Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Время и семья СарафановыхНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 Идею поставить в МХТ «Старшего сына» трудно назвать оригинальной. В одной только Москве это уже, если не ошибаюсь, третий «сын» — пьеса идет и в Театре на Таганке, и в Театре Маяковского, где Сарафанова-папу играет Игорь Костолевский. Впрочем, в новом спектакле Андрея Калинина эту роль исполняет Александр Семчев, и уже одно это обстоятельство могло бы оправдать всю затею. Ведь в большом и разнообразном сценическом багаже замечательного артиста Семчева явно не хватало именно Сарафанова — ну, разумеется, его роль! Однако оказалось, что помимо прекрасного Сарафанова-старшего в спектакле Калинина нашлись и другие притягательные магниты.Удивительное дело: чем мрачнее времена за стенами театра, тем больше людям хочется этой вампиловской пьесы, этой полусказочной, полукомедийной, полудраматической истории. Можно даже проследить ее путь на наших сценах, то, как еще лет десять назад, в совсем другую эпоху, режиссеры норовили смикшировать в ней мелодраматическую материю, нежность, человечность, простодушную веру в happy end. Как, напротив, укрупняли проблемное: и скверное житье в советских предместьях, и несносные характеры, и ментальный разрыв между поколениями, и сомнительное обаяние прохиндея. Но с изменением общественного воздуха начали вновь тянуться к исходящему от этой истории теплу. Правда, все более отодвигались при этом от быта и даже от правдоподобия, предпочитая откровенную условность, мечту или сновидение. Спектакль Андрея Калинина, выступившего здесь и сценографом, похоже, представляет собой грезу старшего Сарафанова, который к началу действия уже живет один как перст. Дети, видимо, все же разъехались: дочка вышла замуж, а сынок Васенька таки сбежал от несчастной любви к красавице-соседке Наташе (Юлия Витрук). Начало и финал закольцованы одной и той же сценой: Сарафанов безвольно сидит в старом кресле, уставившись в телевизор, где крутят какое-то дурацкое кино. При этом свой кларнет он опустил в яму под досками сценического пола, явно напоминающую могилу. Выходит, он уже и на похоронах не играет, окончательно расстался с профессией музыканта. Все в прошлом? И была ли эта история на самом деле? Пространство маленькой сцены затянуто черными занавесками. Их раздвигают, оттуда выносят двери, не прикрепленные к стенам, и скудную мебель: кухонный стол, обшарпанные табуретки, видавший виды диван… Все это обживается героями исключительно по функциональной надобности, а войти или выйти при этом можно, минуя двери, прямо из-за занавесок, не скрывая и крайней условности обстановки, и некой призрачности происходящего. Артист Кирилл Власов, играющий Бусыгина, внешне рифмуется с артистом Ильей Козыревым, играющим Васеньку. То есть ненастоящий сын похож на настоящего: светлые волосы, бледное лицо. Он до времени кажется, особенно по сравнению с эмоциональным Сильвой — Алексеем Варущенко, каким-то замороженным, будто не живым. Семейка Сарафановых — те еще «фрукты»: и Васенька не трогательный, скорее жесткий, плохо управляемый, и дочка Нина — Анна Затеева железная, склонная скорее к скандалам, нежели к лирическим настроениям. В спектакле возникает довольно интересный эффект. С одной стороны, все роли подробно разобраны, ни одна реплика и ни одно движение не возникают случайно. А с другой — как-то подозрительно легко происходят все повороты сюжета. Брат приехал? Принимаем! Выпьем на табуретках, поужинаем прямо из алюминиевой кастрюли. Сам Сарафанов-Семчев уверенно проводит эту логику поведения, свойственную сказочным сюжетам. Представили ему «сына», назвали год рождения, и он, будто молодея на глазах, моментально прокручивает в голове некий давний случайный роман, и вот уже совершенно готов быть любящим отцом. Реплики папы, роскошно выписанные Вампиловым, представляют собой сплошные общие места. Студент? Это очень хорошо! Спортом занимаешься? Спорт для молодых очень важен! И так далее, и тому подобное. Однако словно бы поверх этих явно комедийных словесных пассажей возникает между героями подлинный человеческий контакт, воздух наполняется каким-то счастьем, которое оказывается достижимым прямо в следующую минуту. Особенно хороши сцены между «отцом» и «сыном», эти минуты очевидной коммуникационной гармонии, в которые Сарафанов говорит так, будто растил парня всю жизнь в тепле и согласии, а Бусыгин — так, будто только этого общения и ждал. Возникают прямо-таки мелодраматические «тактильные» эпизоды: папа с нежностью трется головой о сыновний лоб, прислоняется к обретенному отпрыску своим мешковатым, но будто внезапно обретшим легкость телом. В важной сцене между Бусыгиным и «сестрой», когда уже вспыхивают между ними чувства, «брат» выдергивает из ее волос заколку. И не виданные прежде в этом неуютном доме рыжеватые кудри принцессы падают ей на плечи, и рождается секунда совершенно другой, отчаянно желанной перспективы. А потом приходит жених — Антон Лобан, и он оказывается наиболее реальным в этой компании персонажем. Скучным, педантичным, неумным и даже не очень смешным. Зато весьма жизненным. Пьеса «Старший сын», конечно же, комедия, но в спектакле МХТ комедийное проявляется больше в самом произносимом тексте, нежели в сценическом поведении героев. Никаких эффектных «выходов с цыганочкой» здесь нет. То, как расцветает Сарафанов-Семчев, как он смешон и нелеп, а одновременно и обаятельно интеллигентен, как «музыкален» всей своей душой и совершенно безоружен перед свалившимся на него «семейным счастьем», — это, конечно, отдельная история. Хорошая история присутствия крупного артиста в крупной пьесе. И пусть все обретенное, наконец, коммуникативное блаженство, весь сюжет про поддержку, опору и любовь ему, скорее всего, лишь привиделись в долгие одинокие вечера, ты уходишь со спектакля с упрямым ощущением, что это было на самом деле. Ну конечно было! И никакие другие варианты не принимаются! Оригинал статьи Пресса Илья Козырев в программе Марины Брусникиной «Практика театра», Театр «Практика», 16.01.2025 Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустя, Анна Чепурнова, Труд, 26.12.2024 «А был ли мальчик?»: в МХТ имени Чехова представили новую интерпретацию «Старшего сына» Вампилова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.12.2024 Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 МХТ им. Чехова поставил «Старшего сына» по пьесе Вампилова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.12.2024 Премьерный «Старший сын» в МХТ: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 12.12.2024 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын», видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2024 Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024 Хабенский дебютировал как режиссер, поставив «Чайку» в МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.12.2024 «Чайка» Хабенского о том, как женщины могут поднять мужчин до небес или вогнать их в землю, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.12.2024 Театр начинается с «Чайки»: легенда в новом прочтении на сцене МХТ, видеосюжет Первого канала, 2.12.2024 Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТ, Инга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Блиц-интервью Ильи Козырева в проекте «13», U MAGAZINE, 30.05.2024 Илья Козырев: «Когда тебе что-то дорого, ты этим не хвастаешься», Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.05.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023 «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 «Цыпкин, ты достал!»: Юлия Витрук и Илья Козырев, Москва FM, 20.10.2023 Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Исследование природы человека: Верник отмечает свой юбилей на сцене МХТ Чехова, видеосюжет Пятого канала, 11.10.2023 К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2023 Наш земляк сыграет на сцене МХТ имени Чехова вместе с Игорем Верником, Евгений Стариков, Вологда Регион, 10.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 МХТ им. Чехова представляет премьеру — «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет Первого канала, 10.10.2023 В МХТ имени Чехова готовятся представить «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2023 |