Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

МХТ им. Чехова открыл сезон «Самоубийцей» в постановке Николая Рощина

Инга Бугулова, Российская газета, 6.09.2024
Новый сезон в МХТ им. Чехова открыли премьерой «Самоубийцы» по одноименной пьесе Николая Эрдмана. Этим спектаклем мхатовцы, можно сказать, укрепили свои связи с Александринским театром — ежегодно две труппы по весне обмениваются большими гастролями, а теперь многолетняя дружба обрела черты совместной постановки. Поставил «Самоубийцу» в Москве Николай Рощин, долгое время бывший главным режиссером Александринки (и он будет снова ставить там в новом сезоне), а главную роль сыграл Иван Волков, занятый в ряде спектаклей петербургского театра. Он, кстати, выступил и в качестве композитора.

К пьесам Николая Эрдмана (а их всего ничего) театры в последнее время обращаются наперебой — словно соревнуясь: кто лучше поставит. Премьеры и «Мандата», и «Самоубийцы» идут сегодня сразу на нескольких столичных сценах, но у Художественного театра есть свой повод вспомнить об этом материале.

А история, по воспоминаниям очевидцев, была такой. Когда в 1931 году Эрдман читал Станиславскому свою пьесу с невеселым названием «Самоубийца», Константин Сергеевич хохотал до слез и восклицал: «Гоголь! Гоголь!». Он был так вдохновлен, что просил разрешения на постановку напрямую у Сталина — в тот момент пьеса была под цензурным запретом. Именно с этого письма, набираемого на печатной машинке, и начинается спектакль Николая Рощина. В нем Станиславский называет «Самоубийцу» «одним из значительнейших произведений нашей эпохи», просит Сталина лично посмотреть на то, что получается у мхатовцев в процессе репетиций, и дать добро на выпуск спектакля. Над премьерой в Художественном театре работали полгода, но до премьеры дело тогда так и не дошло. Спустя почти век театр предпринял вторую попытку. Но и тут без препон — никак.

«Пьеса „Самоубийца“ настолько интересна, что у всех режиссеров на нее свой взгляд, а хороших попыток поставить ее практически нет, — говорит Николай Рощин. — Текст Эрдмана очень привлекателен, читать его смешно, но сделать это также остроумно и весело на сцене практически невозможно. Он манок, но отчаянно не дается и сопротивляется. Может быть, дело в том, что писал Эрдман под труппу Мейерхольда — для конкретных артистов и конкретного сценического пространства. Честно говоря, поэтому и жанр спектакля мы так и не определили: он начинается с грубой черной комедии, а вырастает в трагедию».

Режиссер отмечает: «Самоубийца» писался на злобу дня, но в премьере МХТ социальную и политическую составляющую увели на второй план («она не настолько актуальна, время сейчас сложнее, чем тогда»), а на первый — вывели историю человека и слома личности. Главный герой Подсекальников ссорится с женой по анекдотичному поводу — из-за ливерной колбасы, а в итоге решает свести счеты с жизнью. Жена с тещей пытаются его отговорить, но многим его смерть оказывается на руку — в предсмертной записке каждый просит указать причиной то, что выгодно ему…

Сценографию к спектаклю Николай Рощин придумал сам — говорит, что вдохновлялся первым мавзолеем Ленина, который был поначалу деревянным. Из досок, низкое, безвоздушное, темное и жилище Подсекальникова и его соседей. Атмосфера 20-30 годов ХХ века дополняется музыкой живого духового оркестра — словно из немых фильмов тех лет. В какой-то момент прямо на зрителя из глубины сцены движется длинный стол — за ним все те, кто собрался проводить живого еще пока Подсекальникова в последний путь и подбодрить напутствиями. Чем дело кончится? Прозвучит ли роковой выстрел в назначенный час? Интригу раскрывать не будем.

«Это история человека, доведенного до отчаяния, — уверен Иван Волков. — Текст Эрдмана очень напоминает Маяковского, он вычурный и гротескный, „проболтать“ его невозможно — это дает выучку и дисциплину. Ошибочно анонсировать наш спектакль как „комедия“. Это и она, и не она вовсе. Тут очень важно найти верную грань».

Спектакль Николая Рощина входит в число премьер, посвященных 125-летию МХТ. А ближайшие показы теперь 18 сентября и в октябре.

Кстати

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в МХТ выйдет спектакль по киносценарию Константина Симонова «Двадцать дней без войны», режиссер — Марина Брусникина.

«Весной также состоится еще одна премьера театрального проекта на сторонней, но дружественной нам площадке. Это будет не совсем обычный формат. Я пока потомлю всех вас интригой. Сейчас скажу лишь, что готовлю маленькую, может быть, выходящую из-под контроля театральную сенсацию. Название проекта — „Жил. Был. Дом“», — рассказал Константин Хабенский. 

Тем временем

Во вторник, 10 сентября, мхатовцы отправятся на гастроли на Байконур, где будет представлен литературный вечер в постановке Марины Брусникиной под названием «Человек» из цикла «Круг чтения». Это уже традиция МХТ — играть спектакли, провожая отряд космонавтов на орбиту.

«Программа „Человек“ посвящена парадоксам, связанным с этим словом, поискам ответов на вопросы „Кто мы? Зачем мы? Почему мы?“. Когда я делала сценарий, то обнаружила невероятное количество интереснейшего материала, и сейчас, читая эти тексты, вдумываясь в них, произнося их вслух, мы не перестаем удивляться, как точно, как талантливо поэты и писатели пытаются сформулировать нас и наше предназначение на Земле», — отмечает Марина Брусникина.

Выступят артисты МХТ — Ирина Пегова, Кристина Бабушкина, Виктор Хориняк, Ольга Литвинова, Алена Хованская, Павел Ващилин, Валерий Трошин, Дмитрий Сумин, Алексей Красненков.

Зрителями литературно-музыкального вечера станут жители города Байконур, а также сотрудники космодрома. 11 сентября коллектив МХТ увидит старт пилотируемого корабля «Союз МС-26».

Оригинал статьи
Пресса
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024