Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Невеселые ребятаНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 Пока пьесу «Самоубийца» запрещали в 30-е годы прошлого века к постановке и у Мейерхольда, и даже у Станиславского, несмотря на его личное письмо-просьбу к Сталину, сам ее автор Николай Эрдман был арестован. Случилось это с ним прямо на съемках фильма «Веселые ребята», сценарий которого он написал. Мы обычно не связываем эти события друг с другом. Мы не придаем значения тому факту, что солидная часть музыкальной кинокомедии происходит в присутствии катафалка и в окружении похоронных принадлежностей. Ведь это же так смешно и так, в сущности, безобидно! А, между тем, Эрдман явно разрабатывал «гробовой» сюжет, который кочевал у него из сочинения в сочинение. Конечно, в пьесе «Самоубийца» все устроено гораздо сложнее, нежели в киносценарии, но ведь и тут — комедия, и ее тексты просто убийственно смешны.Смеховая концентрация блестящих литературных пассажей в пьесе столь плотна, что это обстоятельство почти всегда мешает успеху всей постановки. Преодолев десятилетия прочных запретов, «Самоубийца» со времен перестройки и по сей день у нас ставится достаточно часто и… всякий раз отказывается полноценно зазвучать. Мешают то соблазн устроить разудалую сатиру на коммунальное убожество и «угар НЭПа», то желание предельно очеловечить Подсекальникова, проявить к нему горячее сочувствие. Впрочем, пьеса содержит и другие ловушки: с одной стороны, от нее явно веет гоголевской чертовщиной и инфернальностью, с другой — ее общественный заряд и едкая сатира на политическое устройство побуждают к прямой актуализации. В общем, крепкий орешек. Николай Рощин, ставший не только режиссером, но и сценографом спектакля МХТ, кажется, решил не упустить ни одной из составляющих. Он имеет в виду даже несостоявшуюся в этих стенах почти век назад постановку: спектакль начинается и заканчивается титрами переписки Станиславского со Сталиным о сценической судьбе пьесы. Декорации же коммуналки — это огромный, положенный на бок и лишенный крышки гроб, внутри которого живут и Подсекальников с женой и тещей, и другие персонажи. А в финале, где «покойник» восстает из гроба и произносит монолог в защиту собственного живота, и вовсе возникает огромная серая печь крематория. Важную роль в спектакле играет видео. Мы смотрим, как в фойе МХТ происходит попытка гражданской панихиды, но камера барахлит, присутствующие в замешательстве, слов не слышно, изображение прыгает, и ритуал превращается в дурацкое недоразумение. Долго идут кадры, где наш герой, что Иисус по дороге на Голгофу, тащит на себе тяжеленную домовину, минуя портретное фойе МХТ, Камергерский переулок, далее бредет по центральным улицам столицы нашей родины, аж до Кремля. А в прологе спектакля показан на видео его страшный сон: стоит Подсекальников над туманной бездной, а рядом орудуют чисто гоголевские ведьмы, в которых превратились его жена Маша (Юлия Чебакова) и теща (Янина Колесниченко). Женщины, терпящие на своей шее дармоеда Подсекальникова, и в живом плане будут потом смахивать на нечисть, бегая в белом исподнем, с длинными спутанными волосами и оглашая пространство скрипучими «нечеловеческими» голосами. Вся постановка выдержана в серо-черно-белой гамме, в цветах похоронных ритуалов, скорби и кладбищенской земли. А рядом возникают и огромная ливерная колбаса, та самая, которую Подсекальников капризно требовал у супруги посреди ночи; и гигантская оркестровая труба, на которой он безуспешно учился играть; и длинный, во все зеркало сцены поминальный стол со скатертью пепельного цвета и неаппетитной металлической сервировкой… Одним словом, есть много откровенного гротеска, с которым, в принципе, не поспоришь, ибо пьеса его позволяет. В гротескной манере существуют соответственно и многие персонажи, в особенности Клеопатра Максимовна (Владислава Сухорукова), дама, убежденная в том, что все мужчины «хотят ее тела». Собственно, эта громкая, нарочито напористая как бы гротескная манера игры, достигающая уровня «в клочья», выпадает в спектакле преимущественно на долю женской части пьесы. Мужчины все же ведут себя сдержаннее. Среди бессовестных демагогов всех мастей и сословий, склоняющих героя к публичному самоубийству, выделяется Аристарх Гранд-Скубик, которого отлично играет Александр Семчев. У него нет никаких преувеличений, есть тонкое и точное воплощение очень знакомого типа — цивилизованного, не лишенного налета интеллигентности мерзавца, который способен пустить пыль в глаза кому угодно. Хорош и Игорь Золотовицкий в роли соседа Калабушкина: мягкий, благообразный, располагающий к себе мужчина, который, не в пример Подсекальникову, прекрасно устроился в этой непонятной жизни. А труднее всех, конечно, приходится Ивану Волкову, играющему главную роль. Крупный, обаятельный, подвижный, внутренне содержательный артист, постоянный соратник и единомышленник режиссера Николая Рощина, должен здесь сыграть… А кого, собственно, он в предлагаемых на этот раз обстоятельствах должен воплотить? Дурака? Дармоеда и демагога? Неврастеника? Может, незадавшегося интеллигента эпохи социалистического строительства? Или нашего современника, тоже угодившего в очередную глубокую историческую расщелину? Ответить на этот вопрос в спектакле Николая Рощина, увы, невозможно. По первичным законам жанра герой должен быть откровенно смешон, но общая гробовая атмосфера, длящаяся более трех часов, мешает веселью. Зрители не раз смеются над отдельными репликами, однако назвать этого Подсекальникова комическим персонажем не получается. Трагическим же — не позволяют обстоятельства пьесы. Сам Волков, который здесь и автор исполняемой похоронным оркестром соответствующей музыки, кажется, тоже попадает в расщелину, только эстетического свойства. Он дает темперамент, он прекрасно двигается и выразительно произносит блестящий литературный текст. Однако все это не нанизано на единый смысловой и художественный стержень. Разумеется, и история с «самоубийством», и даже сюжет с катафалком из «Веселых ребят» родились у Николая Эрдмана, жившего в реалиях эпохи 30-х годов прошедшего века, отнюдь не случайно. И живущий в сегодняшних реалиях режиссер так же не случайно устраивает на сцене МХТ всю эту погребальную стихию. Однако текст Эрдмана при всей его литературной глубине, сатирической едкости и даже беспощадности был легким, летящим, воздушным. Спектакль же получился тяжелым и громоздким. Прямо как та домовина с лежащим в ней Подсекальниковым, что упорно не желала проходить в узкий дверной проем его коммунальной квартиры. Оригинал статьи Пресса Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024 Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» (фоторепортаж Екатерины Цветковой), Ok!, 27.10.2024 В МХТ прошла церемония вручения почетных знаков «Чайка» (фоторепортаж Екатерины Цветковой), Театрал, 26.10.2024 Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024 МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024 «Бабушкин праздник» вторая часть спектакля «Пролётный гусь» на фестивале «Театральные выходные» в Зарядье (видеотрансляция), парк «Зарядье», 22.06.2024 Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 О звездах накануне космического старта: в Байконыре состоялся вечер МХТ имени Чехова, Sputnik Казахстан, 15.09.2023 Эффективное средство от «Полярной болезни», Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022 МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022 В МХТ имени Чехова состоялась премьера пронзительного спектакля «Полярная болезнь», видеосюжет Первого канала, 4.12.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021 Юлия Чебакова: «Весь ХХ век это создание иллюзии красивой и счастливой жизни», Анастасия Павлова, Театрон, 19.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Прямой эфир с актрисой Юлией Чебаковой, Ticketland.ru, 16.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 Как страшный сон
, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 «Ювенильное море»: фильм о создании спектакля, 22.11.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море» по повести Платонова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 15.10.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Юлия Чебакова: «Хочу быть у вас актрисой!..», Мария Холондович, Театрон, 23.10.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Гости из МХАТ: Юлия Чебакова и Олег Тополянский, видеосюжет телеканала «Астрахань 24», 23.06.2017 «Круг чтения». Читка пьесы Андрея Бехтерева «Непрогоняемый ангел». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.12.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 «Телефон доверия». Интервью на фоне спектакля., телеканал «Театр», 26.05.2016 На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016 Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016 «Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016 «Телефон доверия». Фоторепортаж Елены Никитченко, ИНТЕРПРЕСС. РУ, 24.02.2016 «Телефон доверия» в фотографиях Романа Астахова, 21.02.2016 «Телефон доверия», или Путь спасения от одиночества, Алла Буловина, Wecherom.ru, 21.02.2016 Лекарство от одиночества на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015 По ком звонит в МХТ телефон доверия, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 7.10.2015 Проект «Чехов жив» «Анна на шее», 25.09.2015 «Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014 В Брянске более четырех тысяч зрителей посетили гастроли МХТ имени А. П. Чехова, Мария Астащенко, Наш Брянск, 2.09.2014 Брянский зритель порадовал МХТовцев пониманием и гладиолусами, Мария Астащенко, Наш Брянск, 25.08.2014 Спектаклем «Пролётный гусь» по рассказам В. Астафьева открылись гастроли МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телекомпании «Брянск», 25.08.2014 «Пролётный гусь»: артисты МХТ показали красноярцам спектакль по рассказу Астафьева, видеосюжет ГТРК «Красноярск», 19.05.2014 Фоторепортаж: В Саратовском ТЮЗе начались гастроли МХТ им. Чехова, ИА «Версия» (Саратов), 25.02.2014 В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014 В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013 Фоторепортаж «Номинантам Театральной премии МК-2013 вручили призы», Московский комсомолец, 31.10.2013 Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013 Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013 В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013 Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Известные артисты посвятили вечер современной поэзии, видеосюжет МТРК «Мир», 9.03.2013 Телеканал «Дождь» о вечере «Все поколения», 5.03.2013 У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013 Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013 Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013 Он в Аргентине, а Ленин в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012 Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012 В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012 «Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012 Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 МХТ имени Чехова продолжает «несентиментальное путешествие» в 1970-е, видеосюжет телеканала «Культура», 28.05.2012 Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012 Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011 Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011 Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011 Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011 «Шинель» дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003 Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |