Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Времена года

, 1.04.2025
В репертуаре МХТ имени А. П. Чехова уже есть два спектакля режиссера Андрея Гончарова – «Чрево» по Евгению Замятину и «Далекая радуга» по Стругацким. Только что появился еще один – «Осень» по мотивам одноименного рассказа Августа Стриндберга из сборника «Супружеские идиллии: рассказы о браке». В центре сюжета – муж и жена, Аксель и Лили. Они в браке всего 10 лет, но кажется, что уже не одно десятилетие. Весна и лето их чувств прошли, наступила осень. Впереди – только заморозки.

Этот спектакль Гончаров поставил специально на Ольгу Литвинову и Артема Быстрова, с которыми работал до этого над «Чревом». В нем артисты тоже играли супружескую пару, но проблемы там были иного характера. Крестьянский брак, где молодую женщину выдали замуж за нелюбимого вдовца-пьяницу, был изначально обречен на трагедию, которой режиссер придал черты триллера. В «Чреве» главным художественным элементом выступила земля, покрывавшая сцену – она оказывалась символом рождения и смерти. В «Осени» тот же художник Константин Соловьев выбрал знаковым материалом дерево. Дощатый задник и настил под ногами актеров скупо обозначают семью и дом. Об уюте нет и речи: между досок зияют широкие щели – здесь в непогоду, должно быть, ужасно сквозит. 

Действие начинается в опустошенном пространстве: на сцене только два стула. Аксель как бы невзначай вспоминает, что получил новое назначение тюремным инспектором и должен отправляться в командировку буквально сейчас, забирая один из стульев с собой. Лили удивлена, но сообщение воспринимает как команду к действиям. Ей не нужны указания, она знает, какие вещи нужно собрать мужу, как уложить чемодан, о чем напомнить (не зря Аксель называет ее мамой, хоть она на это страшно злится). Голос жены с наставлениями будет звучать в голове Акселя еще пару командировочных ночей. Даже при просмотре телевизора, когда он замрет и затоскует на кадрах «Титаника». Чувствуя супруга на расстоянии, Лили в появившийся из ниоткуда микрофон предложит ему послушать Стриндберга и продекламирует фрагменты текста.

Режиссер не раз играет в открытую: то Лили спрашивает у зрительного зала, хорошо ли она выглядит, то Аксель читает лекцию «Как победить тревожность в СИЗО» освещенному зрительному залу (по сюжету он выступает с ней перед арестантами). По ходу действия Лили и Аксель разоблачаются: снимают с себя седые парики, хотя персонажи – отнюдь не старики, бесформенную и не совсем опрятную одежду, под которой скрываются внушительного объема толщинки. Герои сбрасывают наросшее за годы бремя недоговоренностей, обид, забот и хлопот, когда начинают писать друг другу любовные письма. Они назначают свидание там, где когда-то все только зарождалось, и с этого момента и сцена, и их души начинают заполняться. Мир оживает. Пробуждается весна.

Помимо упомянутой выше лекции Андрей Гончаров вставляет в мелодраматический сюжет еще один монолог-размышление Акселя. Если в первом он предлагал заключенным/зрителям отделять фигуру от фона, чтобы избавиться от тревожности, то во втором – сравнить себя с Робинзоном Крузо. Столкнувшись с каннибалами, Робинзон находит себя на развилке: либо стать жертвой, либо спастись, уничтожив врага. Он выбирает третий путь и оказывается человеком мира.
«Что им на этом диком острове можно, ему, современному человеку уже нельзя. Современному человеку в принципе нельзя убить себе подобного». Во время второй речи Лили выкатывает огромный зеркальный шар, в котором отражаются и герои, и зрительный зал. Удивительно, но два инородных текстовых тела вшиты так, что не все зрители осознают эту чужеродность. Происходит будто бы то самое отделение фигуры от фона. И, кажется, что прием странным образом работающего контрапункта режиссер уже применял и в «Чреве», и в недавней премьере – «Превращение» в Театре на Таганке, где бодрые мюзикловые арии разбавляют жесткий и страшный сюжет. Так что сами решайте, что фигура, а что фон. И на самом ли деле смешное и страшное, мелодрама и трагедия так легко отделимы друг от друга.

В отличие от «Превращения» жанр «Осени» (и «Чрева») не обозначен как мюзикл. И все же в этих двух спектаклях Художественного театра много музыки и песен (музыкальный руководитель «Осени» – Алена Хованская), туго вплетенных в канву. Артем Быстров берет в руки гитару, Ольга Литвинова – аккордеон. И песни совсем не кажутся вставными номерами. Очередная смена жанра не утяжеляет, а напротив, наполняет спектакль воздухом, лирическим духом, весенней свежестью, к которой так стремятся герои. Так, после лекции о Робинзоне Крузо звучит барочная песня Генри Перселла на стихи Кэтрин Филипс об одиночестве.

Оказавшись в городе своей молодости, Аксель и Лили устраивают свидание. Муж просит жену спеть его песню – «Три счастливых дня» Аллы Пугачевой и Ильи Резника, звучащую как знамение. Прогулка по набережной проходит в полном молчании. Все, что легко выходило из-под пера, не желает проговариваться. Аксель хочет рассказать жене о своей лекции, Лили твердит о проблемах с горничной. Оба то и дело натыкаются на препятствия – в виде колонн просцениума Новой сцены. Забрезжившее весеннее солнце снова скрылось за дождевыми тучами. Толщинки намертво облепили сердца. Столкновение любовной лодки с айсбергом уже произошло, и она идет ко дну.

Оригинал статьи
Пресса
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018
О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018
«Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004