Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Приоткрытый занавес: актер и композитор Иван Волков

, 28.02.2025
Сегодня в рубрике #приоткрытый_занавес (напоминаем, что «Приоткрытый занавес» – программа для детей и подростков в Музее МХАТ) поговорим с человеком, который недавно присоединился к труппе МХТ имени А. П. Чехова. Иван Волков, исполнитель главной роли в премьерном спектакле «Самоубийцы», не только артист, но и композитор. О его второй профессии мы пообщались с ним. 

– Пожалуйста, представьтесь.
– Я – Иван Волков, актер и композитор

– Как вы попали в театр?
– Я выучился в театральном институте. В детстве я получил музыкальное образование Хоровое училище имени М. И. Глинки при государственной академической Капелле в Ленинграде, а потом после восьмого класса я ушёл в музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова и там был театральный факультет – «мини театральный институт». Там я начал. Потом перешёл в ЛГИТМИК, это был курс Ирины Борисовны Малочевской, вместе с Юрием Бутусовым буквально 2 семестра проучился. Потом перебрался в Москву и закончил ГИТИС. 

– Можете описать, чем вы занимаетесь в театре?
– В театре у меня занятость 50 на 50: актерская деятельность и музыкально-оформительская или, как я называю, звукорежиссерская – работа с музыкой, со звуками и с шумами.

– Как вы начинаете работать над спектаклем?
– Начинается всё с пьесы, с предложения, с конкретного драматургического материала. Мы читаем, встречаемся с режиссером. Режиссер рассказывает свое видение, что он хочет… А дальше зависит от режиссера. Например, в случае работы с Фокиным Валерием Владимировичем или с Рощиным Николаем Александровичем, их объединяет то, что они с самого начала «видят», как будет выглядеть спектакль «от и до» и знают, где и какая музыка будет. И можно уже заранее понимать, что, как было задумано, так оно и будет с учетом небольших нюансов. Например, в работе с Уланбеком Баялиевым наоборот – он идет этюдным методом, он не знает, какая изначально будет музыка и в последний момент, буквально, в выпускной период, следя за репетициями, ты понимаешь, что нужно. В зависимости от режиссера – разные способы работы.

– Тяжело совмещать две карьеры?
– Нет, наоборот хорошо, потому что одно другому помогает. Я пользуюсь знаниями, которые получил в театральном институте. Например, анализа текста или разбор драматургического материала и просто «актёрской природой»: что нужно для сцены, какую атмосферу создать, что нужно, чтобы поддержать настроение, ощущение ритма и так далее.

– С чего начинается ваш рабочий день?
– В данный момент – с музыки. К сожалению, создание музыки – это невозможно волевым усилием просто сесть и начать что-то делать. Иногда сядешь и сидишь за компьютером четыре часа и ничего не получается. А можно ходить, что-то такое делать и вдруг за 15-20 минут сделать хороший материал, который можно будет доделывать и которой пойдёт в работу.

– На каких инструментах вы умеете играть?
– Я учился в музыкальном училище на поперечной флейте, а потом у меня была странная история после института сразу. Один режиссёр хотел, чтобы я играл трубача, и он мне предоставил возможность поучиться играть на трубе. Я что-то пытался учиться, но естественно за пару недель ничего не выучил. Получил какую-то базу вот и всё это кануло в лету. Инструмент остался у меня и периодически, я что-то пробую с ним делать.

– Продолжим про странные истории: случалось ли с вами что-нибудь курьезное, когда вы писали музыку?
– Был жуткий случай, я делал музыку для фильма. Мы записывали музыку с оркестром. Я тогда только начинал: очень боялся и нервничал. У меня был наставник, Стефан Андрусенко, он мне помогал, курировал меня, чтобы всё было удобно для оркестра, ведь это очень сложно. Сделали партитуру, началась запись на Ленфильме. Важно понимать, что партитура это одна история, а дальше партитуру переписывают для музыкантов. А там нужна была лирическая музыка, романтическая… Режиссёр, а также продюсер Максим Коростышевский тоже очень нервничал, ведь я дебютант, а вдруг не получится. Мы сели разложили ноты, Стефан опаздывал. Решили попробовать без него. Музыканты сели, грянули и я чуть не умер, потому что это реально… Кшиштоф Пендерецкий просто отдыхал. Это очень было странно. Я думал, что я погибну. Слава богу, сориентировался дирижер – в переписанных партитурах просто не проставили знаки.

– Назовите пять качеств, которые понадобятся человеку, чтобы быть хорошим звукорежиссером, композитором.
– Это музыкальное образование, трудолюбие, понимание, что такое драматургия, надо понимать специфику работы – где нужна музыка, где она не нужна, и потом нужно понимать, что это сопровождение, а не самовыражение. Нужно обслуживать материал. Почему я не могу назвать себя в полной мере композитором, композитор создаёт полноценное произведение, а я занимаюсь всё-таки звукорежиссурой. Я сочиняю музыку, которая станет элементом, а не самостоятельным произведением. Поэтому мне важно какая декорация будет, я прошу эскизы оформления сцены, потому что фактура декорации часто может продиктовать музыку. Важен способ существования артистов – нужно же их поддерживать или наоборот. Поэтому, еще раз – знать специфику театра, усердие, усидчивость, концентрация, музыкальное образование. 

– С чего начинается театр?
– С человека.

Приходите в Музей, подписывайтесь на нашу страницу и следите за новостями. С нами не соскучишься!
Пресса
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024