Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Морж, учитель и поэт» в МХТ им. А. П. Чехова

Никита Балашов, Ревизор.ru, 27.10.2024
Пожалуй, единственная претензия (даже не претензия, а некое недоумение) – к названию. Почему Морж? Это далеко не главный действующий герой – скорее, совсем второстепенный. Может, потому, что звучит поэтично? Может! Принимаю.
Все остальное – близко к совершенству. Бывают такие спектакли, когда заходишь в зал, смотришь на декорации (простые, наивные) и понимаешь – в этих декорациях может произойти только что-то очень хорошее.

Так оно и вышло. Редкий случай, когда спектакль поставлен действительно для всех возрастов. Сюда можно приходить и взрослым, и старшеклассникам, и даже школьникам младших классов. Каждому будет интересно.

Хотя, парадокс, «Моржа» нельзя назвать ни детским, ни взрослым. Он и то и другое одновременно. Жанр обозначен как «Спектакль – путешествие», но это словосочетание не в состоянии отразить всей полноты картины. Это и сказка, и фантастика, и романтизм, и былина, и поэма, и пародия. В общем, все жанры, кроме реализма, наверное.

Главный герой Михал Михалыч – обаятельный бородач, похожий на капитана дальнего плавания, живет на берегу Северного Ледовитого океана. Ему 60, но в душе семь лет. Когда я прочитал аннотацию перед спектаклем, первая мысль возникла: главный герой – аутист.

Но нет. Михал Михалыч просто добрый человек, который любит радоваться жизни (и даже окончил университет). И не только он – в спектакле все радуются жизни.

Михал Михалыч живет не один, однажды в питерском зоопарке он увидел грустного белого медведя, которого тоже звали Михал Михалыч, и забрал его с собой. Затем где-то в вечной мерзлоте откопал живого мамонта, а потом бросился спасать утопающего в Северном Ледовитом океане, а это оказался морж, который также переехал жить к нему.

Жил Михал Михалыч не тужил, играл в шахматы, собирал грибы, превращал полицейских в философов, а потом решил посмотреть на южный океан и поехал путешествовать в Индию. Посмотрел на Индийский океан, сел на пароход и поехал обратно (но не доехал – все закончилось надписью «продолжение следует»).

По настроению это нечто среднее между «Форрестом Гампом», «Боратом» и «Приключением кузнечика Кузи» (была такая популярная советская пластинка). С одной стороны – наивный главный герой (да и не только он – все окружающие добрые и наивные люди). С другой стороны – стопроцентный набор абсолютно детских штампов про жизнь на севере и в Индии. При этом, в отличие от «Бората» – никакой злобы, никакого стеба, как раз напротив, все очень по-доброму. Этими штампами хочется любоваться, их хочется смаковать. (Редкий случай)

В самом начале спектакля наивность настолько на высоком уровне, что невольно где-то внутри возникает ощущение грядущей трагедии: мол, все закончится очень плохо, сейчас произойдет что-то ужасное. Но нет, ничего ужасного не произойдет. Не волнуйтесь!

Сам герой проходит через массу действительно интересных приключений, но все у него получается. Все сто процентов героев – действительно хорошие, добрые, отзывчивые. Ни одного отрицательного персонажа. Чем дальше идет действие, тем стремительней «из души уходит прочь тревога».

Но при всей наивности – в спектакле достаточно глубокого смысла. Например, это отличная пародия на современных путешественников, которые из любой поездки набирают исключительно штампы. Каждая сцена – идеальный законченный «шорт» для соцсетей. Сцены можно смотреть как в той последовательности, которую придумал режиссер, так и вразнобой. Ибо важен здесь вовсе не сюжет, а сама атмосфера, немного кукольная, но честная и правдивая, поднимающая достаточное количество остросоциальных проблем, но мягко, нежно, воздушно.

Этот спектакль без начала и без конца – какой-либо точки нет. Вместо неё надпись на стене – «Продолжение следует». И это правильно. Такой спектакль можно продолжать действительно бесконечно.

Вполне возможно, что по пути Михал Михалыч попадет еще куда-то, и там произойдет еще что-то подобное. Поэтому есть надежда, что будет и вторая часть. (Ждем!). Немного жаль, что автор ограничился одной только Индией. В мире еще много стран, в мире еще много штампов. Надо показать больше.

Это идеальный вариант для похода всей семьей. Это идеальный вариант для приучения детей к походам в театр. Это действительно современный, динамичный спектакль. Именно после просмотра таких постановок из детей рождаются театралы.

Завидую тем, кто еще не посмотрел! Впереди у вас час сорок настоящего удовольствия. 

Оригинал статьи
Пресса
Морж, учитель и поэт. В МХТ им. Чехова дают спектакль для юных и мудрых, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 14.11.2024
«Морж, учитель и поэт» в МХТ им. А. П. Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 27.10.2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Премии «Аванс» удостоены Елизавета Ищенко и Кузьма Котрелёв, видеосюжет телеканала «Культура», 22.04.2023
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
Кузьма Котрелёв: «Я за минимум одежды в жизни», Наталья Васильева, Известия, 25.12.2020
По эту сторону занавеса, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 18.11.2020
Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Без коварства — про любовь, Наталья Шаинян, Театрал, 5.01.2017