Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Триллер эпохи ПросвещенияОльга Фукс, Вечерняя Москва, 27.12.2000 Потом он перерос (и в художественном, и в физическом смысле) ширму кукольного театра высотой в метр семьдесят в нем разглядели драматического артиста, и с карьерой кукольника он распрощался, кажется, навсегда. Но вот снова довелось поиграть в куклы и дать куклам поиграть с собой: Александр Марин поставил свою версию одного из лучших «ночных рассказов» Гофмана «Песочного человека» с Виталием Егоровым в главной роли студента Натана, чье болезненное сознание провоцирует злой рок и чья возлюбленная чудо абсолютной красоты оказывается автоматом. Жанр остроумно определен как «триллер эпохи Просвещения».Маринская инсценировка весьма оригинальна по сравнению с первоисточником: фабула переделана основательно. К тому же процесс перевода новеллы на язык драмтеатра вызвал у него массу ассоциаций-подпорок. Булгаковские телеграммы от покойника, приглашающего к себе на похороны. Музей восковых фигур. Этика клонирования (такое слово в спектакле не звучит, а проблема явно поставлена). Эстетические споры между реализмом, копирующим действительность до зеркального отражения, и авангардом, претендующим на то, чтобы выразить суть явлений с помощью геометрических фигур. И это все в добавление непосредственно к гофмановским властным кошмарам, изысканным и неотвратимым (что в советском литературоведении было принято называть острой сатирой на бюргерское общество). Любые эксперименты с текстом оправданны, если результат конгениален первоисточнику, чего в данном случае, увы, не наблюдается. Будто любопытный ребенок разломал старинную игрушку с заводом, чтобы посмотреть, что у нее внутри. Затем собрал ее снова по наитию, здесь подпилил, там повесил отсебятинки, крутанул завод до упора. В общем, «игрушка»-то, конечно, задвигалась, даже с бешеной скоростью. Но свою изысканную стройность, графическое изящество слога и гофмановское поступательное нагнетание томительного ужаса она утратила, превратившись в слегка суетливую страшилку. Однако слава актерского театра осталась непоколебимой. На Виталия Егорова Александр Марин ставит уже второй вслед за «Идиотом» спектакль и уж тут-то точно не проигрывает. Положенные по роли мотивы разрушающегося сознания и страстного любовника Виталий Егоров отыгрывает легко. Однако тема, к которой он совершенно мастерски возвращается от спектакля к спектаклю, будь то «Смертельный номер», «Идиот» или «Песочный человек», сложнее и тоньше общеактерского мейнстрима. Тема эта тоска по абсолютной красоте, не расчерченной (расчлененной) живописцами на квадраты, не объясненной философами, не принадлежащей никому. Его герой, зомбированный идеальной, искусственно выращенной красотой, гибнет сам. И, став механической куклой, затягивает в свой кукольный автоматический рай невесту, ставшую было женой другого. Хоть «букве» Гофмана такая развязка в корне противоречит, но «духу» наконец-то под занавес отвечает. Пресса Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008 Не возвращайтесь к былым возлюбленным
, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007 Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007 Попали под трамвай, Елена Сизенко, Итоги, 20.11.2006 В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003 Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003 Аркадия, Афиша, 17.04.2003 Романтические тайны Сидли-парка, Алиса Никольская, Аргументы и факты, 9.04.2003 Игры разума, Александр Соколянский, Ведомости, 4.04.2003 Утраченный рай, Ирина Алпатова, Культура, 27.03.2003 Табаков тянется к знаниям, Мария Львова, Вечерний клуб, 25.03.2003 Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003 Мокрые формулы, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 17.03.2003 Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002 Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002 Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002 В отсутствие любви и смерти, Итоги, 14.05.2002 Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002 «Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002 Триллер эпохи Просвещения, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.12.2000 Люди и манекены, Елена Ямпольская, Новые Известия, 26.12.2000 Триллер имени Гофмана, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2000 Князь Мышкин и его женщины, Алексей Филиппов, Известия, 3.02.1999 Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, 19.06.1997 О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997 Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, 1997 |