Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Один на двоих «сон об осени»

, 11.04.2025
«Осень» на Новой сцене МХТ – это попытка ответить на вопрос, куда уходит любовь. Спектакль на двоих. Режиссер Андрей Гончаров искал материал специально под Артёма Быстрова и Ольгу Литвинову, с которыми уже делал «Чрево» по прозе Замятина, «крестьянский мюзикл» о домашнем насилии – а теперь выбрал рассказ Стриндберга из сборника «Супружеские идиллии: рассказы о браке».

В браке Аксель и Лили – всего десять лет, а кажется, что полжизни: оба уже давно забыли про «легкость бытия» и набрали лишний вес – в объемных телах-комбинезонах под бесформенной, невыносимо скучной одеждой, с параметрами рубенсовского «Вакха», Быстров и Литвинова похожи на двух пенсионеров. У неё – седина и дежурно-пресное выражение лица, у него – лысина, «дикорастущие» бакенбарды и испарина человека, уставшего бегать по кругу.

«Им обоим было трудно, как двум одинаково сильным лошадям, из которых каждая тянет свою лямку», – подсказывает Стриндберг, а Гончаров показывает их на развилке: муж сообщает, что уезжает в командировку, прямо сейчас – и, возможно, навсегда – а жена невозмутимо и мгновенно подает чемодан: всё, что нужно – уже здесь, по умолчанию, всё под контролем, в том числе сам Аксель. Лили он называет «мамой». Потому что живёт под присмотром – и даже на расстоянии, в номере отеля, где, наконец-то, остался один, руководствуется её «директивами»: что поесть, что посмотреть – через силу жует бутерброд, выбирает «Титаник», прощальный диалог Ди Каприо с Кейт Уинслет, а в озвучке слышит голос Лили… По сути, она щёлкает пультом, а не он. Никакой самостоятельности.

«Тревожность – это необоснованное забегание вперед», – лекцию «Как победить тревожность в СИЗО» Аксель, тюремный инспектор (попавший на свободу впервые за большой срок в браке), читает не арестантам, а зрителям. В публичном выступлении он, как ни странно, «выговаривает» ту часть себя, которая невидима, неслышна и никому не интересна дома. Потом заходит на новый круг – и открывает перед публикой свою «ценностную сетку»: предлагает сравнить себя с Робинзоном Крузо, которого каннибалы ставят перед выбором – или стать жертвой, быть съеденным, или убить – третьего не дано, но он даже на диком острове хочет остаться «человеком мира».

Это общение Акселя с залом подскажет, что есть территория, на которую Лили не заходит, потому что она – вне была и набора «формочек», по которым разложено их бытовое общение. И все-таки… «Всерьёз рассказывать про отношения людей, которые живут 10 лет бок о бок и знают все особенности друг друга – это перебор», – решил режиссер, поэтому артисты не раз отложат на потом текст «дядьки» Стриндберга, а сами будут добывать парадоксальный юмор из вставных номеров и не оставят никаких сомнений: мужу от жены не отделаться даже в отъезде. Причем эта ментальная связь проявляется и комически, и лирически, когда Быстров берёт в руки гитару, Литвинова – аккордеон, и звучит O Solitude («О, одиночество») Генри Пёрселла, музыка «из света и слёз», а на сцену выкатываются два огромных зеркальных шара и заполняют собой пустоту.

Художник Константин Соловьев (кстати, тот же, что и в «Чреве») обшивает сцену светлыми, гладкими досками, аккуратными рядами – упорядоченность быта, монотонный ритм, а сквозь щели в мизинец толщиной просвечивает осенняя усталость друг от друга и от своих социальных ролей – мужа и жены, отца и матери. А оба носят их, как свою вторую оболочку, – естественную для неё, а для него – душную, – и забывают, какими были в начале отношений. «Эта оболочка, грубая и твёрдая, конечно, мешает росту. Зато она безопасна, и в ней очень удобно, потому что всё понятно», – говорит Андрей Гончаров. Если человек прирастает к ней, не остаётся никакого зазора для чувственности – любые проявления тяги, влечения друг к другу начинают опадать, как листья поздней осенью.

Лили и Аксель оказываются как раз в той точке, когда надо либо продолжать жить со своей семейной «обшивкой», «наращивать её толщину и крепость», либо выбраться оттуда и отдаться другому состоянию – оглянуться на свою весну. Позволить себе уязвимость, потому что в ней есть возможность перейти в «зону роста», то есть меняться, обновляться – и если не запустить новый виток супружеской жизни, то хотя бы попробовать.

Эта возможность – сбросить лишнее, накопившееся за 10 лет – открывается для Акселя и Лили в разлуке. Они начинают писать друг другу любовные письма и не понимают, почему вдруг чувствуют себя «практически мучительно счастливыми». Ждут встречи. Назначают свидание друг другу в том самом городе у моря, где их любовь только «распускалась». И вот уже Лили идет по набережной не в трениках и рубашке на все случаи жизни, а в образе прекрасной незнакомки: черное платье в пол, капор с кружевом и розовые мюли: «Ну, как я выгляжу? Нравится?» – интересуется она у зрителей.

Шаг за шагом оба молодеют: избавляются сначала от париков и заношенной одежды, потом снимают с себя искусственную полноту – набранные за годы брака «килограммы» недовольства друг другом, совместной жизнью, подмененной бытом и уже набившей оскомину, – казалось бы, вот-вот случится перезагрузка. Но несмотря на романтический настрой, подготовку (шезлонги, мангал, бокалы) и высокий градус ожиданий, ничего не происходит. Разговор не клеится, угли гаснут, вино не пьянит и даже спетая Лили песня про «Три счастливых дня» – оттуда, из общего счастливого прошлого – не вызывает «горения». Она еще на что-то надеется, а он уже спит – лицом в простыню с «листопадом»…

Белые маечки, джинсы, подтянутые тела. Казалось бы, эти двое снова увидели друг друга прежними – и в письмах, и наедине в номере гостиницы, где уже бывали женихом и невестой – в отрыве от приевшегося фона, вдали от домашних забот. И все-таки остались обособленными, как зеркальные шары: рядом, но не вместе. Весна, которая прошла, так и не вернулась. «Мы уже стары, мамочка, мы уже сыграли нашу роль и должны быть довольны тем, что было», – снова подсказывает «дядька» Стриндберг, а Аксель с Лили не хотят верить, что впереди – только заморозки, и снова играют музыку Пёрселла, прозрачную, как осенний воздух. O Solitude.

Оригинал статьи
Пресса
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Артем Быстров: Вести диалог можно без слов, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 8.09.2021
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019
В МХТ имени Чехова новый спектакль — «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Язык твой — враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018
Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
В Локарно подвел итоги Международный кинофестиваль, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010