Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустя

Анна Чепурнова, Труд, 26.12.2024
Когда в воздухе веет Новым годом, хочется на сцене чего-то светлого и умиротворяющего. И вот в двух ведущих московских театрах почти одновременно поставили именно такие спектакли. Они точно не оскорбят ничьи чувства, в обоих говорится о потерянных и вновь обретенных родителях и детях. Это «Плохие хорошие» Евгения Писарева в Театре им. Пушкина и «Старший сын» Андрея Калинина на Новой сцене МХТ им. Чехова.

Во-первых, это красиво…

Худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев тонко чувствует настроение публики. К этим декабрьским дням он создал красивый спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Главные действующие лица в нем — представители английской знати. Художник по костюмам Виктория Севрюкова одела персонажей в изысканные костюмы и вечерние туалеты. Но не нарядами едиными жив спектакль — к ним прилагается тонкость чувств и еще нечто изящное, остроумное… «Хочется аристократизма!», — восклицает молодой красивый дворецкий Патрик (Марк Кондратьев), время от времени ведущий спектакль на манер флегматичного конферансье.

Хочется? Пожалуйста, получайте! Здесь есть и остроумная игра слов, и английский юмор, и интриги высшего общества, тут выделяется энергичнейшая герцогиня Бервик (Ирина Бякова) — такой даме можно и фронтом командовать, и в Сенате присутствовать.

Но основа спектакля душещипательная. Он про то, как в миссис Эрлин, 20 лет назад из-за обиды на мужа оставившей его и маленькую дочку, неожиданно просыпается материнское чувство. Женщина жертвует репутацией, чтобы не дать уже выросшему и замужнему чаду, леди Уиндермир, совершить ту же ошибку, которую сама миссис Эрлин опрометчиво допустила в молодости. Двух этих героинь играют красавицы: признанная дива Виктория Исакова и только в этом году окончившая ГИТИС Евгения Леонова, в которой есть и нежность, и трепетность, и детская открытость к миру.

Вампилов и индийское кино

Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» была написана в 1967 году, и с тех пор не сходит с современной сцены. Вот и в наш век гаджетов и всеобщей недоверчивости неизбывна тоска по простым человеческим чувствам, по тому, что тебе могут поверить на слово и полюбить таким, какой ты есть.

Спектакль начинается с того, что Сарафанов-старший смотрит по телевизору индийский фильм — в подобных картинах так часто фигурируют потерянные и найденные дети.

Назвавшийся его сыном Бусыгин (Кирилл Власов) сначала вовсе не кажется обаятельным, ведь им движет лишь холодный расчет. Но студента-безотцовщину поражает то, с какой готовностью Сарафанов распахивает ему свое сердце. И вот уже молодой человек готов защищать и опекать семью, которую пришел обмануть. Ведь все ее члены — и блаженненький отец, и его дочь с сыном — такие открытые, доверчивые, не умеющие толкаться локтями в борьбе за место под солнцем. На эту неподдельную теплоту откликается Нина Сарафанова, влюбляющаяся в мнимого «старшего брата».

Отца играет Александр Семчев, и, кажется, это одна из его лучших ролей. Когда герой обнимает обретенного вдруг сына, у Сарафанова такое лицо, будто он слышит музыку сфер. Но в то же время этот добрый человек, сам того не сознавая, может быть и жестким — например, в сцене, когда он говорит своим нуждающимся в родительской поддержке детям, что уедет от них к старшему сыну, потому что они его недостаточно любят.

Младшего Сарафанова, школьника Васеньку, влюбленного во взрослую женщину, ярко сыграл восходящая звезда театра Илья Козырев, совсем недавно выступивший в роли Треплева в «Чайке», поставленной Константином Хабенским. В Васеньке Козырева есть егозливость, позволяющая без труда поверить в то, что он юн, наивен и пока бестолков. А в роли пассии старшеклассника Натальи великолепно смотрится одна из самых красивых и чувственных актрис МХТ Юлия Витрук.

Финал спектакля не сказать, чтобы оптимистичен. Старший Сарафанов опять в одиночестве перед телевизором, а на \кране на этот раз — таблица настроек. Возникает мысль, что все происходящее было просто его сном о счастье, грезой, навеянной индийским фильмом. И все-таки хочется верить, что такая добрая история возможна и в реальности, ведь родственным душам так важно найти друг друга.

Оригинал статьи
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023