Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Медленное чтение

Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
У режиссера Марины Брусникиной вышла большая, серьезная работа — ценная тем более, что МХТ сегодня редко, к сожалению, бывает удачлив. Именно в спектаклях Брусникиной так или иначе жив мхатовский дух, на большой сцене МХТ почти иссякший. «Дворянское гнездо» — прекрасный пример непафосного, немузейного классического театра, который базируется не только на жанре костюмной драмы, но и на точном режиссерском разборе, чувстве слова, особой плавности повествования, на эффекте медленного чтения. 

Красивая функциональная декорация Алексея Порай-Кошица: усадебные колонны и балкон, зеленая трава, и в траве фортепиано и кресла цвета белого крема. Балкон и колонны распределяют красивые тени — часть сцены в сумраке, часть освещена. Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого естествен как зверь, видно — очень старается, и актерское существование густое, насыщенное; мало, кто способен одинаково хорошо ощущать себя и героем современности, и классическим неврастеником. Дюжев играет мужчину робкого, надломленного, не смеющего даже помыслить о возможности счастья: в таком Лаврецком изначально живет грусть по утраченной гармонии, душевный раскол, смятение, медленное «засушивание» души. Лаврецкий пытается войти в норму, в разрушенном состоянии заставлять себя думать, читать, заниматься делом, чувствовать, любить — вот на этом осторожном, медлительном, пошаговом стремлении к стройности, в движении от израненности к норме, к здоровью построена роль. Марина Брусникина очень качественно разбирает систему отношений Лаврецкого и Лизы — она его полюбила за боль, боль неординарную, непоказную, за его возможность к нравственному возрождению. Сама же Лиза (Яна Гладких), еще совсем ребенок, разрывается между религиозным чувством и интересом к тайне этого мужчины, к тайне потерянной радости жизни. В «Дворянском гнезде» вообще множество актерских удач. Замечательная Нина Гуляева в роли тетушки — ироничная, злая, комедийная. Королевская роль у Натальи Егоровой (Калитина), немец Лемм у Дмитрия Назарова — трогательный, слёзный, мудрый и беспомощный. Лаврецкая у Ольги Литвиновой вышла маленькой, юркой, победной оторвой, умеющей расположить к себе каждого встречного — не женщина, а мелкий бесёнок, умеющий возбудить и разворошить всё вокруг. Совершенно сумасшедший монолог у Эдуарда Чекмазова (Михневич) — точный, сильный, уверенный эпизод. И конечно же, весьма яркий дебют Яны Гладких в роли Лизы — умение сыграть любовь без «голубого героизма» ценится сегодня на вес золота.

«Дворянское гнездо» Брусникиной — история примирения с жизнью. Лаврецкая и Калитина умеют увлечь свой близкий круг собой, своим жизнелюбием и бодрым состоянием духа, в котором очень много ложного и расчетливого, но еще больше терапевтически-лечебного. Округлость, всепримирительность светской жизни так или иначе вылечивает раны, нанесенные совестью. Кого-то свет разрушает — и цельность таких натур, как Лаврецкий, оказывается сметена, уничтожена. А вот Лиза не подчиняется, уходит в монастырь «отмолить всё». Здесь спектакль впрямую касается нашего сегодня: есть эта надежда на молодых, на тех, кто сможет отмолить годы разочарований и вынужденной лжи. Одно поколение грешит, другое, новое, за эту вину кается.