Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

13 вопросов Анатолию Белому

Пресс-служба МХТ, 25.09.2014
1. Как бы Вы объяснили пятилетнему ребенку, чем занимаетесь?

Своим детям как-то не приходилось объяснять. Но я бы сказал, что выхожу на сцену и играю другого человека, показываю его характер и надеваю другой костюм, иногда даже говорю не своим голосом, не как в жизни.

2. Признаете ли Вы авторитеты? Существуют ли они для Вас?

Несомненно. Для меня авторитет — это человек, который своей жизнью, своими поступками вызывает у меня уважение, восхищение. Например, моя мама, она научила меня любить. В ней было столько любви ко мне… А если говорить о профессии, то это целая плеяда советских актёров.

3. Кто Ваш главный критик?

Мама и жена. Моя жена — человек очень тонкий, поэтому она всегда спрашивает меня перед тем, как что-то прокомментировать. Мама же всегда была очень требовательной, очень редко меня хвалила, только за настоящие, серьёзные достижения. Но до многих театральных работ она ещё не добралась, потому что живёт сейчас в Израиле — в основном она комментирует мои киноработы. Помню, что за мхатовскую «Белую гвардию» — хвалила.

4. Чем Вы гордитесь?

Иногда горжусь, когда удаётся сыграть хороший спектакль. Такая мгновенная гордость, как вспышка. Детьми своими горжусь, хотя понимаю, что нам ещё предстоит провести большую работу, прежде чем они станут полноценными личностями.

5. У Вас есть любимый период Вашего творчества?

Несомненно, работа с Кириллом Серебренниковым над спектаклем «Откровенные полароидные снимки» в Театре имени Пушкина и – параллельно — у меня шёл проект в Центре драматургии и режиссуры, спектакль «Обломоff» Михаила Угарова. Владимир Мирзоев и его студия в Театре имени Станиславского, работы с молодыми актёрами, из которых вышли потом имена. Потом был Олег Меньшиков со спектаклем «Горе от ума». Дальше МХТ, моя первая работа в качестве приглашённого артиста в спектакле «Терроризм» по пьесе братьев Пресняковых, ставил Кирилл Серебренников. После него меня взяли в театр, и была работа над «Белой гвардией» с Сергеем Женовачом. Потом «Король Лир», которого я сыграл в 33 года, работая с японским режиссёром Тадаси Судзуки. «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова – любимейший спектакль, потом «Примадонны» с Евгением Писаревым, вдруг комическая роль, мне их мало перепадало. А вот моя «киноистория» ещё формируется.

6. С годами круг Ваших близких и друзей расширяется или наоборот?

Он никогда не был широким. Я человек замкнутый, несмотря на мою профессию. Пальцев одной руки точно хватит, чтобы пересчитать близких мне людей.

7. Что нового для себя Вы открыли в этом году?

Мои дети, преподносят мне каждый день новые открытия. Каждый день говорят что-то, какие-то умозаключения выносят, иногда даже записываю за ними. В профессиональном плане мне посчастливилось недавно сыграть в многосерийном фильме про Любовь Орлову, называется «Орлова и Александров». Я играю Григория Александрова. В этой роли я попробовал многое, чего не пробовал до этого.

8. Вы любите путешествовать?

Да, конечно! Больше всего люблю Европу. Франция и Италия – объездил их почти полностью. Америка произвела фантастическое впечатление, были в Нью-Йорке, Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе; на студии Universal отрывались, как могли, провели там целый день, чувствовали себя восторженными школьниками. А вот экзотические страны меня пока что никак не привлекают. К сожалению, часто путешествовать не получается, много работы.

9. Что Вы сейчас читаете?

У меня почти нет времени читать. Это большая проблема. Массу времени забирает чтение сценариев. На отдыхе читаю. Последнее, что впечатлило, – «Бегство из рая» Павла Басинского — биография Льва Толстого, до этого еще читал биографию Чехова, написанную Дональдом Рейфилдом.

10. У Вас есть свой собственный способ излечиться от депрессии?

У меня нет депрессии. Если мне грустно, я просто провожу время с детьми, с семьей. Или можно поехать ночью в кинотеатр, посмотреть какой-нибудь фильм на английском.

11. Кем Вы представляете себя через 10 лет?

Я вижу себя актером Московского Художественного театра, во-первых. Я вижу себя актером, который еще не устал от своей профессии, а наоборот.

12. Что самое ценное в МХТ и чего театру сегодня не хватает?

Есть дух мхатовской традиции. И он свой, ни на что не похожий. А главное, он никуда не делся, стал современным. Я попал в театр в 2003 году, как раз тогда, когда Олег Павлович собирал костяк 30-летних. Как мне кажется, ему это удалось. Есть нехватка в режиссуре, как и везде.

13. Афоризм, который определяет Вашу жизнь.

«Все получает тот, кто умеет ждать».