Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Любовь Полищук: «Жизнь научила меня всему», 26.06.2005 - Как любая мама, я умею все. Физическим трудом занималась с малолетства. Родители много работали, а я в семье была старшим ребенком. Брат был моложе меня на 10 лет, сестренка — на три года. Детство мое легким не назовешь. Жили мы в бараке, воду приходилось таскать из далекого колодца. Я умею пользоваться коромыслом, а еще пилой, топором. В семье я отвечала за то, чтобы сарай всегда был полон дров. Печку топила, детей купала, а к приходу мамы варила супчик и жарила картошку на сале. — Наверное, поэтому вы и согласились вести программу «Кулинарное путешествие», которая, надеюсь, скоро выйдет на «Первом канале»? — Вообще это идея мужа — привести меня в кулинарную передачу. Сама я в детстве так настоялась у плиты, что теперь подхожу к ней только в охоточку. Муж Сергей готовит вкуснее, быстрее, изобретательнее, чем я. В этом деле он - профи. Я люблю все блюда, что он делает. Сергей избаловал меня страшно — мне в ресторане все невкусно. А сама я гениально только картошку жарю, и Сергей с этим согласен. — А я слышала, что лучшая еда для вас — семечки… — Это правда! У нас в семье все их грызли. Нажаришь вечерком в духовочке… Из-за семечек у бабушки были не зубы, а «кремлевская стена» — до 90 лет все свои. По маминой линии, в роду донских казаков, все были очень красивыми и очень талантливыми. Плясали здорово. А когда садились играть в лото, в перерывчике, под стаканчик бражки, запевали в пять голосов так, что стекла дрожали… НОВЫЙ ДЕНЬ. НОВЫЙ КУПАЛЬНИК — Так вы такая красивая в маму? — Знаете, в детстве я была маленького роста. Косоглазая и кривоногая. А потом постепенно, непонятно как, все стало исправляться. Когда я в 6-м классе после летних каникул пришла в школу, меня никто не узнал — так я сильно выросла. — Вскоре, наверное, и поклонники появились? — Да не было у меня поклонников! И за то, что поздно приходила с улицы, мне доставалось. Однажды, перед экзаменами, отец меня даже выпорол. Неделю предупреждал: «Ладно уж, возвращайся домой не в девять, но в десять — точно». Я вернулась в одиннадцать. Папа рассердился, однако разрешил перенести следующую явку на двенадцать. Я обрадовалась и явилась… в половине четвертого утра. Папа снял ремень и начал меня пороть! Я бегала вокруг стола, а когда ремень попадал по спине, думала: «Господи, как я завтра на пляж выйду?». Очень я любила ходить на реку, и каждый раз — в новом купальнике, который сама шила. — До полчетвертого вы с мальчиками гуляли? — Какие мальчики?! Когда у нас в классе все уже перецелованные были, а я с ребятами через «козла» прыгала. До 16 лет в футбол гоняла. На танцы в первый раз пошла в выпускном классе. — Первую любовь помните? — Ну а как же! Звали Лешей, я и сыну поэтому такое имя дала. Сто лет мы не виделись. Но однажды на гастролях в родном Омске мне передали от него привет. И цветы. Сам он ко мне так и не подошел, хотя, очевидно, был где-то рядом. 12 ЛЕТ БЫЛА ЗА МУЖИКА — Расскажите, где вы познакомились с мужем — известным художником, кулинарным критиком, внуком знаменитой писательницы Мариэтты Шагинян? — Мы встретились в Москве. Сергей знал меня по ролям в кино, а потом увидел на сцене, в спектакле театра «Эрмитаж». Долго пытался со мной познакомиться, действуя через друзей и знакомых. И когда мы все-таки встретились, он мне очень понравился: умный, интеллигентный, добрый, веселый. А как красиво ухаживал! Сын, ему тогда шел двенадцатый год, очень обрадовался, что в доме появился мужчина. Своего отца — Валерия Макарова, моего первого мужа (он был актером, поэтом, музыкантом), Леша знал мало. Мы разошлись, когда сыну было четыре года. А я так привыкла к независимости, так привыкла быть в доме и за маму, и за папу. Помню, однажды в присутствии Сергея открыла банку с консервами — лихо, тычком, как мужик, как мы на гастролях делаем. Так у него, бедного, глаза «выпали»: «Умоляю, при мне этого больше никогда не делай!» Ужас! Я, женщина, якобы вамп, превратилась в полумужика! А как не превратиться?! Ведь 12 лет я тащила на себе и ребенка, и дом. Впрочем, дома-то поначалу не было. Мы с Лешей долго жили в общежитии. Я откладывала деньги на кооперативную квартиру в Москве, когда ее купила, стала обменивать ее на большую. Сейчас, оглядываясь назад, не понимаю: как я все это вытянула, как все пережила? Молодая была, заводная, веселая, на многое не обращала внимания. Работала много. Но мне повезло: я любила и люблю свою профессию. Ведь многие идут на службу с отвращением, с тяжестью на душе, я хожу с радостью. СЫНА ВЫСЫЛАЛИ САМОЛЕТОМ — А правда, рассказывают, что и на гастроли вы брали с собой сына? — Маленьким Леша почти все время жил у бабушки с дедушкой, в Омске. Но когда случались хорошие долгосрочные гастроли в Прибалтику или на Кавказ, я Лешу брала с собой. Мне его высылали самолетом со знакомыми или друзьями. Терка, кастрюля, плитка, сковородочка — все это всегда при мне. Увы, моя кочевая жизнь отняла у Леши маму. В Москве до 5-го класса он учился в интернате. Не в круглогодичном, рядом с домом, и если я была в Москве, то забирала его уже в четверг, но все равно тяжело было. Грустно, но думаю, что в душе он осуждает меня за это до сих пор. А у меня просто другого выхода не было. Когда у сына начался переходный возраст, он мне этот интернат часто припоминал. Я должна была работать — кормить сына, высылать деньги родителям, которые жили крайне бедно. Ведь они тянули сестру, брата и строили квартиру в Омске. — Сейчас ваши родственники живут в Москве? — У меня в квартире есть комната мамы, но она почти всегда пустует. У мамы тяжелая астма, ей в Москве плохо дышится, и врачи не рекомендуют ей менять омский климат. Но раз в год я маму в столицу привожу на медицинское обследование. Папы нет, увы, уже 11 лет. Сильным он был человеком, ответственным. Мальчишкой остался без родителей, рано пошел работать, а десятилетку мы с ним окончили одновременно. После вечерней школы он поступил в строительный техникум, стал прорабом. На папины похороны пришло пол-Омска. Нет уже и моего брата Толика. А сестра Валентина со своей семьей живет в Германии. АКТРИСА, А ХОДИШЬ ПОБИТОЙ — Как родители реагировали на то, что вы выбрали актерскую профессию? — Артисткой я мечтала быть с детства. Родители же видели меня строителем или швеей. Мама говорила: «Шо это — артистка? Дурь одна!». Но я сказала, что умру, если они меня в Москву не отпустят. А уже спустя несколько лет, помню, вернулась я как-то со съемок «Двенадцати стульев». И в тот день меня Андрей Миронов так нашвырял и накрутил! 14 дублей сделали. Я летала на цементный пол, куда матрас постелить забыли, вышибала головой совсем не облегченное оконное стекло. И вот, увидев меня в синяках и царапинах, мама сказала: «Другие-то артистки красивые, в костюмчиках, а ты побитая ходишь». — А ваша роль в «Моей прекрасной няне» маме нравится? — Да. И мне тоже. Режиссеры раньше часто говорили: «У тебя несовпадение: внешность — героини, а актерский потенциал — шире, острохарактерный». И вот наконец такая острохарактерная роль — мамы Вики! Я сразу вспомнила свою бабушку Ульяну и воплотила на экране ее образ — с неожиданными всплесками эмоций, заразительным хохотом, бесконечными идеями. Правда, бабушка была еще самобытнее, на экране-то всего не покажешь. — Значит, вы не пожалели, что втянулись в столь долгосрочный проект? — Я жалею, что работа над сериалом когда-нибудь закончится. Конечно, было тяжело, но все же не в такой степени, как моей «дочке Вике» — Насте Заворотнюк. Она изо дня в день, с 8 утра и до поздней ночи, а иногда съемки заканчивались и в 5 утра, должна была выглядеть ухоженной, причесанной, свежей. Это о-о-очень тяжело! И никаких капризов и истерик! ОБУВИ ПОКУПАЮ СРАЗУ 4 ПАРЫ — Настя Заворотнюк рассказывала «Телесемь», что в отличие от своей героини она мини-юбки не носит. А какую одежду предпочитаете вы? — Удобную. У меня есть очень красивая енотовая шуба, купленная давным-давно, но надевала я ее всего три раза — тяжелая. Зато с удовольствием ношу кашемировое пальто московской фабрики, сшитое по итальянской лицензии. Что же касается обуви — это моя болезнь. В детстве я так стеснялась своей большой стопы, что вместо сорок первого размера втискивалась в тридцать девятый. Мучилась, страдала, но так и ходила со скрюченными пальцами. Теперь, если туфли тупоносые, я и в сороковой влезаю, а если остроносые — только в сорок второй. Очень люблю обувь изысканную. Но с моей «лапой» и обыденную-то найти большая проблема. Я когда нахожу, беру сразу пары три-четыре, причем не важно чего: валенок, тапочек, главное, чтобы налезли. — Знаю, что после серьезной травмы позвоночника вы и на пуанты сумели встать. Хотя врачи вынесли вам приговор: без костылей ходить не сможете… — Да, через несколько месяцев после рождения дочки я перенесла неудачную операцию аппендицита, затем повторную. Вся была шитая-перешитая, но играла в спектакле «Соломенная шляпка», выделывала чуть ли не акробатические па. И однажды прямо на сцене умудрилась выбить себе три межпозвонковых диска, потерять сознание. Больше полугода провела в больнице. А потом сменила костыли на пуанты — в спектакле «А чой-то ты во фраке?». — Дочери и сыну передались ваши волевые качества? — Видимо. Например, я не хотела, чтобы они стали актерами. Но они выбрали этот путь, проявили свой крепкий характер. А для актера первый пункт — это здоровье, второй — сила характера, воли и только потом — талант. Считаю, что Лешка действительно замечательный артист. Говорю об этом не как мама, а как партнерша — мы работали с ним в спектакле «Квартет для Лауры». Еще Алексей играл в фильмах «Курсанты», «Ворошиловский стрелок», «В движении». Про дочь Мариэтту что-то определенное пока сказать трудно, она еще учится на третьем курсе. И Леша, и Мариэтта честолюбивы, хотят быть самостоятельными и очень переживают, когда их воспринимают только как детей народной артистки. Кто знает, может, и я вела бы себя так же, если бы моя мама была из актерской семьи. А сейчас я отшучиваюсь: «Да, ребята, мне с родителями повезло больше!» Не унывать училась Лилия СУХОДЕЕВА Звезда у экрана Сергей Жуков: — Любовь Полищук — настоящий профессионал, настоящая женщина, человек-легенда. С удовольствием смотрю все фильмы с ее участием, даже если она появляется там на пару минут, как в «Моей морячке». А в «Моей прекрасной няне», кстати, она феноменально молодо выглядит! ЛИНИЯ ЖИЗНИ 1949 — рождение 1967 — стала артисткой разговорного жанра 1969 — едва не разбилась, упав со скалы в море 1972 — рождение сына 1979 — вынуждена была отдать сына-первоклассника в интернат 1983 — встреча с Сергеем Цигалем 1984 — рождение дочери 1987 — во время спектакля получила травму позвоночника 1994 — получила звание народной артистки 1994 — смерть отца 2004 — начала сниматься в «Моей прекрасной няне» ДОСЬЕ «ТЕЛЕСЕМЬ» родилась: 21 мая 1949 года в г. Омске образование: Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства (1967г.), актерский факультет ГИТИСа (1984г.) театральная карьера: с 1967 г. — артистка разговорного жанра Омской филармонии, 1972-1979 гг. — солистка Московского мюзик-холла, 1980-1986 гг. — актриса Московского театра миниатюр, ныне театр «Эрмитаж». 1989-1996 гг. — играла в театре «Школа современной пьесы». С 1997 г. работает только по контрактам кинокарьера: с 1976 г. снялась более чем в 70 фильмах, среди них: «Двенадцать стульев», «31 июня», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Приключения принца Флоризеля», «Отпуск за свой счет», «Змеелов», «Интердевочка», «Городские подробности», «Бабник», «Ширли-мырли», «Любовь с привилегиями», «День святого Валентина», «Тихие омуты», «Моя морячка», «Моя прекрасная няня», «Звезда эпохи» семейное положение: замужем, двое детей домашние животные: собака Дуня — русская борзая, кошка Кися, подобранная в аэропорту Предпочтения безалкогольный напиток: кофе алкогольный напиток: виски, водка машина: «судзуки», за рулем 20 лет кино: комедии, мелодрамы, психологические триллеры и документальные фильмы о животных |