>  4 августа
125 лет со дня рождения Софьи Гиацинтовой


Сегодня 125 лет со дня рождения актрисы Софьи Гиацинтовой (1895-1982).
Ее мемуары «С памятью наедине», одна из лучших актерских книг воспоминаний, какие только были написаны, начинается с счастливейшего дня ее жизни – дня поступления в Художественный театр. Случилось это в 1910 году, Соне, девушке из интеллигентной дворянской семьи, дочке профессора-искусствоведа, едва исполнилось 15.
«Мне было ясно, что это лучший в мире театр, с лучшими в мире артистами и спектаклями. И теперь я в него допущена, и пусть совсем едва, но уже причастна его жизни, и мне дозволено дышать одним воздухом с кумирами и богинями моих недавних гимназических дней и скромно раскланиваться с ними при встрече. Позже Василий Иванович Качалов рассказал мне, что восхищение, сквозившее в моих поклонах, веселило их всех и вызывало симпатию к неизвестной барышне».
В театре ее быстро полюбили, с легкой руки того же Качалова дали нежное прозвище – Фиалочка. А вскоре полюбили и зрители, хотя в МХТ тех лет не было недостатка в ярких дарованиях. Но ее роли на этой сцене, а затем и в спектаклях Первой студии, волновали, запоминались. «Гиацинтова приносила с собой на подмостки благородную интеллигентность, духовность высокой — чеховской или серовской — пробы» – объяснял уникальность ее таланта критик Константин Рудницкий. Парадокс заключался в том, что в годы расцвета Гиацинтовой Чехова ставили мало, и ни одну из знаковых чеховских ролей Софья Владимировна так и не сыграла (разве что Раневскую – но уже много позже, в 1950-е, и совсем в другом театре). Однако богатство внутренней жизни, тонкость рефлексии ее героинь были теми – чеховскими. А еще в ней была жизнерадостность, какая-то легкая, чистая, сияющая витальность, что придавало тонкому психологизму ее игры особое обаяние. 
Софья Владимировна прожила очень долгую жизнь, 86 лет. Она всегда была востребована, много играла, без особого труда перешла на возрастные роли, ставила как режиссер, после смерти мужа Ивана Берсенева в 1951 году была назначена художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола. Но ее судьбу язык не поворачивается назвать действительно благополучной. Потому что по этой судьбе трагическим разломом прошло закрытие любимого театра, в котором она была с первых его шагов и до самой гибели, – МХАТа Второго.
Неслучайно ее мемуары хронологически обрываются именно в этот момент – когда в 1936 году занавес МХАТа Второго опустился в последний раз. Эти страницы невозможно читать спокойно: «… Мы вышли из театра. Кто-то, что-то забыв, рванулся обратно, но дверь служебного подъезда была уже заперта, для нас — навсегда. “Софочка, как страшно!” — прижалась ко мне Сима (Серафима Бирман – прим. ). На тротуаре долго прощались. Потом долго шли по ночной, сырой от мокрого снега, улице. Помню сочувственно качающуюся надо мной бороду Фаворского и его слова: “Теперь вы исторические личности”. Теперь мы мертвецы, думала я».
Что было дальше, не было сил писать, и Гиацинтова в книге возвращается назад, с головой окунается в спасительный мир своего счастливого детства. Словно бежит от боли.
Если вы вдруг не читали мемуары Софьи Владимировны Гиацинтовой «С памятью наедине», то обязательно прочтите, благо книга доступна в интернете по ссылке: http://teatr-lib.ru/Library/Giatsintova/memory/
>  3 августа
Юбилей Сергея Чонишвили


Сегодня празднует 55-летие актёр театра и кино, человек, чей голос, как гоголевский Нос, давно живёт своей жизнью и звучит отовсюду, — заслуженный артист России Сергей Чонишвили!
Можно сказать, что он родился в Тульском драмтеатре, а вырос в легендарной Омской драме, где работали его родители, народные артисты РСФСР Ножери Чонишвили и Валерия Прокоп (Валерия Ивановна и сейчас одна из ведущих актрис Омского академического театра драмы). Затем были Щукинское училище, более двадцати лет в труппе Ленкома, «Табакерка», Театр Наций, Театр на Таганке, независимые театральные проекты, кино, радио, телевидение, книги… Нам радостно, что за последние 8 лет в обширном списке театральных работ артиста появилось пять спектаклей МХТ имени А. П. Чехова: детектив Агаты Кристи «Свидетель обвинения» в постановке Мари-Луиз Бишофберже, где Сергей Чонишвили играет главную роль — адвоката Уилфрида, и спектакли Константина Богомолова «Событие» (Алексей Трощейкин), «Идеальный муж. Комедия» (Дориан Грэй), «Мушкетёры. Сага. Часть первая» (Карлсон), «Мужья и жёны» (Пол и Майкл). 
Московский Художественный театр поздравляет Сергея Ножериевича с юбилеем и от души желает ему здоровья, счастья и успеха во всех его многочисленных начинаниях!
>  2 августа
О главном!
Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Александру Ребенок и Алексея Верткова с рождением второго ребёнка, на этот раз — дочки! С новой жизнью, дорогие родители! Здоровья и счастья вашей прекрасной семье!
>  1 августа
Юбилей Надежды Муравьёвой


1 августа празднует юбилей человек, который знает каждого в огромном мхатовском коллективе и о каждом знает многое и в силу должностных обязанностей, и потому, что пользуется абсолютным доверием труппы, служб и цехов МХТ, – Надежда Михайловна Муравьёва, начальник отдела кадров Художественного театра.
Мы верим, что эти знания умножают не только печаль (кадры у нас многочисленные и, как и все творческие люди, непростые), но и любовь, которая длится уже без малого двадцать лет. В 2003 году, после многих лет работы юристом в Центросоюзе СССР и Международном экономическом содружестве, Надежда Михайловна пришла в МХТ, и с тех пор всю её деятельность без преувеличения можно назвать служением театру и его людям, служением самоотверженным, безусловным.
Сегодня, поздравляя Надежду Михайловну с днём рождения, мы благодарим её за то, что она из тех самых – незаменимых, желаем ей здоровья и счастья на долгие-долгие годы, и чтобы всё это время Московский Художественный театр оставался для неё делом жизни и источником радости!