Про что Жила-была девочка Сонечка, угловатая, неказистая и очень любившая литературу. Литературные переживания отчасти заменяли ей отсутствие собственных сильных эмоций. Стала Сонечка библиотекарем, от бедствий войны уехала в Сибирь, встретила там знаменитого художника Роберта Викторовича. Она его за интерес к французской литературе полюбила, а он ее, понятно, за чистоту в глазах. Поженились, родили девочку Танечку. Когда Танечка подросла, то привела в дом подругу сироту-польку Ясю, которая, спасаясь от голода, научилась приторговывать собственным телом. И тогда у «Роберта Викторовича началась последняя жизнь». И постаревшая Сонечка поняла все? И порадовалась, что мужу под конец жизни выпало такое счастье. И снова заполнила свою душу переживаниями не из реальной жизни, а из литературной, благодаря Бога, что счастье в ее жизни было. Такая вот жизнеутверждающая история.
Мнение Литературный текст может быть не менее театральным, чем движущаяся декорация, музыкальные вариации или иные режиссерские находки. Лишь очень немногие актеры, вроде Александра Филиппенко, в последнее время именно в слове, точнее, в литературном стиле черпали театральную энергию. А о том, что слово давно обесценено, не говорил разве что ленивый. Но театр, как и природа, не терпит пустоты. Педагог и теперь уже известный режиссер Марина Брусникина заняла эту пустующую нишу литературного театра когда-то бывшего важной частью нашего театрального прошлого. Она выпустила на Новой сцене МХАТа два спектакля, лишь формально напоминающих художественную читку: сначала «Пролетного гуся» Виктора Астафьева, а затем «Сонечку» Людмилы Улицкой.
Актеры здесь похожи на хор, поющий а капелла. Одни и те же роли передаются от актера к актеру, которые меняют тембры, обогащают разными красками, но при этом сохраняют единый исповедальный тон. Кстати, что такое петь а капелла, мхатовская молодежь (плюс Виталий Егоров из «Табакерки», которому некогда прочили оперное будущее) знает не понаслышке: поют Баха и Моцарта, Бетховена и Хачатуряна. Их «инструменты» тела, голоса и души настроены таким образом, чтобы и прозу исполнять как музыку. Из громкой какофонии исторических катаклизмов, которые пришлись на долю нашей страны (война, репрессии, эмиграция, эвакуация, разоренный быт), авторы «Сонечки» извлекают лишь камерную мелодию частной жизни.