Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Уйти и не вернуться

Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис никогда не страдал излишним оптимизмом, поэтому его обращение к «Рассказу о семи повешенных» Леонида Андреева выглядит вполне закономерным. В спектакле занято молодое поколение Театра п/р О. Табакова.

Написанный в 1908 году «Рассказ о семи повешенных» на самом деле является небольшой повестью с делением на главы и основан на реальных событиях, связанных с покушением на министра юстиции Щегловитова. Две девушки и три молодых человека приговорены к смертной казни через повешенье как террористы, с ними вместе казнят еще двух убийц, и осознание близости смерти составляет основное содержание произведения. При чтении возникает ощущение, что перенести «Рассказ» на сцену невозможно. Темы заявлены серьезные и для сегодняшнего дня более чем злободневные: терроризм и смертная казнь. Но готовых ответов Андреев не дает, «что делать» и «кто виноват» он, похоже, и сам не знает, лишь противопоставляет пробуждающуюся с весенним рассветом природу чудовищному насилию, которое люди вершат друг над другом. Однако как все это показать в театре?

Ученик Петра Наумовича Фоменко — Миндаугас Карбаускис — над экзистенциальными проблемами человеческого бытия задумывался и в «Долгом рождественском обеде» (Театр п/р О. Табакова), и в «Гедде Габлер» («Мастерская Петра Фоменко»), и в «Копенгагене» (МХТ им. А. П. Чехова). Зачем человек живет, а главное, зачем умирает выяснять и в самом деле имеет смысл (собственно, великие пьесы и спектакли ничему другому и не посвящены), но у Карбаускиса результат этих размышлений получается уж очень невеселый. На его фоне Альбер Камю прямо-таки жизнелюбом покажется!

О работе над спектаклем рассказывает артист Дмитрий Куличков, запомнившийся театралам по роли Студзинского в «Белой гвардии» и Пети Трофимова в «Вишневом саде».

 — Какое впечатление на вас произвел «Рассказ о семи повешенных»?

 — Я был потрясен, когда его прочитал. Андреев проникает в самые тайные уголки сознания человека, показывает странную и страшную его раздвоенность. Сыграть на сцене это невозможно, да и диалогов в тексте очень мало, в основном это описания психологического состояния героев. Тем интереснее было узнать, как же Миндаугас собирается с этим материалом работать. Он написал практически оригинальную пьесу, исходя именно из возможностей театра — кинорежиссер, к примеру, пошел бы совершенно иным путем. У нас не будет подробного, бытового воспроизведения событий, артисты, в том числе и я, исполняют по нескольку ролей, то сливаясь с героями, то устанавливая с ними дистанцию. Кроме того, не хотелось бы беспросветного мрака, все-таки это история не про смерть, а про жизнь. Здесь очень много опасных моментов, многое станет ясно только после премьеры, но, во всяком случае, у нас есть желание выделить в жестоком андреевском сюжете какую-то человечность, даже теплоту. Они там есть, только не лежат на поверхности.

 — Как вы относитесь к своим героям?

 — Прежде всего, пытаюсь их понять. Мне кажется, что и сам Андреев до конца не определился в своих оценках. Сегодня мы понимаем, что терроризм — чудовищное зло. Но ведь эти молодые люди, которые только задумали совершить покушение на министра, — они порождение этого общества, его реакция на болезненные процессы, происходящие в нем. Как можно их приравнивать к убийце и разбойнику? Но, с другой стороны, они тоже пытались убить? Однозначно расставить акценты здесь невозможно, возникает масса проблем морально-этического, нравственного характера, которые мы воспринимаем, учитывая опыт сегодняшнего дня, накопленный за те сто лет, которые прошли после написания «Рассказа».

 — Почти у всех ваших героев присутствует внутренний надлом?

 — Так ведь это самое интересное для артиста! Ведь именно надлом, нервозность, проявляющиеся в герое, позволяют сказать зрителю о том, что волнует тебя, о чем ты думаешь. Но это и очень сложно, требуется определенный настрой.

 —Как вы настраиваетесь?

 — Перед спектаклем я обязательно стараюсь пойти на сцену, «поздороваться» с декорацией. То же самое с костюмом. Нужно войти с этой материальной средой в контакт, ведь мир любого спектакля начинается именно с нее. И если этот мир тебя примет, все получится.

Досье
Дмитрий Куличков окончил Саратовскую Государственную консерваторию, затем Школу-студию МХАТ (курс Е. Каменьковича) и стал артистом Театра п/р О. Табакова. На московской сцене дебютировал в спектакле МХТ им. А. П. Чехова «Нули». В роли Студзинского («Белая гвардия» М. Булгакова, МХТ им. А. П. Чехова) показал аристократизм и острое ощущение социальных сломов, которые воспринимаются как личная трагедия. Работал с режиссерами Тадаси Сузуки, Адольфом Шапиро, Юрием Бутусовым, Генриэттой Яновской.
Пресса
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003