Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТИнга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 На московской сцене начался сезон «Чаек» — знаковую чеховскую пьесу театры, словно сговорившись, выпускают один за другим. Предпремьерные показы отшумели на днях в Театре на Бронной в постановке Константина Богомолова, над новой версией своего знаменитого спектакля работает в Театре им. Моссовета Андрей Кончаловский. ..На минувших выходных «Чайку» представили в МХТ. Здесь, однажды перевернув историю русского театра, она с тех пор звучит по-особому. А вернул ее на эти подмостки Константин Хабенский, не побоявшись выбрать самый неразгаданный и самый театральный сюжет Антона Павловича для своего режиссерского дебюта. «Чайка» должна была снова «прилететь» в Художественный театр, но кто ее поставит? Режиссеры, которым Константин Хабенский предлагал подумать над пьесой, почему-то идеей не вдохновлялись. Тогда худрук решил взять все в свои руки. Сравнениями ни с великими предшественниками (а в МХТ «Чайку» ставили Виктор Станицын, Борис Ливанов, Олег Ефремов), ни с современниками «дебютанта» не напугать. — Я человек в творчестве наглый, и, наверное, мелочиться было бы неправильно. Режиссера, который бы захотел поставить «Чайку», я не нашел, а объяснять кому-то, как я это вижу, — глупо, поэтому пошел этой дорогой сам, — рассказывает Хабенский. — Мы попытались отойти от шаблонной напевности Чехова, поискать в диалогах героев главные слова и важные паузы. А еще немного сместили адресность. В нашем спектакле адресат не всегда тот, с кем разговаривают, но и тот, кто этот разговор просто слышит. Чудеса начинаются сразу: занавес открывается под песню группы «АукцЫон». «Далеко, далеко да далеко, одиноко ли ей, одиноко» — и эти строки вдруг про «Чайку» и ее героев тоже. По сцене тем временем бегают четверо ребятишек: два мальчика и две девочки в белых костюмчиках и платьицах. Им весело, они играют — и пока еще не знают, что те самые, одинокие и безответные, это в будущем они сами. Костя, Нина, Маша и Семен — ровесники, по сути, родные друг другу люди. У них одно на всех детство, они вместе взрослели. Тема беззаботного мальства, его блаженного незнания в трактовке Константина Хабенского проходит через всю «Чайку» и углубляет героев и их отношения. Треплева и Тригорина режиссер тоже делает ровесниками, и сразу и без того «заточенный» у Чехова конфликт становится еще острее. На фоне «талантливого беллетриста», с которым сошлась мать и которым восхищается Нина, Треплев и так чувствовал себя недооцененным и ненужным, представьте, каково его самолюбию теперь? Может, поэтому у Ильи Козырева Константин выходит чрезмерно невротичным — на лбу у него пластырь, доказывая Нине свою любовь, он с размаху бьется головой о шкаф, в порыве истерики после провала пьесы — пытается уплыть на лодке, но не справившись с веслами, с грохотом швыряет их. .. — Мой герой решил преподнести своей маме, известной актрисе, урок. Но талантлив ли он на самом деле или бездарен? Это ведь очень важный момент. В нем бунтует гений или обычный эгоизм? Мы специально не даем однозначного ответа, пусть каждый зритель найдет свой, — говорит артист. В роли Аркадиной — Кристина Бабушкина. «Я не Юпитер, я женщина» — говорит героиня, и эта мысль — показать не эфемерную творческую личность, а обыкновенную женщину со своей болью — была для актрисы главной. Вообще, уверяет Константин Хабенский, женщины и есть главные персонажи «Чайки»: «В центре — их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Причем это внимание может либо поднять мужчин до звезд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра». Декорации спектакля напоминают лодочную станцию — деревянный помост, камыши, даже вода, по которой шлепают герои. Время от времени над действием с криками взлетают тени чаек. Чуть впереди — такая же деревянная сцена и лавочка перед ней. Здесь Нина Заречная (Софья Шидловская) и будет читать свой знаменитый монолог. В спектакле она договаривает каждую фразу до последней капельки дыхания в груди и сдавленного голоса, а новую начинает с шумного вдоха — так, что зрители этой мистерии вздрагивают. У Игоря Верника эта встреча с «Чайкой» уже вторая — в спектакле Оскараса Коршуноваса он играл Тригорина, теперь — ему досталась роль Дорна. Доктора тоже решили прочитать не в классическом варианте: циничный и уставший от жизни у Чехова, здесь он, наоборот, горяч и полон любви к жизни. — У Чехова все одиноки и все хотят спрятаться в другого человека. Дорн все видит и ничего не говорит, он понимает, что учить кого бы то ни было — бессмысленно, — рассказал о своей роли Игорь Верник. — Я помню, как репетировали «Чайку» с Олегом Ефремовым — он молчал, курил, и все артисты ждали — что он сейчас скажет? И в этой тишине было слышно, как рождается его мысль. Константин Хабенский на первую же репетицию пришел с множеством идей, и мы с радостью погрузились в работу. — Время идет, ритмы меняются, — объясняет Константин Хабенский. — Но мы замахнулись и на большие мхатовские паузы, мы и сегодня не боимся их держать. Словом, «Чайка» на афише МХТ — снова событие и притяжение для зрителя. Искать в ней отголоски любимых и знакомых спектаклей прежних лет можно, но стоит ли? Одно можно сказать точно: режиссер-дебютант рискнул и не проиграл, новая «Чайка» случилась. Костя Треплев работу Кости Хабенского, без сомнения бы, оценил. Оригинал статьи Пресса «Люблю. Целую. Кеша.»: в МХТ им. Чехова вспоминали Иннокентия Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 21.04.2025 Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 21.04.2025 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 100-летию Иннокентия Смоктуновского, Алиса Куликова, ТАСС, 20.04.2025 Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025 Илья Козырев в программе Марины Брусникиной «Практика театра», Театр «Практика», 16.01.2025 Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустя, Анна Чепурнова, Труд, 26.12.2024 «А был ли мальчик?»: в МХТ имени Чехова представили новую интерпретацию «Старшего сына» Вампилова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.12.2024 Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 МХТ им. Чехова поставил «Старшего сына» по пьесе Вампилова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.12.2024 Премьерный «Старший сын» в МХТ: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 12.12.2024 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын», видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2024 Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024 Хабенский дебютировал как режиссер, поставив «Чайку» в МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.12.2024 «Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024 Театр начинается с «Чайки»: легенда в новом прочтении на сцене МХТ, видеосюжет Первого канала, 2.12.2024 Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТ, Инга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Блиц-интервью Ильи Козырева в проекте «13», U MAGAZINE, 30.05.2024 Илья Козырев: «Когда тебе что-то дорого, ты этим не хвастаешься», Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.05.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023 «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 «Цыпкин, ты достал!»: Юлия Витрук и Илья Козырев, Москва FM, 20.10.2023 Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Исследование природы человека: Верник отмечает свой юбилей на сцене МХТ Чехова, видеосюжет Пятого канала, 11.10.2023 К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2023 Наш земляк сыграет на сцене МХТ имени Чехова вместе с Игорем Верником, Евгений Стариков, Вологда Регион, 10.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 МХТ им. Чехова представляет премьеру — «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет Первого канала, 10.10.2023 В МХТ имени Чехова готовятся представить «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2023 |