Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Времена года, 1.04.2025 В репертуаре МХТ имени А. П. Чехова уже есть два спектакля режиссера Андрея Гончарова – «Чрево» по Евгению Замятину и «Далекая радуга» по Стругацким. Только что появился еще один – «Осень» по мотивам одноименного рассказа Августа Стриндберга из сборника «Супружеские идиллии: рассказы о браке». В центре сюжета – муж и жена, Аксель и Лили. Они в браке всего 10 лет, но кажется, что уже не одно десятилетие. Весна и лето их чувств прошли, наступила осень. Впереди – только заморозки.Этот спектакль Гончаров поставил специально на Ольгу Литвинову и Артема Быстрова, с которыми работал до этого над «Чревом». В нем артисты тоже играли супружескую пару, но проблемы там были иного характера. Крестьянский брак, где молодую женщину выдали замуж за нелюбимого вдовца-пьяницу, был изначально обречен на трагедию, которой режиссер придал черты триллера. В «Чреве» главным художественным элементом выступила земля, покрывавшая сцену – она оказывалась символом рождения и смерти. В «Осени» тот же художник Константин Соловьев выбрал знаковым материалом дерево. Дощатый задник и настил под ногами актеров скупо обозначают семью и дом. Об уюте нет и речи: между досок зияют широкие щели – здесь в непогоду, должно быть, ужасно сквозит. Действие начинается в опустошенном пространстве: на сцене только два стула. Аксель как бы невзначай вспоминает, что получил новое назначение тюремным инспектором и должен отправляться в командировку буквально сейчас, забирая один из стульев с собой. Лили удивлена, но сообщение воспринимает как команду к действиям. Ей не нужны указания, она знает, какие вещи нужно собрать мужу, как уложить чемодан, о чем напомнить (не зря Аксель называет ее мамой, хоть она на это страшно злится). Голос жены с наставлениями будет звучать в голове Акселя еще пару командировочных ночей. Даже при просмотре телевизора, когда он замрет и затоскует на кадрах «Титаника». Чувствуя супруга на расстоянии, Лили в появившийся из ниоткуда микрофон предложит ему послушать Стриндберга и продекламирует фрагменты текста. Режиссер не раз играет в открытую: то Лили спрашивает у зрительного зала, хорошо ли она выглядит, то Аксель читает лекцию «Как победить тревожность в СИЗО» освещенному зрительному залу (по сюжету он выступает с ней перед арестантами). По ходу действия Лили и Аксель разоблачаются: снимают с себя седые парики, хотя персонажи – отнюдь не старики, бесформенную и не совсем опрятную одежду, под которой скрываются внушительного объема толщинки. Герои сбрасывают наросшее за годы бремя недоговоренностей, обид, забот и хлопот, когда начинают писать друг другу любовные письма. Они назначают свидание там, где когда-то все только зарождалось, и с этого момента и сцена, и их души начинают заполняться. Мир оживает. Пробуждается весна. Помимо упомянутой выше лекции Андрей Гончаров вставляет в мелодраматический сюжет еще один монолог-размышление Акселя. Если в первом он предлагал заключенным/зрителям отделять фигуру от фона, чтобы избавиться от тревожности, то во втором – сравнить себя с Робинзоном Крузо. Столкнувшись с каннибалами, Робинзон находит себя на развилке: либо стать жертвой, либо спастись, уничтожив врага. Он выбирает третий путь и оказывается человеком мира. «Что им на этом диком острове можно, ему, современному человеку уже нельзя. Современному человеку в принципе нельзя убить себе подобного». Во время второй речи Лили выкатывает огромный зеркальный шар, в котором отражаются и герои, и зрительный зал. Удивительно, но два инородных текстовых тела вшиты так, что не все зрители осознают эту чужеродность. Происходит будто бы то самое отделение фигуры от фона. И, кажется, что прием странным образом работающего контрапункта режиссер уже применял и в «Чреве», и в недавней премьере – «Превращение» в Театре на Таганке, где бодрые мюзикловые арии разбавляют жесткий и страшный сюжет. Так что сами решайте, что фигура, а что фон. И на самом ли деле смешное и страшное, мелодрама и трагедия так легко отделимы друг от друга. В отличие от «Превращения» жанр «Осени» (и «Чрева») не обозначен как мюзикл. И все же в этих двух спектаклях Художественного театра много музыки и песен (музыкальный руководитель «Осени» – Алена Хованская), туго вплетенных в канву. Артем Быстров берет в руки гитару, Ольга Литвинова – аккордеон. И песни совсем не кажутся вставными номерами. Очередная смена жанра не утяжеляет, а напротив, наполняет спектакль воздухом, лирическим духом, весенней свежестью, к которой так стремятся герои. Так, после лекции о Робинзоне Крузо звучит барочная песня Генри Перселла на стихи Кэтрин Филипс об одиночестве. Оказавшись в городе своей молодости, Аксель и Лили устраивают свидание. Муж просит жену спеть его песню – «Три счастливых дня» Аллы Пугачевой и Ильи Резника, звучащую как знамение. Прогулка по набережной проходит в полном молчании. Все, что легко выходило из-под пера, не желает проговариваться. Аксель хочет рассказать жене о своей лекции, Лили твердит о проблемах с горничной. Оба то и дело натыкаются на препятствия – в виде колонн просцениума Новой сцены. Забрезжившее весеннее солнце снова скрылось за дождевыми тучами. Толщинки намертво облепили сердца. Столкновение любовной лодки с айсбергом уже произошло, и она идет ко дну. Оригинал статьи Пресса Актеры МХТ им. Чехова выступили на театральном фестивале в Венесуэле, Михаил Макеев, ТАСС, 20.04.2025 МХТ им. Чехова примет участие в международном театральном фестивале в Венесуэле, Михаил Макеев, ТАСС, 19.04.2025 Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025 Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025 Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025 Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025 «Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена., Евгения Малкина, Ревизор.ru, 18.03.2025 В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025 Чувства и уязвимости: в МХТ поставили «Осень» Августа Стриндберга, Зоя Игумнова, Известия, 17.03.2025 В МХТ имени Чехова приготовили премьеру спектакля «Осень», Полина Федосеева, BFM.ru, 15.03.2025 В МХТ имени А. П. Чехова покажут спектакль по рассказу Стриндберга, ТАСС, 15.03.2025 Хабенский, Чиндяйкин, Брусникина выступили накануне Дня космонавтики: кадры из МХТ имени Чехова. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 10.04.2024 Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023 О звездах накануне космического старта: в Байконыре состоялся вечер МХТ имени Чехова, Sputnik Казахстан, 15.09.2023 Эффективное средство от «Полярной болезни», Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022 МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022 В МХТ имени Чехова состоялась премьера пронзительного спектакля «Полярная болезнь», видеосюжет Первого канала, 4.12.2022 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 «Люди, которых я люблю». Документальный фильм к юбилею Константина Хабенского, Первый канал, 15.01.2022 «Некое нечто» — «Круг чтения» к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 17.11.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир — театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020 Телеверсия вечера к 70-летию Иосифа Бродского «Потому что искусство поэзии требует слов…» (27 июня 2010 г.), 31.05.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» — в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018 Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018 О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018 «Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017 Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017 «Боюсь стать Колей». Моменты. Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 25.05.2017 На Новой сцене МХТ показана премьера спектакля «Боюсь стать Колей», видеосюжет телеканала «Культура», 23.05.2017 «Круг Чтения». Читка пьесы Ивана Андреева «Боюсь стать Колей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 3.02.2017 В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016 Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015 День рождения МХТ. Фоторепортаж Галины Фесенко, 26.10.2015 Проект «Чехов жив» — «Ионыч», 25.09.2015 Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015 Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014 Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014 Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014 Владимир Машков станцевал лезгинку для Олега Табакова, 7 дней, 22.01.2014 «Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014 Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013 Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013 Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, пройдет в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В Художественном театре имени Чехова премьера — Набоков «Событие», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.01.2012 «Белоснежка и семь гномов». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 8.12.2011 Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011 МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011 В МХТ им. А. П. Чехова сыграли сказку для детей с намеками для взрослых, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.11.2011 Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011 Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 |