Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Мы — пыль…

Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Спектакль Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами» по пьесе Семёна Саксеева (интересно, постановщик заказывает автору пьесы сюжет или драматург настойчиво подталкивает режиссёра к созданию спектакля?) в МХТ им. Чехова будет вызывать разные мнения в зависимости от ожиданий. А они есть и от театра, и от постановщика, и от исполнителей, и от как бы первоисточника — «Маскарада» Лермонтова. И это области не очень пересекающиеся — если построить графики, они у разных людей будут сильно не совпадать. Возможно, единственное, что объединит всех — билеты слишком дорогие (и после спектакля эта оценка вряд ли изменится). Сложнее всего придётся тем, у кого в приоритете Лермонтов (а «Маскарад» как-то не очень поддаётся постановке при наличии легендарных и интересных спектаклей). Если все ожидания на среднем уровне, должно быть интереснее.

Прежде всего, это не Лермонтов. Действие происходит в наши дни, героев зовут как и персонажей пьесы Лермонтова, все совпадения в жизни случайны, но по-своему предопределены. Евгений Александрович Арбенин (Игорь Верник) изучает Лермонтова дольше, чем тот прожил на свете. Его жена Нина (Мария Фомина) — наверное, бывшая студентка, модельной внешности, совсем не дура. Новый герой — главный спонсор университета Адам Петрович Звездич (Евгений Перевалов), с вечеринки в доме которого начинается спектакль. Они в сильно пьяном состоянии пристаёт к Нине, но никто не смеет ничего сказать — ни жена, Инесса Викторовна Штраль (Юлия Витрук), ни гости. Разве что сын от первого брака Илья Звездич (Илья Козырев), не хочет садиться с ним за один стол, но это временное явление (сделать баронессу Штраль мачехой князя Звездича — оригинальное решение, можно и «Федру», и что ещё к этому прицепить — авторы это любят). Афанасий Павлович Казарин — телеведущий и, возможно, владелец игорного дома (Артём Волобуев просто перешёл в том же образе из «Идеального мужа»). Игра в карты здесь проходит за покерным столом, младший Звездич проигрывает деньги с папиной карты, Арбенин всё отыгрывает — как положено. Термин «покер фейс» не просто так придуман — люди сидят с бесстрастными, ничего не выражающими лицами, в то время как на кону стоят миллионы, а жизнь за этими лицами не то что кипит — взрывается. Со стороны выглядит скучно и не интересно, но знатоки, безусловно, могут оценить всё напряжение, которое комментарии ведущего, необходимые гостям и случайным свидетелям, могут только портить. Спектакль в целом тоже такой — тайной жизни иногда больше, чем явной. Люди страшно закрыты, хотя полагается быть душевным, всё понимающим, открытым, что изобразить тоже можно.

Сам маскарад — тематическая вечеринка, птичьи головы скрывают людей надёжнее, чем покерфейсы, воплотить самые тайные мечты и желания ничто не мешает. К тому же это очень красиво и эффектно — к чёрно-серо-зелёному цвету спектакля добавляется чего-то мистического и красненького. Ну все и дорываются. А разбираться с последствиями придётся уже без масок, в реальной жизни. И младшему Звездичу, который уже без тормозов, когда понимает, что парный браслет — у Нины. И Арбенину, которому просто нельзя не ревновать, потому что сам не юн, а жена — молодая и красавица. И небаронессе Штраль, признающейся во всём пасынку и уходящей из дома. И более-менее равнодушному олигарху Звездичу-папе, пришедшему домой пораньше, чтобы посмотреть за пивом и чипсами финал Лиги чемпионов по футболу, и тут уже сын не отказывается сесть с ним за один стол (и это сразу после признаний мачехи). Маски сбрасываются только в состоянии чрезмерного употребления и, соответственно, расслабления — тогда уж хоть в реку головой — не то московскую, не то петербургскую, и всем тошно от долгого пьяного лепета.

«Маскарад» Лермонтова ещё будет. Преподаватель-Арбенин разбирает пьесу. Сам читает за Арбенина, Звездич — за Звездича, остальные — за остальных. На вопрос, существует ли в наши дни понятие чести, студенты отвечают, что зато сегодня есть культура отмены и разглагольствуют на эту тему. Младший Звездич говорит, что ничего такого сегодня в жизни нет. А когда получает пощёчину, вовсе даже не рвётся на дуэль, а обещает пожаловаться ректору (или папочке), и Арбенина выставят так далеко, что никуда уже не возьмут. Остальные сокурсники поддержат — такое поведение неприемлемо. И девочка, желающая обнять и поддержать преподавателя, выглядит не менее нелепо. Никакая литература не воспитывает, никого и ничему не учит — всё выдумки.

Звонит Нина — Евгений уже неделю не был дома. Он отвечает, что придёт, приносит мороженое (в отличие от пива, понятно какой марки). Говорит, что не будет её травить (а мог бы) — он же цивилизованный человек. Всё хорошо. Что не может радовать поклонников плохого конца, но вполне в парадоксальном духе режиссёра. Вроде все характерные приёмы в спектакле были на местах — и большие экраны, и еда, и сцена с кем-нибудь голым в душе, и частичное выворачивание классики, и эстрадные песни в ассортименте, и что-то ещё. Но победивший спокойный трезвый взгляд на мир понравится не всем.

Оригинал статьи
Пресса
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023