеку. Поэтому ты и подключаешься к этой истории, поэтому она так волнует.
В какой-то степени Анатэма – как Джокер. Я уверен, что пьеса Леонида Андреева – шикарный материал для кино!