Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени ЧеховаОльга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить», — писал Антон Павлович Чехов. В новой «Чайке» А. П. Чехова, премьера которой состоится сегодня, 30 ноября, поставленной Константином Хабенским на сцене МХТ им. Чехова (это его режиссерский дебют) висящее на сцене ружье задействовано уже в первом акте. Маша (Полина Романова), безнадежно влюбленная в Константина Треплева (Илья Козырев) в отчаяния несколько раз стреляет в воздух.Шестая «Чайка» Нынешняя «Чайка» в МХТ — шестая по счету. С первой, поставленной К. С. Станиславским, начался творческий взлет этого театра, но перед премьерой 17 декабря 1898 года у А. П. Чехова обострился туберкулезный процесс, и его сестра, боясь, что писатель не переживет вторичного провала «Чайки» (первый случился в Александринском театре в 1896 году), просила отменить спектакль. На премьере был не полный зал. Когда после первого акта закрылся занавес, одна из актрис упала в обморок, Станиславский, игравший Тригорина, тоже едва стоял. Но после паузы вдруг начался шквал аплодисментов. Театральный критик Николай Эфрос аплодировал, забравшись на стул у рампы. Открылся занавес, актеры стояли, забыв, что им нужно кланяться. Когда он снова открылся и закрылся, они начали обнимать друг друга «как обнимаются в пасхальную ночь», — писал Станиславский. Спектакль закончился триумфом, о чем Чехову отправили подробную телеграмму. Треплева играл Всеволод Мейерхольд, Аркадину — Ольга Книппер, Нину Заречную — Мария Роксанова. Спектакль стал настоящим прорывом: зрители видели и слышали не только то, что делают и говорят герои, но и то, что «за словами» — их подлинные мысли и переживания, порой не соответствующие произнесенному тексту. Чайка стала талисманом Художественного театра: в 1902 году, когда появилось здание в Камергерском переулке, изображение парящей птицы украсило занавес театра. А Чехов подарил Немировичу-Данченко, настоявшему на постановке «Чайки», золотой медальон-книжечку, внутри которого была надпись: «Ты дал моей Чайке“ жизнь». Во второй версии «Чайки», поставленной в 1960 году Иосифом Раевским и Виктором Станицыным, играли Татьяна Лаврова (Нина) и Алла Тарасова (Аркадина), третью, поставленную артистом и режиссером МХАТ Борисом Ливановым (1968), критика назвала «романтической драмой». В ней играли Олег Стриженов (Треплев) и Ирина Мирошниченко (Маша) — это ее первая роль в «Чайке». В 1980 году Олег Ефремов, с 1970 года художественный руководитель МХАТ, поставил четвертую «Чайку», подводя итог десятилетию работы. Огромная беседка ездила взад и вперед по сцене, в мерцающем пространстве кружились ажурные занавеси (художник Валерий Левенталь). Здесь, как писал театральный критик Анатолий Смелянский, «звучала нота всеобщего примирения, понимания и прощения». В спектакле играли Анастасия Вертинская (Нина Заречная), Иннокентий Смоктуновский (Дорн), Андрей Мягков (Треплев), Евгения Добровольская (Нина). Эта «Чайка» оказалась долгожителем. Ее восстановили в 2001 году с новым актерским составом: Ирина Мирошниченко (Аркадина), Евгения Добровольская (Маша), Евгений Миронов (Треплев) — импульсивный, внутренне абсолютно незащищенный и доверчивый как ребенок (позже его сменил Юрий Чурсин). Пятую «Чайку» поставил в МХТ в 2020 году литовский режиссер Оскарас Коршуновас. Действие происходило в наши дни, спектакль начинался с пролога: артисты напрямую обращались к публике, представляли коллег, подкалывали друг друга и предлагали зрителям делать фото, размещая их в соцсетях с хештегом #чайка коршун. Треплев (Кузьма Котрелев) снимал действие на видеокамеру, зрители видели на экране, как Нина Заречная (Паулина Андреева) скачет на лошади по Проезду Художественного театра и бежит в зал через театральное фойе. Импозантный Тригорин (Игорь Верник) не расставался с записной книжкой, изящная, стильная и стервозная Аркадина (Дарья Мороз) блистала в модных туалетах. В этом жестком спектакле текст Чехова звучал так, словно написан недавно. Секрет чеховской пьесы Театральные критики не раз предлагали ввести мораторий на постановки «Чайки», дать ей немного «отлежаться», но режиссеры постоянно находят в ней новые смыслы. Наверное, оттого, что «Чайка» — единственная русская пьеса о людях театра и их ближнем круге. Обращаясь к ней, режиссеры-экспериментаторы порой не щадят ни актеров, ни зрителей. В спектакле «Опыт освоения пьесы Чайка“ системой Станиславского» в Театре Наций (2000) у Треплева (Александр Усов) за спиной крутился пропеллер, остальные актеры ездили на скейтбордах, ложась на них животом, садились на шпагаты, в финале выбрасывали на стол огромные каменные яйца «Чайка» театра «Сатирикон» (2011), идущая почти четыре часа, начинается с монолога Треплева о новых формах, действие происходит в театре, у актеров и актрис есть возможность сыграть всех чеховских персонажей — сцена последней встречи Треплева и Нины повторяется трижды в разных вариантах до тех пор, пока Нина наконец не застрелит Константина Гавриловича. Случалось, что режиссеры обращались к «Чайке» дважды: мэтр российской сцены Лев Додин ставил ее в МДТ в 2001 и в 2022 годах. Во второй раз репетирует «Чайку» в Театре Моссовета Андрей Кончаловский. Его супруга Юлия Высоцкая, в первой версии спектакля в 2004 году сыгравшая Нину Заречную, теперь будет Аркадиной. Алексей Гришин, запомнившийся зрителям эпизодом бортпроводника в «Брате-2» («Мальчик, водочки нам принеси»), играл Треплева в первом варианте «Чайки». В новой версии «Чайки» Гришин снова в паре с Высоцкой: он репетирует возлюбленного Аркадиной, Тригорина. Премьеру несколько раз откладывали, но есть надежда, что она состоится. Константин Богомолов, поставивший «Чайку» в «Табакерке» (2011), выпускает в Театре на Малой Бронной спектакль «Чайка с продолжением». Премьера назначена на 7 декабря. Воспоминания о детстве Не удивительно, что «Чайка» заинтересовала Константина Хабенского. Худрук Художественного театра, по его словам, «не нашел режиссера, который согласился бы поставить Чайку“. Какие-то другие идеи витают в головах режиссеров, к которым я обращался, а объяснять, как я хотел бы это сделать, было бы немного глупо. Поэтому я набрался наглости и начал работу». Константин Юрьевич не новичок в режиссерской профессии: он режиссер фильма «Собибор» и спектакля «Поколение Маугли», идущего сейчас на сцене МХТ. В новой «Чайке» художник Николай Симонов выстроил на сцене двухэтажную дощатую веранду: две лестницы справа и слева ведут на второй этаж. Справа верхняя пристройка-площадка, куда забирается и рассказывает о всеми позабытых артистах карлик-управляющий Шамраев (Вано Миранян). Хабенский рассказал журналистам, что нашел такой ход, пытаясь понять, почему этого человека не терпят. Внизу справа большой деревянный ящик. На нем, как на сцене сыграют спектакль Треплева, в ящике будет переодеваться Нина Заречная, а в последнем действии там обитает вконец одичавший Треплев. Слева книжный шкаф. Когда Тригорин (Андрей Максимов) спросит: «Где в этом доме мои книги?», окажется, что они под шкафом вместо ножек. За верандой колдовское озеро с настоящей водой и лодкой. Пытаясь догнать Нину, Треплев прыгает в нее, и ожесточенно машет веслами, не понимая, что лодку не отвязал. В спектакле задействовано пространство зрительно зала, герои выходят на сцену, то и дело проходя через него. Хабенский подчеркивает, что дело происходит в театре: перед началом и в промежутках между эпизодами работают монтировщики, герои сами включают прожектор, создавая подходящее освещение. Практически одновременно с монтировщиками на сцену выбегают четверо малышей — два мальчика и две девочки (ученики Студии творческого развития «Поколение Оперение»). Они периодически будут бегать по лестницам, играть и пускать самолетики. Ведь одна из важных тем спектакля, по словам Константина Юрьевича, детские воспоминания. «Четыре этих молодых человека — Нина, Костя, Маша и Семен (Медведенко) в детстве проводили время около озера, во что-то играли, потом (…) начали чувствовать что-то похожее на любовь», — говорит Хабенский. В результате, Медведенко влюбился в Машу, Маша — в Костю, Костя — в Нину, а Нина вообще в Тригорина. Она у Софьи Шидловской красива, талантлива, но по уши влюблена в воображаемого героя-писателя. Увидев реального Тригорина среди зрителей своего спектакля, Нина, как говорят в театре, «раскалывается» — смеется, несколько раз пытается продолжать, но ничего не выходит. Позже она ластится к Тригорину, ложится у его ног свернувшись клубком как котенок, тянется к его лицу для поцелуя. Писатель не выдерживает ее напора, и дело заканчивается страстной сценой за шкафом. Чеховский текст в спектакле частично сокращен. Треплева в спектакле ни разу не назовут «киевским мещанином», как в пьесе. А его авангардный спектакль закончится после первого же замечания Аркадиной (Кристина Бабушкина): «Это что-то декадентское». Еще один интересный режиссерский ход — обращение к зрительному залу напрямую. К нему обращена часть монологов. Это выглядит оправданно: зачем, например, Треплеву рассказывать Сорину (Анатолий Кот), что мать его не любит. Сорин это и сам видит, а зрители могут и не знать. Время действия не обозначено и условно, но переклички с современностью то и дело возникают, особенно, когда звучат песни Леонида Федорова. Хабенский подарил каждому из героев спектакля яркие краски и запоминающиеся моменты. Нервный Треплев Ильи Козырева здесь, как настоящий сын актрисы, склонен к театральным эффектам в жизни. Он бьется головой до крови то о стены, то о дверь своей каморки под сценой. Ревнуя Тригорина, гоняется за ним с ружьем, как герой чеховской пьесы «Дядя Ваня». Снова увидев писателя, хватает бутылку со стола и замахивается: драки не будет только из-за присутствия Аркадиной. В последнем действии Костя, уже известный писатель, не только живет в ящике. Он не стрижет волосы, отрастил бороду, подстреливает чаек и на глазах у зрителей поедает их сырые внутренности. Но известность все оправдывает, и Ирина Николаевна Аркадина (Кристина Бабушкина) эффектно исполняет монолог из его пьесы, не сыгранный Ниной. Аркадина здесь известная актриса, знающая себе цену. Она талантлива, наделена сильным характером и стервозностью. Заставляя Тригорина уехать с ней, Аркадина то в истерике бросается на пол и плачет, то в ярости бьет своего возлюбленного. Мастерски отыграв «сцену» и увидев произведенный эффект, она абсолютно спокойно разрешает Тригорину остаться, заранее зная его ответ. Он в спектакле – ровесник Треплева, Аркадина любит писателя одновременно и как женщина, и как мать, еще больше раздражая родного сына. Андрей Максимов играет Тригорина человеком, который в то время, когда другие ухаживают за девушками, строил карьеру, бегая по редакциям и смирился, что его любит зрелая женщина. Чувство Нины вызывает в писателе эмоции, но не настолько сильные, чтобы полностью поменять жизнь. Игорь Верник неожиданно сыграл доктора Дорна заядлым игроком. Сказав «в доме, кажется, играют», — он отыскивает в кармане какую-то заветную фишку и стремится засесть за игру. В конце первого акта (где соединили три чеховских действия) он проигрался в пух и прах, одежда порвана и лицо разбито в кровь. Интересна возникающая в спектакле перекличка тем: Маша и ее мать Полина Андреевна (Алена Хованская) в первом акте носят одинаковые черные плащи с капюшонами. И дочь повторяет материнскую судьбу: жизнь с опостылевшим мужем и безнадежную любовь. Нина, ближе к финалу, переодевается в черное пальто и длинный белый шарф, почти как у Аркадиной в начале. Но шарф опасно волочится за ней напоминая о судьбе Айседоры Дункан. Посмотрев спектакль, не задашь вопрос «отчего застрелился Константин?» Зато скучать не придется. В финале Дорн завалит обиталище Треплева сухими ветками и порванной бумагой. Занавес закроется в тот момент, когда он зажжет спичку. У новой «Чайки» есть еще один финал, но описывать его так же бессмысленно и бесполезно, как пересказать какой-нибудь детектив. Оригинал статьи Пресса Сюда идут
Кушать подано
, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024 Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 |