>  21 мая
Памяти Виктора Гвоздицкого и Олега Ефремова


Сегодня, 21 мая, исполняется 15 лет со дня ухода из жизни Виктора Васильевича Гвоздицкого, уникального артиста, работавшего в Художественном театре с 1995 по 2004 годы. А еще через несколько дней, 24 мая, будет день памяти Олега Николаевича Ефремова. Сегодня мы хотим вспомнить их обоих – художников очень разных, но чья творческая встреча, безусловно, не была случайной.
Читайте фрагменты интервью Виктора Гвоздицкого о работе с Олегом Ефремовым на канале МХТ на Яндекс.Дзен.
>  20 мая
Поздравляем Алексея Кравченко!


Приказом Президента РФ от 18 мая 2022 года актёр МХТ имени А. П. Чехова, народный артист России Алексей Кравченко награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Поздравляем Алексея Евгеньевича с высокой государственной наградой и желаем дальнейших успехов!
>  19 мая
Изменения в репертуаре 4 и 5 июня
Уважаемые зрители!
В репертуаре Малой сцены произошли изменения: отменяются спектакли «Дуэль» 4 июня и «Спящий принц» 5 июня.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 8 и 9 июня соответственно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

5 июня на Малой сцене состоится спектакль «Игра в „Городки“». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  19 мая
Новые исполнители


26 мая роль Маши в спектакле Оскараса Коршуноваса «Чайка» впервые исполнит Елизавета Ермакова.

29 мая Наталью в «Трёх сёстрах» Константина Богомолова впервые сыграет Ольга Литвинова.
>  18 мая
Лекция Марии Сизовой «Современная драматургия в эпоху перформативности»


1 июня в 19.00 на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится лекция театрального критика Марии Сизовой (Санкт-Петербург) «Современная драматургия в эпоху перформативности».

Современная драматургия последнего десятилетия, во многом благодаря фриндж-программе фестиваля молодой драматургии «Любимовка», продолжает активно развиваться. Эти изменения – не столько традиционный разговор о герое и конфликте, сколько о методе и технологии конструирования сюжета и композиции. С миллионом оговорок — это разговор про пьесы для исполнения, — акустическую драматургию первой трети ХХI века. За последние десять лет благодаря пространству интернета возникает отдельная ветка текстов, связанных с цифровыми экспериментами, кибер- и вижуал-реальностью. И логика драматургического построения этих пьес сильно разнится с предшественниками.

Лекция посвящена начинающемуся в мае в Московском Художественном театре проекту «АРТХАБ»: режиссерской лаборатории, направленной, прежде всего, на поиск современной литературы для театра. Первой встречей стала лекция о современной пьесе в раннем МХТ, вторая лекция были посвящена пьесам, которые ставил Олег Ефремов. Третья лекция – о современности и будущем.

Мария Сизова – филолог, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент РГИСИ (Санкт-Петербург). Составитель совместно с Натальей Скороход сборника пьес «Драматургия. ХХI век» (при поддержке русских театров зарубежья). Соавтор «Словаря новейшей драматургии ХХ-ХХI вв.» под редакцией Сергея Лавлинского. Автор «Экрана и сцены», «Театра», «Петербургского театрального журнала», «Современной драматургии» и др.

Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru
В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.

>  18 мая
100-й спектакль «Моя дорогая Матильда»


Сегодня вечером на Малой сцене МХТ спектакль Владимира Петрова «Моя дорогая Матильда» будет сыгран в сотый раз. В сотый раз Ирина Мирошниченко, Наталья Рогожкина и Олег Мазуров поведают зрителям историю, которая начинается с недоразумения: герой получает в наследство роскошную квартиру на Елисейских полях и неожиданно обнаруживает в ней жильцов – двух одиноких женщин, Матильду и её дочь Хлою. Хронический неудачник, примчавшийся за наследством во Францию из родных Штатов, и чопорные парижские аристократки – чья воля свела их и кто они друг другу? Клубок семейных тайн стремительно разматывается, приводя к любви – давней, живущей только в памяти Матильды, и новой, рождающейся на глазах.
Спектакль по пьесе Израэля Горовица был создан в 2010 году и стал настоящим бенефисом Ирины Мирошниченко. Ждём вечера, чтобы в сотый раз увидеть её в роли Матильды!
>  17 мая
Мастер-класс Константина Хабенского для студентов Школы-студии МХАТ


16 мая на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялся мастер-класс Константина Хабенского для студентов Школы-студии МХАТ. Студенты 2-го (мастерская Виктора Рыжакова) и 3-го (мастерская Марины Брусникиной и Сергея Щедрина) курсов представили на суд художественному руководителю МХТ свои отрывки по «Ювенильному морю» Платонова, «Гамлету» Шекспира, «Преступлению и наказанию» Достоевского и «Сирано де Бержераку» Ростана. Площадной Шекспир и Достоевский, перенесенный в наше время, Платонов – с перевоплощениями актеров из одних персонажей в других, Ростан, сыгранный на лестнице театра, – отрывки, показанные молодыми актерами, оказались парадоксальными, неожиданными и очень живыми.
Показ студенческих работ завершился «разбором полетов». Константин Юрьевич поделился со студентами своими впечатлениями от увиденного, отметил удачные находки и указал на недочёты, и вместе с создателями эскизов пофантазировал о том, как можно было бы развить показанные отрывки, сделать их ещё интереснее, острее.
«Я надеюсь, что у нас ещё будут такие встречи – сказал Хабенский в финале. – От вас жду сложных вопросов по профессии, делитесь ими здесь, мы будем их разбирать. Буду стараться делиться тем ощущением профессии, которое у меня есть. Это, может быть, вам пригодится, когда вы выйдете из стен Школы-студии.»

Фоторепортаж Олега Черноуса
>  17 мая
Поздравляем Виктора Хориняка с призом кинофестиваля «Виват, кино России!»


Поздравляем артиста МХТ Виктора Хориняка с наградой ХХХ Всероссийского кинофестиваля «Виват, кино России!»! Приз в номинации «Лучшая мужская роль» он получил за исполнение главной роли в фильме «Непослушник» режиссёра Владимира Котта. Кинокартина также была удостоена Гран-При фестиваля и приза за лучшую режиссуру.
Желаем Виктору дальнейших успехов!
>  16 мая
Константин Хабенский о проекте «АРТХАБ»
Константин Хабенский рассказывает о новом экспериментальном проекте Московского Художественного театра «АРТХАБ», который стартует на Новой сцене 24 мая.

>  15 мая
120 лет со дня рождения Владимира Грибкова


Сегодня, 15 мая, исполняется 120 лет со дня рождения замечательного мхатовского артиста Владимира Васильевича Грибкова. (1902 — 1960). Придя в Художественный театр в 1920-е годы, он начинал как комик, впечатляя точностью и одухотворенностью даже совсем маленьких ролей. А последней его ролью — и его актерской вершиной — стал образ Смердякова в «Братьях Карамазовых», где Грибков бесстрашно погружался на самое дно человеческой души. Подробнее об этом артисте читайте в нашей статье на Яндекс.Дзен.
>  15 мая
День рождения Михаила Булгакова


Сегодня день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940), важнейшего автора для Художественного театра.
Путь Булгакова-драматурга начался с написанной им для МХАТа пьесы «Дни Турбиных». Именно о процессе превращения романа «Белая гвардия» в драму и затем о мучительном пути этой драмы к зрителю Михаил Афанасьевич впоследствии поведал в «Театральном романе». Премьера состоялась 5 октября 1926 года, спектакль стал для театра этапным, явив миру и нового Автора, и новое поколение труппы Художественного театра. Восторженно принятые публикой, «Дни Турбиных» были встречены кампанией травли театра и драматурга.
В 1926-27 годах Булгаков заключил несколько договоров со МХАТом, в том числе на «Бег» и на пьесу по мотивам «Собачьего сердца». Однако Художественному театру не удалось поставить ни «Собачьего сердца» (Булгаков не написал этой пьесы), ни «Бега».
В 1929 году было принято решение об изъятии всех сочинений Булгакова из репертуара советских театров (в том числе были запрещены «Зойкина квартира» в Вахтанговском театре и «Багровый остров» в Камерном). Находясь на грани отчаяния, писатель обратился в марте 1930 года с письмом к советскому правительству. Через некоторое время Булгакову позвонил Сталин. Отказавшись в разговоре с «кремлёвским горцем» от идеи покинуть Советскую Россию, Михаил Афанасьевич в обмен получил место ассистента режиссёра в Художественном театре, а ещё через некоторое время — разрешение играть «Дни Турбиных».
Для МХАТа Булгаков инсценировал «Мёртвые души» Гоголя, несколько лет он был занят в репетициях спектакля «Мольер» («Кабала святош»). Запрет «Мольера» вскоре после премьеры в 1936 году привел к уходу Михаила Афанасьевича из театра.
В феврале 1940 года МХАТ заключил с ним договор на постановку пьесы «Александр Пушкин» («Последние дни»). Пьеса о Пушкине без Пушкина увидела свет рампы в 1943-м, через три года после смерти автора.
Впоследствии Художественный театр не раз обращался к творчеству Михаила Афанасьевича. На сцене театра шли «Дни Турбиных» (1968, 1982 и 2004 г., последняя постановка носила название «Белая гвардия»), «Бал при свечах» (по роману «Мастер и Маргарита», 1983), «Кабала святош» (1988, 2001), «Зойкина квартира» (2012), сегодня в репертуаре «Мастер и Маргарита» и «Бег».
>  15 мая
Юбилей Сергея Женовача


15 мая исполняется 65 лет Сергею Васильевичу Женовачу – создателю театра «Студия театрального искусства», художественному руководителю МХТ имени А. П. Чехова в 2018-2021 годах.
Когда Олег Табаков возглавил Московский Художественный театр, одним из первых мастеров, призванных им для обновления репертуара, был Сергей Женовач. Его «Белая гвардия» по «Дням Турбиных» Михаила Булгакова вышла в 2004 году. Спектакль не сходил со сцены 10 лет и был одной из визитных карточек современного МХТ. 
Став худруком Художественного театра, Сергей Васильевич вновь обратился к Булгакову – поставил «Бег». Пьеса, написанная в 1920-е годы для мхатовской сцены, никогда здесь раньше не шла. Затем было обращение к творчеству другого знакового для МХТ автора – «Заговор чувств» по произведениям Юрия Олеши. Были «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова и постановки приглашённых режиссёров по Чехову, Достоевскому, Тургеневу, Платонову, Клычкову, Ерофееву, Шекспиру; была инициированная им «Лаборатория режиссёрских дебютов».
Поздравляя Сергея Васильевича с юбилеем, мы желаем ему новых задумок и диалогов с великими авторами, радости творчества, талантливых учеников, успеха во всех начинаниях!
>  12 мая
Поздравляем Алексея Кирсанова с рождением дочери!


С новой жизнью – рождением дочери – поздравляем актёра Алексея Кирсанова и его жену Анну! Всем сердцем желаем счастья новому человеку, пришедшему сегодня в этот мир!
>  12 мая
18 мая — 100-й спектакль «Моя дорогая Матильда»


18 мая на Малой сцене МХТ в 100-й раз будет сыгран спектакль «Моя дорогая Матильда», поставленный Владимиром Петровым по пьесе Израэля Горовица.

«Моя дорогая Матильда» – бенефис народной артистки России Ирины Мирошниченко. Её героиня – аристократка, которая вместе со взрослой дочерью живёт в апартаментах на Елисейских полях. Эту роскошную квартиру – вместе с жильцами! – получает в наследство американец Матиас. Общаясь с Матильдой, дамой светской, на первый взгляд эксцентричной и неприступной, но на самом деле ранимой и одинокой, Матиас узнает не одну семейную тайну…

Ирина Мирошниченко: «Мои дорогие зрители! Цифра 100 – очень красивая и очень неожиданная!!! Неужели „Моя дорогая Матильда“ будет играться в МХТ уже в сотый раз?!. Кажется, это было буквально вчера – Олег Павлович Табаков позвонил мне, сказал радостным голосом: „Ирина, есть для тебя роль!“, и театр приобрёл пьесу у драматурга Израэля Горовица специально для меня. Какое же это счастье! Спасибо. С тех пор пронеслось много лет – и прекрасных, и горестных, и очень трудных. Ведь жизнь сложна, как сложна и эта пьеса о жизни людей.
18 мая 2022 года в стенах МХТ будет праздник – юбилей спектакля, дорогого для всех нас: его создателей, участников и, конечно, неизменных его исполнителей – Олега Мазурова, Натальи Рогожкиной и меня. И какое же будет счастье увидеть вас в этот день в зрительном зале! Мы вас очень ждём, а я – особенно! Невероятно радостно, что многие неоднократно приходят смотреть эту удивительную историю Любви, которая существовала, существует и всегда будет согревать сердца людей, потому что она вечна. До встречи!».
>  11 мая
Премьера: «Чрево» Андрея Гончарова по рассказу Евгения Замятина


14 и 15 мая на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера спектакля «Чрево» по одноимённому рассказу Евгения Замятина в постановке Андрея Гончарова.

Спектакль вышел из режиссёрской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920–1930-х)», которая проводилась в МХТ в 2018 году. «Чрево» – рассказ, написанный в 1915-м, ранняя проза Евгения Замятина, удивительного стилиста, прозаика, выросшего в среде Серебряного века, а писавшего в основном в эпоху становления большевистского государства.
События рассказа «Чрево» протекают в глухом провинциальном углу России. Замятин изобразил «типичную семью из народа». Героиня рассказа – крестьянка Афимья, замужем за нелюбимым мужчиной Пётрой, который намного старше ее. В спектакле Андрея Гончарова замятинский сказ превращается в метафорическое действие и почти оперу. Слова пропеваются, создавая красивые формы, описывающие не всегда приглядную, не всегда красивую крестьянскую жизнь.

Андрей Гончаров окончил РГИСИ (курс Вениамина Фильштинского) в 2016 году. Как режиссёр и актёр работал в «Этюд-театре», участвовал в нескольких режиссёрских лабораториях в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Спектакли Гончарова идут в МТЮЗе, Театре на Таганке, Саратовском ТЮЗе им. Ю. П. Киселёва, Норильском Заполярном театре драмы им. В. Маяковского.
«Чрево» – дебют режиссёра на сцене МХТ имени А. П. Чехова.

Режиссёр Андрей Гончаров: «В этой истории мне интересна сценическая форма, позволяющая звучать авторскому тексту в театральном пространстве. Текст плотный, густой и жёсткий. Героиня рассказа доходит до „точки невозврата“, в которой совершает убийство собственного мужа. Один из главных вопросов: для чего этой красивой молодой женщине необходимо было через всё это пройти и остаться живой? Насколько она вообще виновата в случившемся? Думаю, что человеку не нужно создавать таких условий, которые могут довести его до чревного, животного состояния, когда уже никакие социальные границы не работают, когда невозможно апеллировать к каким-то общепринятым нормам. Они стёрты, их просто нет. Мы недооцениваем энергию, которая рождается в человеке, доведённом до такого состояния…»

В спектакле заняты: Ольга Литвинова, Артём Быстров, Антон Лобан и Андрей Максимов.
Над постановкой работают художник Константин Соловьёв, художник по свету Мария Белозерцева, композитор Алексей Кириллов.
>  10 мая
Отмена спектакля «Человек-подушка» 12 мая
Уважаемые зрители!
Спектакль «Человек-подушка (The Pillowman)», назначенный на 12 мая на Малой сцене, отменяется в связи с болезнью артиста. Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 16 мая включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

Cпектакль «Человек-подушка (The Pillowman)» состоится 16 и 24 июня.
>  9 мая
С Днём Победы!


В священный день 9 Мая Московский Художественный театр поздравляет всех с праздником Победы в Великой Отечественной войне и шлёт поклон тем, кто пережил военные тяготы 1941-1945 годов, внёс свой вклад в Победу и возрождение мирной жизни.
Таких людей в МХТ сейчас восемнадцать. До пандемии ежегодно в канун праздника наши ветераны собирались в театре на чаепитие и концерт, который устраивали для них артисты. Теперь в силу их возраста и здоровья нет возможности устроить общий сбор, мы поздравляем каждого адресно. От души желаем старшему поколению мхатовцев и всем ветеранам здоровья и бодрости духа!
Сегодня вечером в МХТ в честь праздника будет сыгран легендарный спектакль «Пролётный гусь», ровно 20 лет назад поставленный Мариной Брусникиной по рассказам писателя-фронтовика Виктора Астафьева. Нам хочется объединить этой постановкой как можно больше людей, поэтому сегодня увидеть «Пролётного гуся» есть возможность у каждого – в 19.00, когда в театре прозвучит третий звонок, в социальных сетях МХТ начнётся трансляция записи спектакля, сделанной в 2006 году.
>  4 мая
Закрытие выходов центральных станций метро и ограничение движения автотранспорта 4 мая


Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание, что в связи с репетицией парада 4 мая с 15:00 и до окончания мероприятия станции метро «Площадь Революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский сад» и «Боровицкая» будут работать только на вход и пересадку пассажиров. Станция «Библиотека имени Ленина» будет работать только на пересадку.
Движение автотранспорта в центре ограничено с 17:30 до окончания мероприятия. 
Подробности — https://i.transport.mos.ru/parad#28A
Если вы планируете добираться сегодня до театра на метро, мы рекомендуем вам воспользоваться станциями Тверская, Пушкинская и Чеховская, Кузнецкий мост и Лубянка. Время в пути пешком от этих станций до МХТ имени А. П. Чехова составит около 15 минут.
>  4 мая
Юбилей Анатолия Васильева


4 мая 80 лет исполняется Анатолию Александровичу Васильеву.
Мы счастливы встречать его сегодня в коридорах и репетиционных залах МХТ. Во-первых, потому что работа с выдающимся режиссером, создателем «Школы драматического искусства» и собственной театральной системы – большая радость для театра. (Премьера спектакля Анатолия Александровича в МХТ имени Чехова запланирована на следующий сезон.) Во-вторых, потому что в этом есть некая закономерность жизненного сюжета – ведь именно в Художественном театре выпускник ГИТИСа, ученик Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова некогда делал свои первые шаги в профессии. 
В 1973 году, будучи еще режиссером-стажером – по крайней мере, так было обозначено на афише – вместе с художественным руководителем постановки Олегом Ефремовым он сделал спектакль «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника. В этой истории о стариках, их долгой дружбе, полной нежной заботы друг о друге и глубокого взаимопонимания, на сцену вышло великое «второе» поколение мхатовцев: Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин, Борис Петкер. Это была их лебединая песня, их прощание, они играли так, что становилось совершенно очевидно: школа Художественного театра жива.
В 1975-м состоялась премьера «Медной бабушки» Леонида Зорина, тоже выпущенной совместно с Олегом Ефремовым, где сам Олег Николаевич играл Пушкина.
История театра состоит не только из реализованных работ, но и из замыслов. Бесконечно интересно читать в книге диалогов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «Параутопия» (М. :ABCdesign, 2016) рассказ Анатолия Александровича о том, как в начале 1980-х он готовил пьесу Беккета «Счастливые дни» с еще одной легендарной актрисой – Марией Бабановой. «В те годы я был специалистом по нашим старикам, я с удовольствием с ними репетировал, как-то привык, научился быть с ними. Актеры с таким прошлым никогда не хвастались своим восхищением или своей любовью к очередному репертуарному тексту. Относились к нему очень осторожно, подозрительно, как к чужому коту, которого соседи дали на хранение, пока уехали в отпуск… Мария Ивановна осторожничала с Беккетом, осторожничала со мной. Конечно, это была доверительная осторожность…» Спектакль предназначался для Художественного театра, филиала на улице Москвина, но не был доведен до конца из-за болезни Бабановой.
Не состоялся и другой мхатовский проект – «Король Лир» Шекспира. Главную роль в нем репетировал Андрей Попов, Кента должен был играть Станислав Любшин, Глостера – Алексей Петренко, Шута – Георгий Бурков, Гонерилью – Татьяна Лаврова, Корделию – Елена Майорова. Блестящий состав. Работа над спектаклем прервалась из-за смерти Андрея Попова, остался лишь макет Анатолия Васильева и художника Игоря Попова, фотографии которого производят совершенно космическое впечатление. 
Московский Художественный театр от всей души поздравляет Анатолия Александровича с юбилеем. Желаем здоровья, бодрости и ждем новых спектаклей!
В день рождения замечательного режиссера смотрите спектакль МХАТа «Соло для часов с боем» (запись 1974 года).
>  3 мая
Юбилей Евгения Писарева


3 мая празднует 50-летие Евгений Писарев – актёр, режиссёр, педагог, художественный руководитель Театра имени А. С. Пушкина.
«Весёлый, лёгкий и добрый человек, наделяющий этими редкими качествами свои спектакли», – так говорил о нём Олег Табаков, чьим помощником в МХТ Евгений Александрович был на протяжении нескольких лет. В Художественный театр Олег Павлович позвал его после шумного успеха постановки «Одолжите тенора» в Театре Пушкина, во главе которого тогда стоял Роман Козак. И не прогадал: комедия «Примадонны», поставленная Писаревым в МХТ в 2006 году, не сходила со сцены 15 лет. Нищих артистов, ради наследства выдающих себя за племянниц умирающей миллионерши, азартно играли Дмитрий Дюжев, Юрий Чурсин, а затем и Андрей Бурковский. Потом был «Пиквикский клуб», где герои Диккенса под музыку «Битлз» путешествовали по открыточной Англии на красном двухэтажном автобусе; были «Призраки» – признание в любви Эдуардо Де Филиппо. Были масштабные юбилейные вечера, посвящённые Вл. И. Немировичу-Данченко, А. П. Чехову, О. П. Табакову, Школе-студии МХАТ и её ректору Анатолию Смелянскому. Была каждодневная работа в театре. И, конечно, сбывшаяся многолетняя мечта Табакова – музыкальный спектакль «Конёк-Горбунок», который и сегодня украшает репертуар МХТ. «Это нечто такое, – говорил о „Коньке“ Олег Павлович, – после чего ребёнок должен несколько дней бегать вприпрыжку, хотеть ходить в школу, мечтать! Театр, дающий энергию жизни». Сам он смотрел «Конька» бессчётное число раз.



Когда в 2010 году Евгений Писарев вернулся в Театр Пушкина художественным руководителем, Табаков пришёл туда на сбор труппы и, подойдя к микрофону, сказал: «Я отдаю вам лучшее, что у меня есть. Будете обижать – заберу назад». Но всё, по счастью, срослось. «Как только я сел в кресло начальника, – вспоминал Писарев, – то понял, что Олег Павлович научил меня буквально всему. Во мне заговорила табаковская закалка. Я стал ратовать за театр-дом, театр-семью». И вот уже 12 лет мы наблюдаем, как последовательно Евгений Александрович выстраивает этот дом, отдавая дань его прошлому – Камерному театру Александра Таирова, заботясь о настоящем и взращивая в Школе-студии МХАТ его будущее.
Радуясь успехам режиссёра Евгения Писарева в Театре Пушкина, в Театре О. Табакова (там идёт его «Кинастон») и на ниве музыкального театра (среди его работ – знаменитые мюзиклы «Звуки музыки» и «Шахматы», постановки в Большом театре и МАМТе), с нетерпением ожидая премьеру «Кабаре» в Театре Наций, мы продолжаем надеяться на совместное творчество. Желаем этого себе! А Евгению Александровичу в день его рождения желаем здоровья, вдохновения и успеха!
>  2 мая
125 лет со дня рождения Виктора Станицына


Сегодня, 2 мая, 125 лет со дня рождения Виктора Станицына (1897 – 1976) – актёра, режиссёра, педагога, народного артиста СССР. 
Он был наделён каким-то подкупающим светлым обаянием. А потому сразу пришёлся ко двору – сначала во Второй студии МХТ, в школу которой поступил в 1918 году, а затем и в самом Художественном театре. Сын обрусевшего немца Якова Гёзе, присяжного поверенного из Екатеринослава, поначалу он тоже учился юриспруденции (присяжный поверенный – это адвокат в Российской империи при окружном суде или в судебной палате). Но вскоре бросил Московский университет, сделав окончательный выбор в пользу актёрской профессии. 
С самого начала у Виктора Гёзе, взявшего сценический псевдоним Станицын, не было недостатка в заметных ролях: он играл князя Шаховского в «Царе Федоре Иоанновиче», Кудряша в «Грозе», Молчалина в «Горе от ума». Среди принятых в 1924 году во МХАТ блестяще одарённых выпускников студий Художественного театра он вовсе не потерялся, напротив – становился всё более виден. И когда в 1932 году вышел спектакль «Мёртвые души», много говорили о его Губернаторе, который упоённо вышивал кошелёк, полностью поглощённый этим занятием. «Совсем молодой тогда Виктор Яковлевич был очень смешным и достоверным в этой возрастной роли как будто большой, белый, глупый одуванчик», – вспоминала Софья Пилявская.
Вскоре после «Мёртвых душ» Станицын подал заявку на самостоятельную режиссёрскую работу по «Пиквикскому клубу» Диккенса с участием актёрской молодёжи театра. Дебют Станицына как режиссёра состоялся в 1934 году, и он оказался очень успешным. В «Пиквикском клубе» в полной мере проявились и его юмор, и его эрудиция, к тому же у Станицына был замечательный союзник в лице художника Петра Вильямса. В годы войны они вместе сделают (при участии Василия Топоркова) ещё один заметный спектакль – «Последние дни» по пьесе Булгакова.
Виктор Станицын был очень точным актёром. Его Репетилов в «Горе от ума», Стива Облонский в «Анне Карениной», Андрей Прозоров в «Трёх сёстрах», Звездинцев в «Плодах просвещения» были попаданиями в «десятку». Некоторые из поставленных им спектаклей – например, «Идеальный муж», «Домби и сын», «Мария Стюарт» – шли во МХАТе много лет, и их очень любили зрители. Педагогика тоже оказалась его стезёй: Виктор Яковлевич преподавал в Школе-студии МХАТ три десятилетия и выпустил множество учеников.
В 60-е годы вместе с Михаилом Кедровым и Борисом Ливановым он входил в художественную коллегию, руководившую театром. А его прощанием с публикой можно назвать роль инспектора Мича в замечательном спектакле «Соло для часов с боем» 1973 года.
>  2 мая
Продажа билетов на июнь
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание: продажа билетов на июнь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на сайте театра начнётся на день раньше обычного — в пятницу, 6 мая, в 12:00.
Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 11:00.
Бронирование билетов на спектакли июня по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 16:00.