Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Евгения Добровольская. С открытым забралом

Александра Машукова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 26.12.2024
Сила и беззащитность, искренность и мужество – вот впечатление от её героинь. Они выходят навстречу жизни с открытым забралом, они просто не умеют иначе. Да и не желают учиться. Всё должно быть по-настоящему, всерьёз, без лжи и подмен. В современном мире, буквально пронизанном ложью и сотканном из подмен, тяга к подлинности героинь Евгении Добровольской становится экзистенциальным выбором. Жизненным кредо, если хотите.

Это было заметно сразу, с самых первых её ролей, как только – сначала на экране, а затем и на сцене – в нашей жизни появилась эта девушка с огромными глазами, пристально вглядывающаяся в мир и одновременно вглубь себя. Предельная естественность, жажда справедливости, тонкость чувств отличали её Олесю из фильма «Клетка для канареек» режиссёра Павла Чухрая. Этот фильм 1983 года стал эпиграфом к творческой судьбе актрисы: сразу, без разгона, без опыта она набрала ту высоту, на которой существует в искусстве по сей день. Мальчик и девочка случайно встречались на вокзале, каждый – в плену своей беды. А затем расставались, и мальчик Витя (его играл Вячеслав Баранов, ставший первым мужем Евгении) кричал вслед Олесе: «Ну почему? Почему? Потому что во мне нет музыки?»

В ней эта внутренняя музыка была всегда. Мелодия судьбы, которую она пыталась расслышать в своих героинях. Когда в 1991 году Добровольская пришла во МХАТ, её ввели на роль Нины Заречной в «Чайке» Олега Ефремова, знаменитом спектакле, который шёл к тому моменту более десяти лет (позже она сыграла в новой редакции этой постановки и Машу, и Аркадину). Нина получилась необычной – в её печальных глазах с первых же минут угадывалось будущее этой юной девушки в воздушном белом платье, словно «мировая душа» рассказала ей, на что обрекает себя человек, вступающий на путь искусства. «О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют», – это про Нину Добровольской. Она интуитивно предчувствовала, что её ждет.

В той ефремовской «Чайке» в паре с Добровольской Константина Треплева играл Михаил Ефремов. Они вели свои партии словно в балете – с полуслова и с полувзгляда понимая и чувствуя друг друга. «Мы были чудными партнёрами, – рассказывала Добровольская в одном интервью, – У нас такая страстность была в спектаклях! Мы, наверное, с ним ошиблись, нам не надо было жениться, надо было оставаться партнёрами по сцене».

Сегодня даже странно, что она окончила ГИТИС, а не Школу-студию МХАТ, что не сразу оказалась в ефремовском МХАТе. Ведь Добровольская, с её умением проникать в глубины психологии персонажей – прямая наследница традиции Художественного театра. Наверное, поэтому так душевно близко принял её Олег Николаевич Ефремов. Он почувствовал это родство, оно было ему важно. В его спектаклях Евгения играла главные роли – Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Софью и Лизу в «Горе от ума», Свету в спектакле по пьесам Людмилы Петрушевской «Брачная ночь, или 37 мая».

Это её свойство одушевляло и творческие поиски Михаила Ефремова, Ивана Охлобыстина, Евгения Митты, Сергея Шкаликова и всей их дружеской компании, которая в 90-е годы так упоённо и бескомпромиссно искала «новые формы». В середине 90-х Добровольская сыграла главную роль в спектакле «Злодейка, или Крик дельфина» по пьесе Охлобыстина – комическую историю переломных времён, обретавшую к финалу масштаб трагедии. Именно она, Сонечка Мармеладова «проклятых» 90-х, выводила спектакль на этот уровень. А когда при Олеге Табакове в МХТ пришла новая режиссура, актёрский масштаб Добровольской проявил Кирилл Серебренников. «Мещане», «Господа Головлёвы», «Лес» – в этих его спектаклях, равно как и в «Письмовнике» и «Деревне дураков» Марины Брусникиной, и в «Пределе любви» Паскаля Рамбера актриса каждый раз по-новому, но неизменно бесстрашно бросалась в исследование женского одиночества, жажды любви и неумолимой судьбы, ломающей и испытывающей на прочность.

Опыт и мастерство Евгении Добровольской, которые она приобрела с годами, вероятно, уже давно позволили бы ей играть вполсилы, без тех душевных затрат и той дорого стоящей актёру энергии, которые она выплёскивает в зрительный зал. Но смеем предположить, что это для неё невозможно, сама природа её таланта не выносит приблизительности или имитации – оттого и бывает она резка с партнерами и нетерпима в работе. Но вряд ли когда-то в излишнем перфекционизме её могли упрекнуть Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский и Олег Табаков, или Сергей Шкаликов с Михаилом Ефремовым. Те, с кем можно было на сцене войти в резонанс – и почувствовать, как возникает чудо театра, услышать напряжённую тишину зрительного зала – камертон этого чуда. Да, Добровольская имеет власть над залом, как и её знаменитые партнеры. До каких трагических высот поднималась она в роли Матрёны в спектакле Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» в «Гоголь-центре». По точному замечанию критика Елены Дьяковой, актриса играла, делая естественным как дыхание стихотворный монолог Некрасова. Присваивая себе до последней капли эту женскую судьбу, которой «вряд ли труднее сыскать».

Абсолютное право на присвоение судьбы другого человека – высокая актёрская миссия, которую надо заслужить, которая не выдаётся вместе с дипломом театрального училища. Среди сегодняшних выдающихся работ Евгении Добровольской – Татьяна в «Космосе» по пьесе Алексея Житковского. Это драма, даже мелодрама рассказывает об учительнице из Бугульмы, которая двадцать лет назад схоронила мужа и теперь грезит о любви, раз за разом прокручивая на видеомагнитофоне «Девять с половиной недель» с Микки Рурком. Когда в город должен приехать бывший одноклассник, ныне космонавт, Татьяна вдруг решает, что он и есть мужчина её жизни… История нехитрая. Но как перехватывает горло, когда её героиня признаётся в том, что много лет провела во лжи. Как трогательна она в абсолютной беззащитности своего внезапного чувства, которое и не пытается скрыть от мира.

В день юбилея признаемся и мы в давней, глубокой и искренней любви к великолепной актрисе и замечательному человеку Евгении Добровольской, пожелаем здоровья, сил, радости и новых ролей.

Оригинал статьи
Пресса
Евгения Добровольская. С открытым забралом, Александра Машукова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 26.12.2024
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
В МХТ имени Чехова отметили юбилей Игоря Золотовицкого, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2021
Это мой город: актриса Евгения Добровольская, Анастасия Медвецкая, Москвич, 13.02.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Предел любви» показали белгородцам артисты МХТ им. Чехова, видеосюжет телекомпании «Мир Белогорья», 11.11.2019
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Евгения Добровольская: «Сидим, слушаем…», Мария Михайлова, Театрал, 1.01.2017
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001