Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю

Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024
В репертуаре МХТ постановки чеховской «Чайки» появляются нон-стоп. Не успела одна «Чайка» слететь с афиши, как прилетает новая. Бывало и такое: шли сразу две «Чайки». Один спектакль мхатовский (причем, состав исполнителей в нём много раз обновлялся). И в это же время на сцену в Камергерском переулке садилась «Чайка» из «Табакерки».

Казалось бы, постановками главной пьесы главного драматического театра страны зрители уже перекормлены. Но театральные деятели, вероятно, думают по-другому: каждая новая «Чайка» для них — это очередная, но необходимая проверка на верность идеям Художественного театра. Пускай «Чайка» в режиссуре Константина Хабенского не то шестая, не то седьмая постановка пьесы Чехова на этой сцене. И его дебют в качестве режиссёра.

«Каждое время имеет свою „Чайку“, — подтверждает Хабенский. Чехов и его персонажи не теряют связи со временем, поскольку речь идет о человеческих отношениях, о любви и предательстве, о желании свободы — у одних и невозможности дать вольную — у других. Постановка Хабенского не просто семейная драма, а комедия о юношеском максимализме и других удивительных и „прекрасных“ человеческих качествах.

Как объяснил режиссер свой замысел (ведь важно не только рассказать историю, но и расставить приоритеты), главные герои в его постановке — женщины: „В центре внимания – их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Они делают мужчин либо счастливыми, либо несчастными. Их внимание может либо поднять мужчин до звёзд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра. Рассказ, который мы будем вести на сцене Художественного театра, про нормальный человеческий эгоизм. Каждый человек хочет, чтобы к нему внимательно относились, чтобы его любили, чтобы его слушали. Такой обычный эгоизм. А у молодых персонажей к этому добавляется юношеский максимализм“.

Через „Чайку“ в разные годы прошли все значимые (для своего времени) актеры мхатовской труппы. И сейчас Хабенский пригласил в свою постановку и медийных, и популярных, и просто хороших артистов.

Кристина Бабушкина, она играет Аркадину, наполнила свою роль нужной эмоцией, смыслом и темпераментом, но постаралась уйти от шаблона. Обычно Аркадину нам показывают как эгоистичную знаменитость, известную актрису, не способную никого любить, кроме себя. У Бабушкиной она не только про „звезду“. Она, действительно, „не Юпитер, а обыкновенная женщина“ со своими проблемами и переживаниями. Очень хорош её брат Сорин в исполнении Анатолия Кота, который у Чехова в чине действительного статского советника, на сцене он - эдакий „герой Севастополя“, ну или просто герой.

Тригорина играет молодой актёр Андрей Максимов, знакомый зрителям по сериалу „Слово пацана“ (он лидер одной из группировок по кличке Жёлтый). Признаюсь, поначалу было сложно переключиться с телеобраза на образ апатичного, неуверенного в себе модного беллетриста, которому некомфортно в навязанной ему роли любовника Аркадиной. Но где взять силу воли оборвать эту связь?

Игорь Верник в новой „Чайке“ сыграл доктора Дорна (в прошлой постановке другим режиссером он был Тригориным). Поскольку Верник работает в МХТ очень давно (почти 40 лет), он видел Дорна и в исполнении Смоктуновского, и Табакова… Есть с чем сравнивать. Он предложил режиссеру Хабенскому своего Дорна, азартного (он игрок), темпераментного, не потерявшего интереса к жизни и к женщинам. Когда Верник-Дорн говорит: „В отношении женщин ко мне было много хорошего“, — понимаешь, что это и его личное признание. 

В спектакле есть пока ещё не очень медийные, но хорошие артисты. Константина Треплева играет молодой, обаятельный и точный в профессии Илья Козырев.

Не до конца понятно роль Шамраева в исполнении артиста оригинального жанра Вано Мираняна, человека маленького роста. Свой выбор Хабенский объяснил так: „Шамраев — это игра в толерантность, объяснение, почему этого человека здесь (он управляющий в имении) терпят“.

Спектакль идет три с лишним часа. Но досмотреть до финала несложно.

Чеховский текст почти не изменен. Некоторые фразы Хабенский всё же убрал, посчитав их неактуальными, например, реплику про „киевского мещанина“. Но не пропали мхатовские паузы, и собака выла (в разном актерском исполнении), есть чеховское настроение и приличествующий традиции спектр эмоций. 

Оригинал статьи
Пресса
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Жена снежного человека, Катерина Мигулина, Аргументы недели, 28.08.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
«Круги» Жоэля Помра — впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013
Кристина Бабушкина: «Я научилась жить настоящим», Евгения Белецкая, журнал “Ok!”, 12.10.2012
Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012
«Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
«Белоснежка и семь гномов» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.11.2011
Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003