Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Цивилизованные людиНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Когда современный Арбенин (а в спектакле МХТ он сегодняшний) обнаруживает у вернувшейся с вечеринки супруги Нины отсутствие браслета, он переживает так сильно, что уходит в город, садится на ступеньки набережной и опускает бледные городские ноги в ледяную воду. Он напивается в хлам, к нему присоединяется дружище Казарин, они еще добавляют и расходятся до такой степени, что привлекают внимание полицейского. Вся эта сцена, хоть и сыгранная блестяще, и придуманная очень точно, кажется чрезмерно затянутой, как, впрочем, и многие другие сцены спектакля. Драматург Семен Саксеев (псевдоним, за которым в своих литературных опытах скрывается режиссер Петр Шерешевский), сочиняя пьесу, явно не на шутку расписался, из-за чего действие периодически буксует. А жаль! Спектакль стал весьма увлекательным опытом даже не актуализации классики, а скорее адаптации ее основных событий и смыслов к жизни современного человека, к его сознанию. Но вернемся к сцене пьяного арбенинского разгула. В пьесе Лермонтова «Маскарад» герой говорит Нине: «Я ж плакал! Я, мужчина! От злобы, ревности, мученья и стыда я плакал — да!» Но это он только говорит, на деле же вместо искренних страданий от обманутой любви мы видим чудовищную, злодейскую гордыню. А вот Арбенин, которого играет в спектакле Шерешевского Игорь Верник, ну просто идет вразнос, совершенно раздерган, потерян, сокрушен! И откуда такие страсти у сегодняшнего зрелого интеллигента, лермонтоведа Евгения Александровича Арбенина, ведущего вполне респектабельную жизнь между роскошными апартаментами, где он делит ложе с молодой прекрасной женой, и университетскими аудиториями, куда ходит читать лекции да вести семинары? Но они есть, и в них веришь абсолютно! Впрочем, разве не так же было в свое время с «Медеей» Саймона Стоуна (спектакль Internationaal Theater Amsterdam был в лучшие времена показан на фестивале «Теrritoriя» в Москве), которую режиссер поставил под влиянием реальной истории, произошедшей с современной американкой. Женщина, врач по профессии, заживо сожгла себя и детей в собственном доме из-за измены мужа. Стоун перенес действие в наши дни, изменил имена, но сохранил сюжетную канву, сказав тем самым миру, что отсутствие подлинных и часто темных страстей у нынешнего внешне благополучного человека — это всего лишь очередной миф. В свою очередь, Петр Шерешевский соединяет в спектакле собственно лермонтовский «Маскарад» с «Новеллой о снах» Артура Шницлера. Вся эта история (и здесь как раз отсылка к Шницлеру) с потерей браслета на балу, с подозрениями Арбенина в адрес Нины, с виноватой, но боящейся признаться Штраль, с молодым Звездичем, которого наш герой унизил и морально уничтожил, происходит в спектакле как бы во сне или в воображении человека, который погружен в творчество Лермонтова. Впрочем, может, и не в воображении, но до отравленного мороженого все же не доходит. Шерешевскому в юморе не откажешь, в его спектаклях он всегда присутствует. Супруг приносит домой два стаканчика пломбира в бумажных обертках: «Не бойся, не отравлю, мы же цивилизованные люди». Собственно, все его уже хорошо известные приемы вновь на месте: временной перенос и переписка текста; крупные актерские планы на экране; разного рода культурологические рефлексии и т. п. На месте и сопровождающее действие подспудное чувство ужаса, постоянное дурное предчувствие, чуть приоткрытая завеса, за которой угадывается мрачная бездна. Цивилизованный лермонтовед Евгений Александрович нагоняет-таки на нас страху, а режиссер Шерешевский умеет нагнетать архаический ужас в самых прозаических сегодняшних обстоятельствах. При этом он часто сопрягает на сцене разные миры и культурные пласты, создает широкий театральный контекст, помещая в его центр исследование человеческой природы, делая таким образом это исследование своего рода историческим. Так, в свое время в отличном его спектакле Серовского театра «Сучилища» по пьесе Александра Иванова отношения между юной хабалкой и хлипким интеллигентом последовательно опрокидывались в классические сюжеты об обреченности любви между представителями разных сословий. То возникала на сцене жгучая Испания, то наш Карамзин с его бедной Лизой угадывался, то античные морские берега. В «Маскараде» же режиссер предпринимает как бы обратный ход — помещает классическую пьесу в сегодняшнюю реальность. Но суть приема от этого, в общем, не меняется, и так же, только обратным ходом, возникают смысловые тождества. Вернулся Арбенин к другу Казарину за карточный стол? Ну так наш Казарин (его отлично играет Артем Волобуев) нынче стал ведущим крупной телеигры. В ней помимо неудачника Звездича участвуют еще и братья Грушницкие (их играют братья Артем и Владимир Панчики), мелькает даже фамилия «Мартынов», и это весело апеллирует к лермонтовскому миру, а также к нашим о нем, надеюсь, сохранившимся знаниям. Баронесса Штраль (Юлия Витрук) здесь становится женой преуспевающего функционера Адама Петровича Звездича (Евгений Перевалов), у которого есть сын от первого брака, Илья. Парень закрыт, даже несколько заторможен, кажется либо циничным, либо очень несчастливым (в этой роли очень хорош молодой Илья Козырев). В него-то и влюблена мачеха (ау, пьеса «Федра»!) — а дальше все то же самое: отдала пасынку на маскараде чужой браслет и потом побоялась признаться. В хайтековских интерьерах арбенинской ли квартиры, дома ли Звездича-старшего течет вполне узнаваемая жизнь современного, скажем так, истеблишмента, у каждого из представителей которого есть немало скелетов в шкафах, но внешне все комильфо: ужинают, пьют хорошее вино, возлежат на дорогих простынях. Длинноногая красавица Нина (Мария Фомина) вполне себе встроена в компанию, знает, как себя вести, явно не овечка. Однако, так же, как и в оригинале, она невиновна. И так же страдает она от неуправляемой ревности мужа, в которого не могла в свое время не влюбиться. Впрочем, в Арбенина-Верника влюблены все его студентки. Он не молод, но в отличной физической форме, он нервный, ироничный с оттенком желчности, он умен, он элегантен… Верник играет, не побоюсь этого слова, блестяще. Вот думаю, смог бы он столь же убедительно сыграть классического Арбенина? Безусловно! Ведь он играет и его тоже, несмотря на свой суперсовременный облик. И не только потому, что в спектакле сохранены большие массивы текста пьесы «Маскарад». А еще и потому, что есть в нем, как и в герое из оригинала, этот усталый, нервный напряг умного человека, с горечью наблюдающего действительность. «И этот гордый ум сегодня изнемог»… Экранные крупные планы увеличивают изображение, на котором артист Верник ничего не изображает, а именно что проживает состояние своего героя с невероятной степенью органики. Работает все: отрицательное обаяние, упругая пластика, голос с чуть слышным, но отчетливым обертоном ножа, скребущего по металлу. А главное все же — лицо крупным планом. То, как вдруг кривятся губы, обещая в следующую минуту звериный оскал, которого он все же не допустит. Или то, как умный, грустный взгляд внезапно становится пустым, черным и страшным. Вообще, превращение Игоря Верника за последние годы в по-настоящему крупного, уникального артиста потребует, вероятно, отдельного любопытного исследования. Про то, как перестал «играть», и отпали одна за другой грубые поверхностные краски; про то, как этот процесс высвободил в нем способность внутренне преображаться; про то, как затем он вновь смог и «играть», то есть добавлять чистой театральности, но при этом продолжать абсолютно, до кончиков волос органично превращаться в другого человека… В снах ли привиделась Арбенину история с Нининой «изменой», или все это произошло на самом деле, в спектакле Шерешевского, по большом счету, не столь уж важно. Вот злополучный маскарад, на котором завязывается трагическая интрига, вообще сделан в духе то ли китчевых увеселений нашей «элиты», то ли современного хоррора. Декорации Надежды Лопардиной, где предметы квартирного интерьера обрамлены очертаниями старинных городских мостов и лестниц, в этой сцене меняют серый цвет на алчный, красный. И диковинные фигуры с большими, словно снятыми с древнеегипетских изображений, птичьими головами спускаются по лестнице. Все происходит, действительно, как в макабрическом сне. Финал же этого «Маскарада с закрытыми глазами» мог бы в другом театре стать отдельным спектаклем. Вынашивающий свою любимую мучительную мысль, Арбенин устраивает студентам читку пьесы, дабы узнать, что они думают: сохранилось ли понятие чести в ХХI веке? Среди студентов — и Звездич-младший, который заявляет, что такого понятия больше нет. Однако, учитывая все события, предшествующие этой сцене, мы так до конца и не уясним, глумится ли он над старшим товарищем, или всерьез уверен в сказанном. А вот Арбенин явно старомоден, он возбужден, он нервничает, ему этот вопрос очень важен, и с ответом студента он смириться не в силах. Тут стоит повториться, что эта сцена, как и многие другие в спектакле, слишком длинна и многословна. Хотя любопытна чрезвычайно! Здесь вообще все очень интересно, все оставляет множество поводов для размышлений. Хотя и избыточно. Но думаю, это обстоятельство все же легче простить, нежели скромный набор средств, иллюстрирующих одну единственную мысль. Ученый-лермонтовед Арбенин, как уже было сказано, не стал лить яд в мороженое для Нины. Он просто купил в киоске два стаканчика пломбира, и они с супругой их мирно съели. Однако, судя по спектаклю, душевные бездны людей ХХI века оказались такими же темными и хтоническими, какими были что в годы шекспировского Отелло, что во времена лермонтовского Арбенина. Вот на этой оптимистической ноте, которую сегодня вовсе не нужно комментировать, вероятно, и стоит закончить рецензию. Оригинал рецензии Пресса Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021 Петушки над гнездом кукушки, Вадим Рутковский, CoolConnections, 9.12.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 «Конёк-Горбунок» МХТ на фестивале «Путешествие в Рождество». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.01.2018 Пресс-показ нового музыкального спектакля «Гордость и предубеждение». Фоторепортаж Михаила Ветлова, Geometria.ru, 24.09.2016 «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 24.09.2016 В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013 В МХТ имени Чехова начались предпремьерные показы спектакля «Идеальный муж», видеосюжет телеканала «Звезда», 11.02.2013 В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013 Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013 «Белоснежка и семь гномов». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 8.12.2011 МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011 В МХТ поставили сказку для всей семьи «Белоснежка и семь гномов», РИА-Новости, 4.11.2011 |