Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Триллер имени ГофманаАлексей Филиппов, Известия, 25.12.2000 «Песочный человек» Гофмана вышел в «Табакерке» под Новый год. И лучшее время для этой премьеры найти было трудно. Александр Марин, режиссер, не пользующийся громкой известностью, но работающий интересно, ровно и очень достойно, выпустил спектакль, который смотрится как высококлассный голливудский фильм. И никакого подвоха в этом сравнении нет.Час тридцать пять минут сценического времени, стремительный и нервный, захватывающий зрителя ритм, знакомое с детства ощущение страшной и захватывающей сказки «Песочный человек» Александра Марина попадает и в жанр, и в тенденцию, которая становится все очевиднее. Театр выдержал конкуренцию и с телевидением, и с кино. Он живет по своим законам, и театральные залы полны. Но сцена понемногу начинает приспосабливаться к законам нового восприятия сегодняшнего зрителя не утомит только очень хороший двухактный спектакль, его нервы притупились, и воздействовать на них нужно резко, неожиданно и сильно. Традиционный, неспешный психологический спектакль с паузами, подтекстом и настроением должен быть сделан на высочайшем уровне, посредственный театр в нынешней жизни мертв. Александр Марин пошел другим путем: он определил жанр своей премьеры как «триллер» и зрители увидели именно то, что обещал режиссер. Самым приятным оказалось то, что в результате не слишком пострадал и Гофман, хотя в своей инсценировке Марин и обошелся с его текстом достаточно жестко. Но ему и это большая удача спектакля удалось поймать дух Гофмана, странную и причудливую атмосферу его прозы. С выбранным жанром спектакль «Табакерки» совпал именно из-за этого: Марин окрестил его"«триллером времен Просвещения», хотя «романтический триллер» было бы вернее. Два брата любят одну девушку. Тот, кому она отвечает взаимностью, одержим воспоминанием о страшном песочном человеке, будто бы убившем его отца, и картиной, которая ему никак не дается, он рисует свою любовь, но не может поймать сходство. Художник уезжает в Нюрнберг учиться рисованию у знаменитого профессора, и тут начинается чертовщина с ожившими куклами и человекоподобными автоматами. Песочник, оказывается, живее живого: когда-то его создал отец зачарованного юноши, а хитрый и злой монстр, воплощение всего худшего, что может быть в человеке, в благодарность прикончил своего творца. Монументальный и напыщенный профессор изящных искусств (Павел Ильин) кажется злой пародией на романтического гения: грудь колесом, густой голос, широкий жест, общее изнеможение после вдохновенного творческого акта проведенной на бумаге прямой линии. Чуть позже он превратится в такого же прямолинейного и ходульного романтического злодея: за ним, собирающимся лишить бедного художника глаз, стоит кукольник Коппелиус (Дмитрий Бродецкий), нагло юродствующий, быстрый и пластичный, как ртуть, песочный человек. Злой шут кривляется, несет какой-то вздор об общем знакомом, сперва умершем, а затем приславшем ему вздорное письмо. И ощущение страшной тайны сгущается. Ночью на художника повалятся куклы, его чемодан распахнется и в нем вспыхнет свет, затем из него посыплется какая-то мишура, по сцене промчится увешанный куклами Коппелиус это сон, но его трудно отделить от яви. Глаза героя достанутся прекрасной кукле: он влюбится в нее и покончит с собой, и песочник создаст похожий на несчастного как две капли воды движущийся и говорящий автомат Виталий Егоров, играющий художника, работает очень интересно. Это единственный по-настоящему живой человек в условном, кукольном мирке, где, с одной стороны, расположились нарочито картонные злодеи, а с другой, столь же подчеркнуто бесцветные, уныло добродетельные обыватели его невеста Клара (Дарья Мороз) и брат Валентин (Олег Мазуров). От этого все еще страшнее: человек бьется между двумя безысходностями одна по-домашнему уютна, другая инфернальна, но место для себя он не может найти в обеих. Однако страх в «Песочном человеке» тоже попадает в жанр. Так, сладко щекоча нервы, пугает английская рождественская сказка, населенная призраками и вставшими из гроба мертвецами. В спектакле есть вещи, которые при всем желании сложно объяснить. Не понятно, почему олицетворяющую теплоту и свет невесту художника и куклу сделанного из морского песка монстра играет одна и та же актриса. Неясен точный смысл последней сцены бывшая невеста покойного, вышедшая замуж за его брата, танцует с куклой своего жениха: они целуются, и песочник накрывает их огромным красным плащом. Финальный образ можно истолковать и так, и сяк, но он точно вписывается в общую атмосферу спектакля. А значит, большой беды здесь нет ощущения в «Песочном человеке» куда важнее смысла. Пресса Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008 Не возвращайтесь к былым возлюбленным
, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007 Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007 Попали под трамвай, Елена Сизенко, Итоги, 20.11.2006 В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003 Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003 Аркадия, Афиша, 17.04.2003 Романтические тайны Сидли-парка, Алиса Никольская, Аргументы и факты, 9.04.2003 Игры разума, Александр Соколянский, Ведомости, 4.04.2003 Утраченный рай, Ирина Алпатова, Культура, 27.03.2003 Табаков тянется к знаниям, Мария Львова, Вечерний клуб, 25.03.2003 Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003 Мокрые формулы, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 17.03.2003 Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002 Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002 Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002 В отсутствие любви и смерти, Итоги, 14.05.2002 Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002 «Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002 Триллер эпохи Просвещения, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.12.2000 Люди и манекены, Елена Ямпольская, Новые Известия, 26.12.2000 Триллер имени Гофмана, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2000 Князь Мышкин и его женщины, Алексей Филиппов, Известия, 3.02.1999 Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, 19.06.1997 О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997 Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, 1997 |