Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!

Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
ВИКТОР РЫЖАКОВ

Когда после одной из премьер в Художественном театре ко мне подошел Станислав Андреевич Любшин, протянул руку и, глядя в глаза, произнес: «Любшин… хочу с вами поработать…», — у меня внутри произошел тектонический сдвиг… мир раскололся на несколько «я», которые между собой никак не взаимодействовали, а, точнее сказать, просто уничтожали друг друга. Именно эта встреча заставила меня усомниться в том, что чудес не бывает, в том, что чудеса случаются только с теми, кто этого достоин, и в том, что чудеса — это только для ребятишек или наивных барышень… Словом, в моей жизни случился Человек, имя которому Слава!

Слава Богу, Слава труду, Слава Творцу, Слава Господу нашему, Слава отцу и сыну, Слава Аллаху и так далее… Эти слова «слава…» многими произносятся многократно, слышатся с разных сторон… А еще Слава — это имя из детства, которое пахнет папиными часами «Слава» и одеколоном «Шипр»… А еще бесконечно повторяемое имя из моей далекой армейской службы, счастливой и пронзительной… это был мой любимый друг Слава, рожденный 4 апреля… и оставивший этот мир, едва дотянув до 27…

Уверен, у каждого в жизни случалось немало славы, но Этот — появившийся еще в моем давнем детстве ярким «нинакогонепохожим» героем в телевизоре с «Щитом и мечом», потом разорвавший на части сердце в картине «Не стреляйте в белых лебедей» и уже навеки поселившийся в сердце в любимой володинской истории «Пять вечеров», — Слава стал моим внутренним идолом, кумиром, виртуальным другом, человеком близким и родным… И вот теперь этот человечище становится важной частью моей реальной жизни, собрав всю мою внутреннюю, жизнью обретенную «Славу» в один мощный сплав сокровенных чувств…

Служба в Художественном театре и совместные работы на сцене и в кино — только маленькая часть нашей случившейся встречи… Вечера и застолья, проведенные рядом, прогулки на Икше, короткие звонки по всегда плохо работающему телефону… бесконечное придумывание новых работ, мечты и планы… и эти, конечно же, Славины бесконечные истории из его удивительной жизни, всегда наполненные чудотворным светом, юмором, самоиронией и какой-то шукшинской чуткостью и любовью к человеку…

Все эти мудрые и всегда почему-то грустно-смешные истории опаляют и делают нашу, мою жизнь выносимее что ли, счастливее, ярче…

Сегодня, 6 апреля, день рождения Славы… Как же нежно и трогательно может произносить это имя его жена Ира, красавица Дульсинея и верная спутница… День дяди Славы, как его с любовью называют многие коллеги в Художественном… День Станислав Андреича — как вроде бы небрежно, но с почтением и искренним уважением произносят молодые артисты и студенты Школы-студии…

День Человека редкой породы и тончайшей души, умного и интеллигентного Актера, настоящего рыцаря и джентльмена, друга, брата и отца, наполняющего эту жизнь теплом и светом… Славу мы сегодня и славим!!! С днем рождения! Дорогой Станислав Андреевич! Слава, Слава, Слава!!!

С сыновьей любовью навеки, ваш поклонник
Виктор Рыжаков

P. S. И обязательно, обязательно всем налить «по сантиметрику» (это любшинское много определяющее словечко уже вписано в театральный словарь Художественного театра) за здравие рожденного!

ВЕНИАМИН СМЕХОВ

На Таганке 1964 года эти герои «Заставы Ильича» звучали как Славка и Колька, а Марлен Хуциев был регулярным и дорогим гостем Юрия Любимова. Таким близким, что мы, уходя в ПЕРВЫЙ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ, знали: с октября пойдет работа над «Героем нашего времени», и режиссером спектакля будет Хуциев!

Ушли, пришли и начали спешно, к юбилею Лермонтова, готовить первую премьеру второго сезона: режиссер Любимов, Печорин — Губенко, Лермонтов — Любшин! Хуциев обещал меня назначить Грушницким, а Юрий Петрович взял Золотухина, и я пошел в эпизоды, как Офицер и Дирижер оркестра «на водах»!

Пьеса Эрдмана, соавтор Юрий Петрович. Впоследствии, в наших нелегальных концертах, я говорил: «Героя» поставили за два месяца, за это Управление культуры Моссовета обещало сделать необходимый ремонт! Премьера прошла неплохо, но честно скажу: какой ремонт — такой и спектакль. Ираклий Андроников (великий лермонтовед) устно и письменно нас не одобрил. Мне нравились все главные: Коля, Слава, Валера, Высоцкий, Ульянова, Кузнецова, Демидова, Вейцлер, Эйбоженко! Через год Губенко ушел во ВГИК, Любшин — к ермоловцам, Эйбоженко — в Малый театр, их места заняли Щербаков, Соболев, Калягин, а я стал Автором, за Славика Любшина… «Прощай, немытая Россия, — сообщал я, — страна рабов, страна господ… быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей»! Славочка Любшин, я чувствовал, хотел меня удержать от комплекса «таксебеактера»: он похвалил меня за Автора и за роль Третьего бога в «Добром человеке из Сезуана».

Прошло 50 лет, и мы вторично получили одну на двоих роль — у Виктора Рыжакова в спектакле «Иранская конференция» в Театре Наций: 90-летнего дирижера Андерсена! Спектакль сняли с репертуара по просьбе автора Ванечки Вырыпаева, я грущу по дивной команде очень успешного спектакля, а Слава Любшин — один из самых лучших артистов России — решил условно продлить исполнение нашей с ним роли, но не на сцене, а в жизни: и 90 лет самым реальным образом ему удались — «в юбилейном формате»!

АНДРЕЙ ПЛАХОВ

Еще по ранним киноролям Любшина можно было догадаться о его потенциале. Хотя он не вписался ни в одно из модных течений 1960-х. И раскрылся только в следующем десятилетии. Первым испробовал на себе — в театре и на телевидении — груз драматургии Вампилова. Не кто иной, как Любшин стал соавтором и лучшей постановки Шукшина. Третьим писателем, с которым его связало духовное родство, оказался Чехов. В какой-то момент в Любшине произошел поворот, открылся нерв, который почувствовали сразу все, не могли не почувствовать и зрители, и критики. Если раньше актеру приходилось преодолевать стереотип традиционного героя «без страха и упрека» за счет гротеска, характерности, то теперь он словно принял ответственность за все, что происходит с ним, с его героями — героями его поколения и его темы. В «Пяти вечерах» этот герой словно вырывается из тенет своей индивидуальной биографии, начинает восприниматься в контексте большой истории. Егор Полушкин из картины «Не стреляйте в белых лебедей» благодаря Любшину обретает еще и черты интеллигентской рефлексии. Слияние высокого профессионализма и чего-то очень личного, глубоко пережитого выделило Любшина из плеяды его современников и обеспечило долгую жизнь не только ему самому, но и его экранным персонажам.

МАРИНА ДМИТРЕВСКАЯ

Сегодня все вспоминают самое дорогое из сыгранного Станиславом Андреевичем Любшиным. Кто-то «Щит и меч», кто-то «Пять вечеров», кто-то «Мою жизнь».

Для меня великий русский артист Станислав Любшин — это «Мне 20 лет», «Тема», «Пять вечеров», но мы же люди театральные, не киношные. И потому раз и навсегда Любшин застрял в моей памяти светлым князем Теймуразом Хевистави из чхеидзевского «Обвала» в его русском, мхатовском варианте. В Теймуразе, отдающему хаму Джако землю, имение и даже жену, не было уступчивости бесхребетного интеллигента, а был принцип — не замараться о дрянь жизни, уступить, чтобы во всех смыслах уйти «на гору» (да-да, что-то от Христа просвечивало в князе света Хевистави)…

Станислава Андреевича Любшина как человека я не знала до тех пор, пока Виктор Рыжаков не позвал его однажды на наш Володинский фестиваль (Любшин был не только кино-Ильиным, но и Славкой в «Пяти вечерах» «Современника», пока демократический худсовет ни забаллотировал его, и он ни обиделся и ни ушел насовсем). И он принес нам настоящую володинскую ноту, оказался стыдлив, непубличен, верен памяти о тех, с кем работал. Как же он горевал, узнав от меня, что за фильм «Пять вечеров» безденежный тогда Володин не получал ни копейки от показов и трансляций, как положено сценаристу (там же «сценарий Михалкова и Адабашьяна» по мотивам, видите ли, пьесы Володина, хотя никаких там мотивов, слово в слово, да и Володина вместе с пишущей машинкой Михалков сгреб в охапку, поил, привез на съемочную площадку, — и он, как говорит Любшин, часто перепачканный губной помадой гримерш и одевальщиц, сидел там и писал… Не знаю, что там надо было писать, но писал). Любшин не знал, куда деться, от такой новости про авторов сценария, и дальше, когда мы разговаривали о его «творческой биографии», во всех сюжетах жизни Станислава Андреевича уход из «проектов» из-за нравственных несогласий вырисовывался как жесткий лейтмотив. И сам Любшин оказался человеком ранимым, нервным, обидчивым, сомневающимся, ни секунды фальши, но никогда не позволявшим себя унижать. Словом — наш человек оказался Любшин на Володинском)) Даже Эфросу возражал:

— С Анатолием Васильевичем было очень интересно работать вот почему. Своим ребятам он спешил показать весь спектакль целиком. Показывал грандиозно! Но не для того, чтобы артист так играл, а чтобы показать результат, к которому надо прийти. А дальше (по-нашему, по-лагерному) шел от обратного и добивался такой органики! Но я был новый человек и попросил: пожалуйста, Анатолий Васильевич, не показывайте, я хочу сам. И очень мне не нравилось, когда он орал на своих, я в первый же раз встал и сказал: «Почему вы так себе позволяете?» И он извинился. И мы подружились… Как-то предлагает мне играть Гоголя. Я отказываюсь: не смогу, материала нет. «А кого вы хотите?» — «Чичикова. Третьим в очередь с Броневым и Дорлеаком». Он не дал, я обиделся и ушел.

Мы сделали тогда с ним интервью. И Любшин его не утвердил: «Я с тобой искренне говорил, а не для печати, я многих там могу задеть». Так оно и болтается в компьютере… В нем и про множество бесценных партнеров, и про «веселые случаи на уроках», и про режиссеров жизни (Ефремов, Эфрос, Чхеидзе). Линия XX века Чехов-Володин-Вампилов будто пролегла через Любшина, связала их всех им. 

— И вдова Вампилова — она была на репетициях «Чулимска» в ермоловском — все плакала и спрашивала: «Вы были знакомы с Сашей?» — «Нет, я его никогда не видел. А что?» — «У вас пластика и жесты, как у него». А все потому, что в то время был метод работы, когда режиссер и актеры должны были в автора проникать…

Любшин говорил о том, как жалеет, что не сыграл Войницкого (много кого у Чехова сыграл, а его нет, хотя хотел очень), о том, как уходил от интересных работ («Я шагаю по Москве») ради ожидания более важного («Андрея Рублева»), а я думала о том, что и для меня он связал собой двух близких и дорогих — Володина и Габриадзе, и дядю Ваню таки не сыграл, а «дядю Вову» в «Кин-дза-дзе»" сыграл…

Наверное, будет правильно, если в «Славный» юбилей читатель узнает, как пришел парень из Марьиной рощи в искусство и стал Станиславом Любшиным. Станислав Андреевич рассказывал так:

— Мне за пионерскую работу дали билет в театр Гоголя, тогда Театр транспорта. А у меня были сапоги военного образца с подковами. И вот идет сказка, смотрю, думаю: так не бывает, фальшь какая-то. Объяснить не мог, но чувствовал. И я встал и пошел из середины зала, а сапоги громыхают… Но залу, как помню, мой уход смотреть было интереснее, чем спектакль. А потом я все-таки не выдержал и поехал на станцию «Ботанический сад», во Дворец пионеров. Вышли три гениальные артистки Малого театра: Пашенная, Турчанинова и Рыжова. Сказали: «Дети, здравствуйте!» (они детям утренник делали). Потом надели платочки и на моих глазах превратились в старушек Островского. Я был потрясен их речью: как так, только что сказали «Здравствуйте», — а теперь уже как будто и не они…

И был у меня друг, который имел доступ в Большой театр. Мы пошли на «Евгения Онегина», пел Лемешев. И это было самое сильное потрясение от театра: он падает, зал плачет — и я плачу. Шесть или семь раз я ходил и пытался разобраться — почему плачем. В очередь с ним пел Козловский. И вот когда падал убитый Козловский, раздавалось просто «бум», а когда Лемешев — зал рыдал. Теперь-то я понимаю: Козловский был техничен, а у Лемешева — душа, которой нужен был голос, чтобы чувства свои рассказать.

Ну, а потом уж, когда студентом Кислородно-сварочного техникума я попал во МХАТ, — тут уже меня совершенно срубили «Три сестры» Немировича-Дапнченко. Когда Степанова, стоя спиной к зрителям и глядя куда-то вдаль, сказала: «В Москву…», — у меня, из Кислородно-сварочного, мурашки побежали. И я еще четыре раза ходил, смотрел… Да, Хмелева уже не было, Тузенбаха играл Кольцов, вернувшийся из лагерей. Ну, а потом были и «Горячее сердце», и какая-то «Глубокая разведка». 1948 год, громили ученых-космополитов, шла симоновская пьеса «Русский вопрос»: смотрели, передаст он сейчас какие-то секреты деятелям мирового империализма или нет… Я сидел и думал: вот Болдуман только что был Вершининым, а что же он теперь играет так плохо? А пьеса-то была фальшивая, и они, потрясающе органичные, живые артисты просто не могли лгать и хорошо играть эту фальшь, играли как попало. Но это я догадался уже потом.

А дальше я стал раскручивать себя в самодеятельности и в армии (из-за армии не закончил техникум). В бюро ВЛКСМ техникума я был министр культуры и спорта, мы занимали первые места на всяких конкурсах. В ремесленных и в техникумах учились ребятишки с трудной судьбой. Не такие, что представляли Марьину рощу, но близко к этому. Как министр я сделал вечер. Подтолкнуло меня к этому, как это ни смешно (и тогда было смешно) то обстоятельство, что нам строили в техникуме спортзал, а на втором этаже — театральный. Пол уже положили, но еще не прибили. К тому времени я уже стал ходить по театрам и кое-что знать, и позвал Гиацинтову и Всеволода Ларионова из Ленкома сыграть отрывок из «Месяца в деревне», Мишу Пуговкина, красавца-киноактера Алексея Кузнецова… Но не хватало мне певца. Я набрался смелости и пошел в театр. Как вы думаете, кого я пошел приглашать? Лемешева. К одиннадцати пришел на 21-й подъезд, вижу идет балерина — цок-цок-цок — а за ней Лемешев: «Смотрю, какая чудесная женщина идет…» — «Ну, что вы, Сергей Яковлевич…» Я сразу прерываю и чуть ли не руками останавливаю: «Вы знаете, у нас в Кислородно-сварочном техникуме вечер, и мы хотим вас пригласить, но учтите, что профсоюз может дать только 13.50». — «Что так много?» — «Больше нет». И тут он так серьезно посмотрел на меня (перед ним был явно сумасшедший): «Что, такой техникум есть?» Я говорю: «Да». — «Юноша, пойдемте, посмотримте». Входим в Большой театр, идем к расписанию: «Я, вы знаете, Ленского пою в этот вечер». А я отношений тамошних не знал и прямо спрашиваю: «А Иван Семенович не может спеть в этот вечер?» — «Нет!!!» — «Ну извините…»

Но певец-то нужен! И был такой Роман Романов, пел итальянские и испанские песни, красавец в сомбреро… Я его и позвал. А поскольку доски пола еще не были прибиты, попросил его в центре играть. А он все ходит на публику, подошел к самой авансцене — и тут одна неприбитая доска шарах… Я успел подхватить, а он продолжает ходить… И вот пока он пел, я все доски ловил…

После этого вечера я отчитывался о проделанной работе. Все в зале почему-то хохотали. И секретарь партийной организации, красивая такая женщина, сказала: «Посмотрите на этого человека!» (все посмотрели, даже те, кто раньше меня видел). «Это же не член комитета, это какой-то клоун». Меня так это обидело, что в техникуме я не остался. Правда, в это время я уже поступал в театральное училище…

Не меньше чем самого Станислава Андреевича сегодня надо поздравлять его изумительную жену Иру, нашу коллегу, ангела-хранителя Любшина несколько последних десятилетий. 

А еще… Когда-то Андрей Толубеев предлагал учредить и чеканить юбилейную монету «1 лавр» в честь безупречной порядочности Кирилла Юрьевича Лаврова.

Я предлагаю учредить — нет, не Орден Славы, а орден Станислава, и только Первой степени, на ленте, — для тех редких избранных в актерском цеху, кто не просто абсолютно порядочен, а честен, чист, скромен и совестлив, как Станислав Любшин. 

И отвечаю Вите Рыжакову:"По сантиметру? А как же, по-володински и по-любшински))

Оригинал статьи
Пресса
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Станислав Любшин: «Любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр!», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.01.2021
Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Так закалялся хрусталь, Ирина Корнеева, Российская газета, 24.10.2018
«После революции» думали о высоком, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.04.2018
Мир ловил Любшина, но не поймал, Евгения Коробкова, Комсомольская правда, 6.04.2018
«Это отдельная планета», Татьяна Петренко, Театрал, 6.04.2018
Пять вечеров с Любшиным, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2018
Время — ночь, Ирина Корнеева, Российская газета, 13.02.2018
«Чайки» в свете рампы МХТ, Марина Эратова, Закулисье, 4.11.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
В МХТ отметили 117 день рождения театра, видеосюжет Пятого канала, 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени Чехова прошло чествование Станислава Любшина, видеосюжет телеканала «Культура», 19.04.2013
Станислав Любшин отмечает 80-летие, Вечерняя Москва, 6.04.2013
Актеру Станиславу Любшину исполняется 80 лет, видеосюжет телекомпании «Мир», 6.04.2013
Последний князь, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2013
Он ждал чего-то другого, Независимая газета, 5.04.2013
Застава Любшина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.04.2013
«Позови меня в даль светлую», Станислав Любшин!, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.04.2013
Острова. Станислав Любшин, телеканал «Культура», 3.04.2013
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012
Станислав Любшин в телепроекте «Встречи на Моховой», ТРК «Петербург — Пятый канал», 13.02.2011
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010
С Володиным не расставайтесь!, Ирина Корнеева, Российская газета, 10.02.2009
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Тот самый Янковский. Гостиная Любшина., Ирина Корнеева, Российская газета, 20.02.2004
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997