Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена.

, 18.03.2025
Это третий спектакль Андрея Гончарова в МХТ. В 2023 году он выпустил «Далёкую Радугу» по фантастической повести братьев Стругацких, а в 2022-м – «Чрево» по прозе Замятина. Спектакли очень разные, тем не менее, уже сейчас можно прочитать фирменный стиль режиссера. «Красивая безысходность» – именно так я бы определила дух его постановок. Что «Чрево», что «Радуга» – одинаково безысходны, но это подаётся именно так, что нет духа трагедии, хочется наслаждаться, упиваться безысходностью.

Каждый раз мне казалось, что я попадаю в прошлое, притом не в то прошлое, в котором происходит действие, а в СССР в 1970-е годы, что я смотрю на сцене фильм, снятый где-нибудь в Прибалтике в позднесоветском строе, поэтому вместе с безысходностью возникает и легкое чувство ностальгии по тем прекрасным временам.

Несмотря на то, что Гончаров – именно театральный режиссер, его постановки кажутся немного киношными; такое ощущение, что он разговаривает со зрителями именно на киноязыке, который при этом органично сочетается со сценой. И этот киноязык обволакивает, завораживает зрителя. А поскольку перед нами не экран, а именно живые актеры, то эффект значительно усиливается. Полное погружение как в проблемы героев, так и в советскую эпоху пятидесятилетней давности. Вообще, у меня сложилось впечатление, что сейчас выйду из театра и окажусь не в Камергерском переулке, а где-нибудь на пляжах Юрмалы.

Еще когда я узнала, что Андрей Гончаров работает над спектаклем по Стриндбергу – было понятно: спектакль получится. Уж слишком они похожи по духу, по подаче. Приятно, что я не ошиблась. А еще приятней, что у Гончарова получился очень женский спектакль. Даже удивительно, как молодой режиссер-мужчина смог так точно затронуть темы, волнующие взрослых, опытных женщин, за плечами которых многие годы брака.

Постановка простая, драматургически не замысловатая. В ней заняты всего два актера – Артём Быстров и Ольга Литвинова. Несмотря на то, что актеры – молоды, они играют супружескую пару, прожившую долгую совместную жизнь.

Перед нами вполне благополучная семья без всплесков эмоций, без скандалов и радостей. Просто живут и воспитывают детей. Она образцовая домохозяйка, он добытчик и кормилец. Все как у всех.

Она знает его на 100 процентов. Знает, какую передачу ему надо посмотреть, что он хочет поесть и как ему надо вести себя в сложных ситуациях. Он шагу не может ступить без ее контроля и советов. Такие «глубокие родственники». Неожиданно его отправляют в командировку, и у супругов есть возможность побыть отдельно друг от друга, расшевелить давно уснувшие чувства. Они пишут друг другу письма, которые с каждым разом становятся все более и более нежными.

И, наконец, решают встретиться в маленьком городке, где начиналась их любовь. Он маринует шашлык, а она покупает для встречи ярко-розовые туфли. И вот, томимая ожиданием, она приезжает, а он… спит. Упс, первое разочарование. Они гуляют по пляжу, но все время упираются в непреодолимые стены. Им просто нечего сказать друг другу.

И вот уже шкурки сброшены, и перед нами уже не упитанные люди средних лет, а молодые красавцы с прекрасными телами.

Но… снова ничего не происходит. И это еще одно женское разочарование. Трагедия, но поданная красиво, пастельными театральными красками. С одной стороны, я искренне сочувствовала Лили, мне досконально понятны все ее проблемы, я сама через это прошла. Это грустная история, и я расстроена и за героиню, и в первую очередь за себя, потому что я испытывала те же самые переживания, но они не были такими красивыми, проникновенными. Мне казалось, что я просто живу, как все. А Гончаров доказывает, что даже обыденная драма может быть красивой, лиричной.

Вообще, на мой взгляд, это спектакль о женском разочаровании. 

Он называет ее мамой, а она это ненавидит. Ведь в душе она все та же девочка. Она хочет веселья и радости, а он – шашлыка и поспать. Они больше не мужчина и женщина, они мама и папа.

Грустно? Нет, наверное. Типа, все так живут.

Но спектакль оставляет грустное послевкусие о несбывшихся надеждах, об отсутствии женского счастья. И упование, что где-то же бывает по-другому.

Разумеется, в первую очередь я рекомендую этот спектакль для семей, проживших вместе долгие годы. Постановка позволяет не просто переосмыслить все происшедшее, но и понять причину этого. И очень хорошо, что режиссер не пытается морализаторствовать. Он не объясняет, почему так получилось, но это становится и так понятно каждому.

Сейчас очень модны психологи, к ним бегают по каждому поводу. На мой взгляд, спектакль «Осень» даст гораздо больше полезных советов, нежели самый крутой специалист. Оно и логично. Именно для этого и нужен театр.

Оригинал статьи
Пресса
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Артем Быстров: Вести диалог можно без слов, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 8.09.2021
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019
В МХТ имени Чехова новый спектакль — «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Язык твой — враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018
Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
В Локарно подвел итоги Международный кинофестиваль, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010