Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Маска ложь, да в ней намёк

Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
К юбилею Игоря Верника на основной сцене МХТ вышел спектакль “Маскарад с закрытыми глазами” – постановка Петра Шерешевского по мотивам лермонтовского “Маскарада” и “Новеллы снов” Артура Шницлера, известной нашему зрителю по знаменитому фильму Стенли Кубрика “С широко закрытыми глазами” – собственно, к фильму и отсылает заглавие спектакля скорее, чем к новелле.

О чем можно поставить “Маскарад” сегодня? Шерешевский размышляет о природе маски и обществе, которое заставляет ее надеть, о возрасте и опыте, которые бессильны перед непосредственностью ранящей жизни, о чести, которую заменила самоирония. Режиссёр берет общество столичное, в соответствии с источником. Звездич у него – высокопоставленный воротила, женатый на модной галеристке-феминистке Инессе Штраль. У него сын Илья от первого брака – погруженный в себя мрачный юноша, и старший друг – Евгений Александрович Арбенин, лермонтовед, женатый на бывшей студентке. Действие разыгрывается в интерьере работы Надежды Лопардиной, годящемся на глянцевые развороты об успешной жизни: роскошь тёмных тонов серого и зелёного, лаконизм и тяжесть мебели. Это и жилье любого из героев, и аудитория университета, и набережная Москва-реки: сверху над сценой парапет с чугунной решеткой и серой лестницей. С краю на галерее – музыкальный бэнд, что усугубляет театральность и остраненность в подаче сценической истории. Пространство вверху задника – огромный экран, на который с нескольких камер проецируются крупные планы героев – привычная деталь для постановок Шерешевского.

“Мы – пыль! Мы серость”, – с этого патетического восклицания Арбенина начинается спектакль и вечеринка у Звездича, которую режиссёр по-лермонтовски обливает «горечью и злостью»: какое гнездо порока свили эти лощеные нувориши. Хозяин дома виснет на жене друга, грубо её обольщая, хозяйка томится по пасынку, а этот белокурый “прекрасный Иосиф”, как и положено, её надменно игнорирует; Арбенин закрывает глаза на то, как друг ведет себя с его женой, и позволяет увлечь себя куда-то “где кончается радуга” двум гостьям-статисткам – вправду ли он готов на случайную измену или это игра? В спектакле не уточняется, но, судя по дальнейшему исчезновению этой темы, это не громокипящий разврат, а намек на него, хождения вокруг да около, орнаментированные пустопорожними разговорами. По возвращении со скучной и пошлой вечеринки супруги раздеваются не только в прямом смысле: Нина провоцирует ревность мужа, рассказывая ему о своем бесплодном влечении к некоему датчанину на курорте (датчанин подъехал прямиком из Шницлера).

В “Маскараде” режиссёра интересует не ошибка Арбенина, которая стоила жизни Нине (здесь она не умирает), а общая загадка жизни. Таинственность перевоплощения: скрывает ли или проявляет маска своего носителя? А шницлеровский текст, переписанный на современный лад, усиливает эту будоражащую стихию ревности, догадок, воображения. Тут нельзя быть уверенным, что слышишь – исповедь или провокацию. Правду ли говорит Нина Арбенину или лишь дразнит его, обиженная, что он не сомневается в её верности? И сам Арбенин – уверен ли он, что его страсти истинны, а не плод его же воображения, подстегнутого многолетним изучением самого демонического из поэтов. Он соотносит себя с Лермонтовым в зачине спектакля и спорит с ним – что мог знать юнец о драме взрослого сердца! Все дальнейшее – не попытка ли доказать себе внутреннюю состоятельность, собственный масштаб через призму классической драмы. Он натягивает маску лермонтовского героя, чтобы понять себя. Это маска метафизическая, бутафорскую же Арбенин не надевает ни в одном эпизоде, он, в отличие от остальных, к реальности – лицом. Маски же на прочих – способ лишить их лица и личности, взамен предъявив тело, в полном соответствии с бахтинской теорией карнавала. Режиссёр и художница обнажают участниц маскарада, надев им на плечи огромные птичьи головы – цитируя при этом не только Кубрика, но и Яна Фабра с его бельгийскими голубями в инквизиторских рясах.

Спектакль перенасыщен цитированием и автокомментированием: здесь во вставных номерах разглагольствуют о Фабре, Курбе и Кусаме, одни герои пересказывают другим сюжеты Одиссея, Федры и Отелло, не довольствуясь тем, что разыгрывают их в своих жизнях; в текст вплетены и отсылки к недавней повестке – упомянуты и оскандалившийся кинокритик-абьюзер, и питерский историк-убийца, в спектакле ставший московским астрофизиком. Поп-культура вобрала в себя все уровни культуры: от высокой до бытовой. Тут не без изящества комментируют друг друга – просто самим соседством –диснеевский мультфильм о Белоснежке, которую не решается убить слуга, и ревущий раненым быком от ревности Арбенин, птичьи маски на оргии-маскараде и целующиеся голубки на экране; фамилия братьев Грушницких – бездарных копирайтеров, не подозревающих, что цитируют Аверченко (вставной необязательный эпизод), лермонтовские стихи о парусе или Мцыри, положенные на бодрые поп-мотивчики, рассуждения о психоанализе и шампанское, которое героям заменяет психотерапевта.

Слова, слова слова. Бесконечное проговаривание не может не тормозить действие, в пьесе Лермонтова закрученное пружиной. Но современный человек не таков. Потоки слов заменяют ему конфликт и необходимость действовать, прячут его от самого себя. В речи героев соединены почти бесшовно стихи и проза. В моменты высшего напряжения душевных сил звучит лермонтовская поэзия, в прочих ситуациях – бытовая речь. В обыденном словаре современного человека нет инструментов для рефлексии душевной жизни, оборачиваясь на нее, он неизбежно переключается в высокий регистр, заданный классической культурой.

Нельзя сказать, что соединение текстов трёх эпох – романтической, модернистской и нынешней – совсем не слоится в образах героев. Те, что проще и типажней, вышли более цельными. Веселый пошляк Казарин у Артема Волобуева, ловкий и гладкий, как шар – не за что зацепиться. Старший Звездич у Евгения Перевалова – выбившийся из низов нувориш, зарабатывающий очки в обществе спонсированием университета, где служит друг, и галереи своей жены; он старательно выучил модные имена и темы разговоров, но чужой и жене, и сыну. Штраль Юлии Витрук – рыжая бестия, снаружи – разговоры о феминизме, внутри – тайная страсть и готовность получить свое во что бы то ни стало. Она вьется вокруг пасынка, и глаза огнем загораются, когда он в отчаянии после встречи в маскараде откровенничает с ней: “У меня в жизни такого секса не было!”, – не зная, что это её он встретил под маской; она по-кошачьи жадно трется лицом о подушку, на которой остался его запах. Так же решительно, как пустилась на любовную авантюру, она собирает чемодан и уходит из дома, когда понимает, что это приключение разрушило её жизнь.

Нина в исполнении Марии Фоминой – льдистая надменная красавица с бесконечно длинными ногами, досадливо терпит чужие приставания и злится на мужа, что он слишком зачарован своим чувством к ней, не видит её саму, не ревнует, словно не боится потерять. Эта Нина – не просто трофейная жена, она своенравна, ревнива, провокативна. Скандалит с мужем, сбегает из дома после ссоры, напивается с подругой – это девчонка из сегодняшней жизни, которой тесно в образе жены-ангелочка, заданном мужем.

Илью – юного сына Звездича – Илья Козырев рисует как бы в глухой оппозиции ко всему вокруг. Хмурый белокурый юноша если открывает рот, то чтобы отбрить или смутить окружающих. Он бесстрастен внешне, трудно сказать, что он чувствует в любой момент жизни – зачем ему азарт карт и маскарада. Возможно, обесценивая свою внезапную любовь, он карикатурно – на два мультяшных голоса – описывает крышесносную близость с неизвестной на маскараде. Не очень ясно, почему он дружит с Арбениным – его профессором в университете, с которым так откровенен. Не родительскую ли фигуру в нем видит Илья, предпочтительную относительно грубого простака – своего отца, с которым и тени близости нет и которого, кажется, он слегка презирает. Сцена, когда Илья с отцом остаются вдвоем после бегства Штраль и садятся пить пиво перед телевизором с футболом, внешне намеренно бездейственна. Они не движутся, почти не говорят, смотрят на экран. Что за этим – предстоит догадываться зрителю: потрясение хозяина, которого жена обманула ради его же сына; потерянность сына, который остается рядом с отцом из немого сочувствия и собственной вины. Действительно ли влюблен он в Нину, рефлексирует ли, что это жена его старшего друга и спасителя, и почему никак не реагирует на признание мачехи – отчетливо не выстроено, внутренняя логика его не очевидна.

И встык с предыдущей неподвижной сценой – сцена отравления Нины, слишком фантасмагорическая, громкая, яркая. Из того, как здесь путаются строфы из Мцыри, исполненные как кабаретные куплеты, яростная перестрелка лермонтовских реплик и отчаянная пляска Нины, танец смерти, в котором так много жизни, – ясно, что все это происходит в воспаленном воображении Арбенина, который постепенно теряет грань между литературным персонажем и собой. Создание поэта, как инкуб, входит в героя и подменяет его личность. Эта синусоида режиссерских средств – то выразительных наотмашь, кричащих, то предельно лаконичных, придает неровность, прерывистость действию. 

Арбенин – ядро спектакля. В этой роли Игорь Верник работает поначалу достаточно скупыми, дозированными средствами. Мягко-светский, уверенный, улыбчивый, состоявшийся – такая маска у него перед знакомыми. Он чуть вальяжно и победительно-спокойно ведет себя на покер-стриме, где выручает из проигрыша Илью Звездича – немного рисуясь опытом и мастерством, дает тому советы и чувствует себя спасителем. С Ниной он живой, чувственный, счастливый – между ними есть огонь, но нет истинной близости. Он не знает по-настоящему женщину, с которой живет, но также он не знает и себя. Сначала он каменеет, услышав о датчанине – но это говорит еще не сердце, а самолюбие, он оскорблен самой мыслью о возможности предпочесть ему кого-то. А вот сопоставив историю, услышанную от Ильи, и пропажу браслета, мгновенно приходит в неистовство. Куда делась его расслабленная повадка, когда он расшвыривает подушки и лезет под кровать, кричит на Нину, лихорадочно ища её браслет? Что остается ему, когда она сбежала из дома – напиться вдрызг, как в юности, с другом-Казариным, полоща босые ноги в водах канала, в отчаянии разбить в кровь кулаки о парапет, явиться, едва не падая, в дом Звездичей в поисках выхода мести и ярости. Никакой маски нет уже на трясущемся измученном человеке, который плачет, корчась на полу, и понимает, что не может никого убить. Не сверхчеловек, не списанный с литературного безжалостного прототипа, а обычный человек в горе. Сил в нем достает лишь на то, чтобы, качаясь, встать при виде обидчика и уйти.

Истинная дуэль разворачивается на следующий день в аудитории, где Арбенин читает лекцию о “Маскараде” и предлагает исполнить по ролям эпизод с пощечиной. Что есть “честь” сегодня и почему её утрата была катастрофой двести лет назад, почему перед Звездичем, которому отказано в удовлетворении, закрылись все двери и что может быть аналогом бесчестья сегодня – предложив аудитории этот вопрос, лектор слышит в ответ рассуждения о культуре отмены и предсказуемо злится. Но дальше происходит нечто плохо укладывающееся в логику характеров персонажей. Евгений Александрович подходит к вставшему Илье и несколько раз легонько шлепает его по щеке. Профессор от ревности настолько не владеет собой, что готов прилюдно позориться. Поскольку Илья не может и не хочет ударить в ответ, он оказывается морально выше, и «сверху» спрашивает профессора, что тот чувствует, избивая человека. Выходит, этим действием Арбенин бесчестит себя, а не его – теряет достоинство. Но и Илья не сохраняет моральное превосходство, убегая с обещаниями нажаловаться отцу и лишить Арбенина работы. В опустевшей аудитории одна из студенток остается, чтобы сначала будто бы из поддержки обнять учителя, а потом начинает его целовать вопреки только что случившемуся падению его авторитета – еще один эпизод, ставящий в тупик. Неотразим ли стареющий Арбенин настолько, что юные девы готовы бросаться на него, остается решить зрителям.

В финале Арбенин снова становится собой, о чем свидетельствует изящный жест самоиронии: он предлагает Нине стаканчик пломбира со словами “Не бойся, не отравлю”. Пока примирившиеся супруги молча едят мороженное, над ними бурей разражается хачатуряновский вальс. Искусство и обыденность остаются двумя несмешивающимися слоями бытия, как ни старайся человек духовно совершенствоваться, посвятив жизнь изучению прекрасного, темные инстинкты, страхи и страсти то и дело швыряют его оземь, открывая его звериную, одинокую и несчастную природу.

Оригинал статьи
Пресса
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Коллективные иллюзии, Елена Алдашева, Театральная афиша столицы, 22.11.2020
Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020
Евгений Перевалов: «Я люблю гротеск и черный юмор», Наталья Васильева, Известия, 9.10.2020
«Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019
Посторонний, Ольга Егошина, Театрал, 24.09.2019
Шум и ярость несбывшегося, Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2019
«Белые ночи». Премьера в МХТ, видеосюжет Ticketlend.ru, 4.09.2019
Йобсен, бабабаба и жизнь в подтексте, Лина Гончарская, Culbyt.com, 13.06.2019
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018
«Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
«Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017
Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015