Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024
Константин Хабенский во второй раз заявил о себе как режиссер. В 2018 году вышел его дебютный фильм «Собибор» о восстании в нацистском лагере смерти во время Второй мировой войны. Он был выдвинут Российским оскаровским комитетом во главе с Владимиром Меньшовым на соискание премии Американской киноакадемии. Спустя шесть лет Константин Хабенский дебютировал как театральный режиссер на сцене возглавляемого им МХТ имени А. П. Чехова с «Чайкой» Чехова.

Автором идеи «Собибора» был Владимир Мединский, тогда еще министр культуры. Для Константина Хабенского как начинающего кинорежиссера это был дерзкий шаг — взяться не за короткометражку, а сразу за масштабный проект, не имея опыта. Но у него был опытный худрук Андрей Малюков, за плечами которого «Мы из будущего» и «Диверсант». Хабенский сделал тогда 34 монтажные версии, сам сыграл лейтенанта Советской Армии Александра Печерского, организовавшего восстание и побег заключенных. Хабенский тогда объяснял свой приход в режиссуру: «Я хорошо себя чувствовал в роли актера. Много общался с лучшими режиссерами и операторами. Процесс обучения у них был базовым. И я решил войти в эту воду».

Снимал под Вильнюсом, управляя десятитысячной массовкой, работал с российскими, литовскими, немецкими и польскими актерами. Антипода его героя сыграл великолепный франко-американский актер Кристофер Ламберт («Горец»). До премьеры фильм показали в Госдуме, представили в Вене, в берлинском бундестаге, фрагменты показали Владимиру Путину и премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху.

Все это было невероятно для дебютанта. Выбор «Чайки» для театрального дебюта не менее амбициозен. Хабенский удивил, хотя, казалось бы, Чехов ставлен-переставлен, каких только сложносочиненных интерпретаций мы не видели. Но худрук МХТ превзошел в своей фантазии любые ожидания. 

Главное потрясение — Треп-лев, пожирающий чайку. Его играет Илья Козырев, который во втором действии становится помесью бомжа и старца, выбравшего аскезу и спящего на камне. Он зарос, немыт и появляется на сцене с мертвой чайкой. Ее крылья свисают, как заячьи уши. Костя запускает руку внутрь и начинает пожирать внутренности птицы, украшающей занавес МХТ. Ест долго, потом идет за глубокоуважаемый шкаф, о который в свои лучшие дни бился головой до крови, изрыгает из себя только что съеденные потроха.

После выстрела останки Треплева подожжет Дорн (Игорь Верник), спалит амбар, чтобы уберечь Аркадину от страшного зрелища самоустранившегося сына. Дорн – самый гуманный из мужчин. 

Имением управляет крошечный человек Шамраев. На эту роль приглашен актер маленького роста Вано Миранян. Ведет он себя бесцеремонно – а как еще можно обращаться с никчемной и вялой интеллигенцией.

Когда-то жизнь у колдовского озера была совсем иной. Бегали нарядные дети, которых мы видим воочию словно во сне. Они давно выросли и превратились в совсем несимпатичных людей.

Нину играет Софья Шилдовская – яркая, необычная актриса, заявившая о себе в кино (из ложи за ней наблюдал кинорежиссер Иван Твердовский, в фильме которого она уже сыграла сложные душевные состояния). Нина упрямо следует своей цели, хочет стать актрисой, но фантастически глуха для этой профессии. Она кричит, как чайка, запрокинув голову, и такая же мертвая, как и та птица, которую потрошил Треплев.

Хоть какую-то симпатию вызывает учитель Медведенко в исполнении Дениса Парамонова. Он готов ждать и прощать свою любимую Машу, которая продолжает любить Треплева, превратившегося в чудище.

Интересно решен Тригорин, которого сыграл приглашенный из МТЮЗа Андрей Максимов. Он моложе Аркадиной и на правах второго сына, неглуп, но инфантилен. Постоянно удит рыбу, что-то пишет, расположен к Нине, но если вдруг ее не станет, ничего существенного в его жизни не произойдет. Все ему трын-трава.

Аркадина Кристины Бабушкиной возвышается над царством маленьких и никудышных мужчин, как каланча. Одета элегантно. Здесь все в современных костюмах, придуманных художником Марией Даниловой. Но сделано это мягко и не бросается в глаза. Зато Сорин Анатолия Кота носит треники. Он тут исполняет функции Фирса из «Вишневого сада».

Константин Хабенский разделил происходящее на две неравные половины. Почти два с половиной часа мы наблюдаем за жизнью «до», где еще кто-то в кого-то влюблен, питает надежды, а потом понадобится час, чтобы все это убить. Все куда-то улетучивается — и любовь, и помыслы, и наступает период дожития. 

На премьеру пришли в числе многочисленных випов космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб. Они вышли на сцену и преподнесли Константину Хабенскому чайку, которая была индикатором невесомости для экипажа корабля «Союз МС-24», больше года находилась на МКС и вернулась на Землю.

Оригинал статьи
Пресса
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023