Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детективМихаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «Актер, как солдат, требует железной дисциплины», — К. С. Станиславский, которому принадлежат эти слова, под дисциплиной меньше всего подразумевал муштру. Речь шла о профессиональной добросовестности, внутренней сосредоточенности художника, устремленного к поискам прекрасного, сценически осмысленного и действенно целостного. Ансамбль артистов, который выходит на подмостки МХТ им. Чехова в спектакле «Самоубийца» Николая Эрдмана, поставленном Николаем Рощиным, доказывает, что им не чужда эта мысль Станиславского. Хотя именно он в 1931 году так и не сумел убедить И. Сталина в том, что ему можно доверить постановку этой, по словам вождя, «пустоватой и даже вредной» пьесы.Судьба пьесы Эрдмана, как и ее автора, отражает духовную и реальную драму советской эпохи, в которой сплеталось, казалось, несоединимое. Энтузиазм творцов мировой революции и разочарование в ее идеалах, героический взлет победителей нацизма и покорителей космоса — и горечь от неосуществившихся надежд. Проницательней других охарактеризовала эту комедию Н. Мандельштам: «Эта пьеса о том, почему мы остались жить, хотя все толкало нас на самоубийство…» Она же дала суровую разгадку жизни Н. Эрдмана после ссылки — он молчанием заплатил за жизнь. Это было молчание, полное слов, — либретто оперетт, киносценарии, работа в мультипликационном кино и многое другое. Как невесело писала в своих мемуарах его последняя жена (в прошлом балерина Большого) Наталья Чидсон: «Удивительно, что Николай Робертович, так много работая для кино, относился всегда к этому виду искусства без интереса, предпочитая ему театр… Знал себе цену… Ему не нужно было самоутверждаться и беспокоиться о званиях и наградах. Он был вынужден молчать и участвовать в создании забавных безделиц, которые впоследствии принесли даже материальное благополучие, мало им, кстати, ценимое…» Причины молчания Н. Эрдман объяснил в одной из своих басен: «Однажды ГПУ явилося к Эзопу// И хвать его за ж…//Смысл басни ясен:// Не надо басен». Ему это хорошо было известно — он оказался в ссылке и потому, что на приеме в Кремле Качалов, чтобы рассмешить вождя, прочитал его басню: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыра…//- Но бога нет! — Не будь придира://Ведь нет и сыра…» А потом еще и знаменитую его и М. Вольпина колыбельную: «Видишь, слон заснул у стула. Танк забился под кровать. Мама штепсель повернула. Ты спокойно можешь спать. В миллионах разных спален спят все люди на Земле… Лишь один товарищ Сталин никогда не спит в Кремле». «Что это за талантливые шутники?» — спросил вождь. С этого вопроса начались все неприятности автора «Самоубийцы», который тогда не мог знать, что в 1951 году они с М. Вольпиным получат Сталинскую премию за сценарий фильма «Смелые люди» вместе с режиссером Константином Юдиным, оператором Игорем Гелейном, актерами Сергеем Гурзо и Алексеем Грибовым. Если бы знать… Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив. Но он, по словам Л. Трауберга, «категорически не играл в гонимого…» Отношения современников с советской драматургией не могут быть простыми — в третьем десятилетии ХХI века многое не сходится с представлениями о жизни в советской России даже самых проницательных граждан. Сегодня иначе относятся к капиталистам, священникам, писателям и даже к кокоткам. Сегодня мало кто хочет смотреть на реальность «с марксистской точки зрения», как это делает Егорушка, насмерть пугая обитателей пьесы партийным начетничеством. Запутанность героев в предлагаемых советских обстоятельствах открывает в них пусть жалкие, но человеческие качества. Мелкие, но искренние надежды на то, что удастся пережить и эти несправедливо суровые годы. Им и надо-то немного. Чтобы не запрещали неистребимую во все времена жажду жаловаться на жизнь. Пусть шепотом. «Мы всю жизнь свою шепотом проживем». Шепот за жизнь. Н. Рощин лишил свой спектакль многообразия цветовой гаммы — никакой пестроты времени НЭПа. Белый, черный, серый — цвета уже случившейся смерти, послебытия. Они торжественно ритуальны. Словно все участники этого действа уже заглянули в преисподнюю. Для Рощина, похоже, нет сомнений в том, что Эрдман не только «новый Гоголь», каким его считали гении советского театра 1920-1930-х годов, но провозвестник того направления в драматургии, которое с легкой руки английского критика Мартина Эсслина назовут «театром абсурда». Откровения Семена Семеновича Подсекальникова (И. Волков) перед Глухонемым (И. Козырев), у которого наш герой ищет понимания и сочувствия, — такой сцене могли бы позавидовать С. Беккет или Э. Ионеско, раскрывшие трагедию краха коммуникаций между людьми. Только сделали они это уже на рубеже 1940-1950-х годов. Рощин помещает комедию Эрдмана в контекст мировой драматургии и, безусловно, оказывается в творческом выигрыше. Но одно из главных достоинств новейшего «Самоубийцы» выходит за рамки одной постановки. Этот спектакль не оставляет сомнений в том, что в Московском Художественном театре сложилась очень сильная актерская команда. Сегодня только в «Самоубийце» заняты первоклассные актеры — И. Волков, И. Золотовицкий, А. Семчев, А. Агапов, А. Кирсанов, Ю. Чебакова, Я. Колесниченко… Не знаю, стоит ли сообщать об этом в завершенном прошедшем времени, — процесс творческого взросления актеров в живом театре никогда не останавливается. А сегодняшний МХТ — это безусловно живой театр. Жду «Чайку» К. Хабенского. Премьера — 30 ноября. Оригинал статьи Пресса «Люблю. Целую. Кеша.»: в МХТ им. Чехова вспоминали Иннокентия Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 21.04.2025 Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 21.04.2025 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 100-летию Иннокентия Смоктуновского, Алиса Куликова, ТАСС, 20.04.2025 Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025 Илья Козырев в программе Марины Брусникиной «Практика театра», Театр «Практика», 16.01.2025 Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустя, Анна Чепурнова, Труд, 26.12.2024 «А был ли мальчик?»: в МХТ имени Чехова представили новую интерпретацию «Старшего сына» Вампилова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.12.2024 Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 МХТ им. Чехова поставил «Старшего сына» по пьесе Вампилова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.12.2024 Премьерный «Старший сын» в МХТ: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 12.12.2024 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын», видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2024 Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024 Хабенский дебютировал как режиссер, поставив «Чайку» в МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.12.2024 «Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024 Театр начинается с «Чайки»: легенда в новом прочтении на сцене МХТ, видеосюжет Первого канала, 2.12.2024 Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТ, Инга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Блиц-интервью Ильи Козырева в проекте «13», U MAGAZINE, 30.05.2024 Илья Козырев: «Когда тебе что-то дорого, ты этим не хвастаешься», Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.05.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023 «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 «Цыпкин, ты достал!»: Юлия Витрук и Илья Козырев, Москва FM, 20.10.2023 Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Исследование природы человека: Верник отмечает свой юбилей на сцене МХТ Чехова, видеосюжет Пятого канала, 11.10.2023 К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2023 Наш земляк сыграет на сцене МХТ имени Чехова вместе с Игорем Верником, Евгений Стариков, Вологда Регион, 10.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 МХТ им. Чехова представляет премьеру — «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет Первого канала, 10.10.2023 В МХТ имени Чехова готовятся представить «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2023 |