Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детективМихаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «Актер, как солдат, требует железной дисциплины», К. С. Станиславский, которому принадлежат эти слова, под дисциплиной меньше всего подразумевал муштру. Речь шла о профессиональной добросовестности, внутренней сосредоточенности художника, устремленного к поискам прекрасного, сценически осмысленного и действенно целостного. Ансамбль артистов, который выходит на подмостки МХТ им. Чехова в спектакле «Самоубийца» Николая Эрдмана, поставленном Николаем Рощиным, доказывает, что им не чужда эта мысль Станиславского. Хотя именно он в 1931 году так и не сумел убедить И. Сталина в том, что ему можно доверить постановку этой, по словам вождя, «пустоватой и даже вредной» пьесы.Судьба пьесы Эрдмана, как и ее автора, отражает духовную и реальную драму советской эпохи, в которой сплеталось, казалось, несоединимое. Энтузиазм творцов мировой революции и разочарование в ее идеалах, героический взлет победителей нацизма и покорителей космоса и горечь от неосуществившихся надежд. Проницательней других охарактеризовала эту комедию Н. Мандельштам: «Эта пьеса о том, почему мы остались жить, хотя все толкало нас на самоубийство » Она же дала суровую разгадку жизни Н. Эрдмана после ссылки он молчанием заплатил за жизнь. Это было молчание, полное слов, либретто оперетт, киносценарии, работа в мультипликационном кино и многое другое. Как невесело писала в своих мемуарах его последняя жена (в прошлом балерина Большого) Наталья Чидсон: «Удивительно, что Николай Робертович, так много работая для кино, относился всегда к этому виду искусства без интереса, предпочитая ему театр Знал себе цену Ему не нужно было самоутверждаться и беспокоиться о званиях и наградах. Он был вынужден молчать и участвовать в создании забавных безделиц, которые впоследствии принесли даже материальное благополучие, мало им, кстати, ценимое » Причины молчания Н. Эрдман объяснил в одной из своих басен: «Однажды ГПУ явилося к Эзопу// И хвать его за ж //Смысл басни ясен:// Не надо басен». Ему это хорошо было известно он оказался в ссылке и потому, что на приеме в Кремле Качалов, чтобы рассмешить вождя, прочитал его басню: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыра //- Но бога нет! Не будь придира://Ведь нет и сыра » А потом еще и знаменитую его и М. Вольпина колыбельную: «Видишь, слон заснул у стула. Танк забился под кровать. Мама штепсель повернула. Ты спокойно можешь спать. В миллионах разных спален спят все люди на Земле Лишь один товарищ Сталин никогда не спит в Кремле». «Что это за талантливые шутники?» спросил вождь. С этого вопроса начались все неприятности автора «Самоубийцы», который тогда не мог знать, что в 1951 году они с М. Вольпиным получат Сталинскую премию за сценарий фильма «Смелые люди» вместе с режиссером Константином Юдиным, оператором Игорем Гелейном, актерами Сергеем Гурзо и Алексеем Грибовым. Если бы знать Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив. Но он, по словам Л. Трауберга, «категорически не играл в гонимого » Отношения современников с советской драматургией не могут быть простыми в третьем десятилетии ХХI века многое не сходится с представлениями о жизни в советской России даже самых проницательных граждан. Сегодня иначе относятся к капиталистам, священникам, писателям и даже к кокоткам. Сегодня мало кто хочет смотреть на реальность «с марксистской точки зрения», как это делает Егорушка, насмерть пугая обитателей пьесы партийным начетничеством. Запутанность героев в предлагаемых советских обстоятельствах открывает в них пусть жалкие, но человеческие качества. Мелкие, но искренние надежды на то, что удастся пережить и эти несправедливо суровые годы. Им и надо-то немного. Чтобы не запрещали неистребимую во все времена жажду жаловаться на жизнь. Пусть шепотом. «Мы всю жизнь свою шепотом проживем». Шепот за жизнь. Н. Рощин лишил свой спектакль многообразия цветовой гаммы никакой пестроты времени НЭПа. Белый, черный, серый цвета уже случившейся смерти, послебытия. Они торжественно ритуальны. Словно все участники этого действа уже заглянули в преисподнюю. Для Рощина, похоже, нет сомнений в том, что Эрдман не только «новый Гоголь», каким его считали гении советского театра 1920-1930-х годов, но провозвестник того направления в драматургии, которое с легкой руки английского критика Мартина Эсслина назовут «театром абсурда». Откровения Семена Семеновича Подсекальникова (И. Волков) перед Глухонемым (И. Козырев), у которого наш герой ищет понимания и сочувствия, такой сцене могли бы позавидовать С. Беккет или Э. Ионеско, раскрывшие трагедию краха коммуникаций между людьми. Только сделали они это уже на рубеже 1940-1950-х годов. Рощин помещает комедию Эрдмана в контекст мировой драматургии и, безусловно, оказывается в творческом выигрыше. Но одно из главных достоинств новейшего «Самоубийцы» выходит за рамки одной постановки. Этот спектакль не оставляет сомнений в том, что в Московском Художественном театре сложилась очень сильная актерская команда. Сегодня только в «Самоубийце» заняты первоклассные актеры И. Волков, И. Золотовицкий, А. Семчев, А. Агапов, А. Кирсанов, Ю. Чебакова, Я. Колесниченко Не знаю, стоит ли сообщать об этом в завершенном прошедшем времени, процесс творческого взросления актеров в живом театре никогда не останавливается. А сегодняшний МХТ это безусловно живой театр. Жду «Чайку» К. Хабенского. Премьера 30 ноября. Оригинал статьи Пресса «А был ли мальчик?»: в МХТ имени Чехова представили новую интерпретацию «Старшего сына» Вампилова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.12.2024 Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 МХТ им. Чехова поставил «Старшего сына» по пьесе Вампилова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.12.2024 Премьерный «Старший сын» в МХТ: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 12.12.2024 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын», видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2024 Сюда идут
Кушать подано
, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024 Хабенский дебютировал как режиссер, поставив «Чайку» в МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.12.2024 «Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024 Театр начинается с «Чайки»: легенда в новом прочтении на сцене МХТ, видеосюжет Первого канала, 2.12.2024 Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТ, Инга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Блиц-интервью Ильи Козырева в проекте «13», U MAGAZINE, 30.05.2024 Илья Козырев: «Когда тебе что-то дорого, ты этим не хвастаешься», Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.05.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023 «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 «Цыпкин, ты достал!»: Юлия Витрук и Илья Козырев, Москва FM, 20.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Исследование природы человека: Верник отмечает свой юбилей на сцене МХТ Чехова, видеосюжет Пятого канала, 11.10.2023 К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2023 Наш земляк сыграет на сцене МХТ имени Чехова вместе с Игорем Верником, Евгений Стариков, Вологда Регион, 10.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 МХТ им. Чехова представляет премьеру — «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет Первого канала, 10.10.2023 В МХТ имени Чехова готовятся представить «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2023 |