Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Цивилизованные людиНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Когда современный Арбенин (а в спектакле МХТ он сегодняшний) обнаруживает у вернувшейся с вечеринки супруги Нины отсутствие браслета, он переживает так сильно, что уходит в город, садится на ступеньки набережной и опускает бледные городские ноги в ледяную воду. Он напивается в хлам, к нему присоединяется дружище Казарин, они еще добавляют и расходятся до такой степени, что привлекают внимание полицейского. Вся эта сцена, хоть и сыгранная блестяще, и придуманная очень точно, кажется чрезмерно затянутой, как, впрочем, и многие другие сцены спектакля. Драматург Семен Саксеев (псевдоним, за которым в своих литературных опытах скрывается режиссер Петр Шерешевский), сочиняя пьесу, явно не на шутку расписался, из-за чего действие периодически буксует. А жаль! Спектакль стал весьма увлекательным опытом даже не актуализации классики, а скорее адаптации ее основных событий и смыслов к жизни современного человека, к его сознанию. Но вернемся к сцене пьяного арбенинского разгула. В пьесе Лермонтова «Маскарад» герой говорит Нине: «Я ж плакал! Я, мужчина! От злобы, ревности, мученья и стыда я плакал — да!» Но это он только говорит, на деле же вместо искренних страданий от обманутой любви мы видим чудовищную, злодейскую гордыню. А вот Арбенин, которого играет в спектакле Шерешевского Игорь Верник, ну просто идет вразнос, совершенно раздерган, потерян, сокрушен! И откуда такие страсти у сегодняшнего зрелого интеллигента, лермонтоведа Евгения Александровича Арбенина, ведущего вполне респектабельную жизнь между роскошными апартаментами, где он делит ложе с молодой прекрасной женой, и университетскими аудиториями, куда ходит читать лекции да вести семинары? Но они есть, и в них веришь абсолютно! Впрочем, разве не так же было в свое время с «Медеей» Саймона Стоуна (спектакль Internationaal Theater Amsterdam был в лучшие времена показан на фестивале «Теrritoriя» в Москве), которую режиссер поставил под влиянием реальной истории, произошедшей с современной американкой. Женщина, врач по профессии, заживо сожгла себя и детей в собственном доме из-за измены мужа. Стоун перенес действие в наши дни, изменил имена, но сохранил сюжетную канву, сказав тем самым миру, что отсутствие подлинных и часто темных страстей у нынешнего внешне благополучного человека — это всего лишь очередной миф. В свою очередь, Петр Шерешевский соединяет в спектакле собственно лермонтовский «Маскарад» с «Новеллой о снах» Артура Шницлера. Вся эта история (и здесь как раз отсылка к Шницлеру) с потерей браслета на балу, с подозрениями Арбенина в адрес Нины, с виноватой, но боящейся признаться Штраль, с молодым Звездичем, которого наш герой унизил и морально уничтожил, происходит в спектакле как бы во сне или в воображении человека, который погружен в творчество Лермонтова. Впрочем, может, и не в воображении, но до отравленного мороженого все же не доходит. Шерешевскому в юморе не откажешь, в его спектаклях он всегда присутствует. Супруг приносит домой два стаканчика пломбира в бумажных обертках: «Не бойся, не отравлю, мы же цивилизованные люди». Собственно, все его уже хорошо известные приемы вновь на месте: временной перенос и переписка текста; крупные актерские планы на экране; разного рода культурологические рефлексии и т. п. На месте и сопровождающее действие подспудное чувство ужаса, постоянное дурное предчувствие, чуть приоткрытая завеса, за которой угадывается мрачная бездна. Цивилизованный лермонтовед Евгений Александрович нагоняет-таки на нас страху, а режиссер Шерешевский умеет нагнетать архаический ужас в самых прозаических сегодняшних обстоятельствах. При этом он часто сопрягает на сцене разные миры и культурные пласты, создает широкий театральный контекст, помещая в его центр исследование человеческой природы, делая таким образом это исследование своего рода историческим. Так, в свое время в отличном его спектакле Серовского театра «Сучилища» по пьесе Александра Иванова отношения между юной хабалкой и хлипким интеллигентом последовательно опрокидывались в классические сюжеты об обреченности любви между представителями разных сословий. То возникала на сцене жгучая Испания, то наш Карамзин с его бедной Лизой угадывался, то античные морские берега. В «Маскараде» же режиссер предпринимает как бы обратный ход — помещает классическую пьесу в сегодняшнюю реальность. Но суть приема от этого, в общем, не меняется, и так же, только обратным ходом, возникают смысловые тождества. Вернулся Арбенин к другу Казарину за карточный стол? Ну так наш Казарин (его отлично играет Артем Волобуев) нынче стал ведущим крупной телеигры. В ней помимо неудачника Звездича участвуют еще и братья Грушницкие (их играют братья Артем и Владимир Панчики), мелькает даже фамилия «Мартынов», и это весело апеллирует к лермонтовскому миру, а также к нашим о нем, надеюсь, сохранившимся знаниям. Баронесса Штраль (Юлия Витрук) здесь становится женой преуспевающего функционера Адама Петровича Звездича (Евгений Перевалов), у которого есть сын от первого брака, Илья. Парень закрыт, даже несколько заторможен, кажется либо циничным, либо очень несчастливым (в этой роли очень хорош молодой Илья Козырев). В него-то и влюблена мачеха (ау, пьеса «Федра»!) — а дальше все то же самое: отдала пасынку на маскараде чужой браслет и потом побоялась признаться. В хайтековских интерьерах арбенинской ли квартиры, дома ли Звездича-старшего течет вполне узнаваемая жизнь современного, скажем так, истеблишмента, у каждого из представителей которого есть немало скелетов в шкафах, но внешне все комильфо: ужинают, пьют хорошее вино, возлежат на дорогих простынях. Длинноногая красавица Нина (Мария Фомина) вполне себе встроена в компанию, знает, как себя вести, явно не овечка. Однако, так же, как и в оригинале, она невиновна. И так же страдает она от неуправляемой ревности мужа, в которого не могла в свое время не влюбиться. Впрочем, в Арбенина-Верника влюблены все его студентки. Он не молод, но в отличной физической форме, он нервный, ироничный с оттенком желчности, он умен, он элегантен… Верник играет, не побоюсь этого слова, блестяще. Вот думаю, смог бы он столь же убедительно сыграть классического Арбенина? Безусловно! Ведь он играет и его тоже, несмотря на свой суперсовременный облик. И не только потому, что в спектакле сохранены большие массивы текста пьесы «Маскарад». А еще и потому, что есть в нем, как и в герое из оригинала, этот усталый, нервный напряг умного человека, с горечью наблюдающего действительность. «И этот гордый ум сегодня изнемог»… Экранные крупные планы увеличивают изображение, на котором артист Верник ничего не изображает, а именно что проживает состояние своего героя с невероятной степенью органики. Работает все: отрицательное обаяние, упругая пластика, голос с чуть слышным, но отчетливым обертоном ножа, скребущего по металлу. А главное все же — лицо крупным планом. То, как вдруг кривятся губы, обещая в следующую минуту звериный оскал, которого он все же не допустит. Или то, как умный, грустный взгляд внезапно становится пустым, черным и страшным. Вообще, превращение Игоря Верника за последние годы в по-настоящему крупного, уникального артиста потребует, вероятно, отдельного любопытного исследования. Про то, как перестал «играть», и отпали одна за другой грубые поверхностные краски; про то, как этот процесс высвободил в нем способность внутренне преображаться; про то, как затем он вновь смог и «играть», то есть добавлять чистой театральности, но при этом продолжать абсолютно, до кончиков волос органично превращаться в другого человека… В снах ли привиделась Арбенину история с Нининой «изменой», или все это произошло на самом деле, в спектакле Шерешевского, по большом счету, не столь уж важно. Вот злополучный маскарад, на котором завязывается трагическая интрига, вообще сделан в духе то ли китчевых увеселений нашей «элиты», то ли современного хоррора. Декорации Надежды Лопардиной, где предметы квартирного интерьера обрамлены очертаниями старинных городских мостов и лестниц, в этой сцене меняют серый цвет на алчный, красный. И диковинные фигуры с большими, словно снятыми с древнеегипетских изображений, птичьими головами спускаются по лестнице. Все происходит, действительно, как в макабрическом сне. Финал же этого «Маскарада с закрытыми глазами» мог бы в другом театре стать отдельным спектаклем. Вынашивающий свою любимую мучительную мысль, Арбенин устраивает студентам читку пьесы, дабы узнать, что они думают: сохранилось ли понятие чести в ХХI веке? Среди студентов — и Звездич-младший, который заявляет, что такого понятия больше нет. Однако, учитывая все события, предшествующие этой сцене, мы так до конца и не уясним, глумится ли он над старшим товарищем, или всерьез уверен в сказанном. А вот Арбенин явно старомоден, он возбужден, он нервничает, ему этот вопрос очень важен, и с ответом студента он смириться не в силах. Тут стоит повториться, что эта сцена, как и многие другие в спектакле, слишком длинна и многословна. Хотя любопытна чрезвычайно! Здесь вообще все очень интересно, все оставляет множество поводов для размышлений. Хотя и избыточно. Но думаю, это обстоятельство все же легче простить, нежели скромный набор средств, иллюстрирующих одну единственную мысль. Ученый-лермонтовед Арбенин, как уже было сказано, не стал лить яд в мороженое для Нины. Он просто купил в киоске два стаканчика пломбира, и они с супругой их мирно съели. Однако, судя по спектаклю, душевные бездны людей ХХI века оказались такими же темными и хтоническими, какими были что в годы шекспировского Отелло, что во времена лермонтовского Арбенина. Вот на этой оптимистической ноте, которую сегодня вовсе не нужно комментировать, вероятно, и стоит закончить рецензию. Оригинал рецензии Пресса МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024 МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021 МХТ им. Чехова и Архангельский театр кукол представили воронежцам постановки по книгам Платонова, видеосюжет TV Губерния Воронеж, 11.06.2021 Как страшный сон
, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 Коллективные иллюзии, Елена Алдашева, Театральная афиша столицы, 22.11.2020 «Ювенильное море»: фильм о создании спектакля, 22.11.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море» по повести Платонова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 15.10.2020 Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020 На малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Ювенильное море» по Платонову, Business FM, 12.10.2020 Евгений Перевалов: «Я люблю гротеск и черный юмор», Наталья Васильева, Известия, 9.10.2020 На Малой сцене МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море», видеосюжет телеканала «Культура», 8.10.2020 В МХТ выпускают комедию о коллективных иллюзиях по Платонову, Елена Алдашева, Театр, 3.10.2020 Первой премьерой нового сезона в МХТ имени Чехова станет «Ювенильное море» по Платонову, ТАСС, 2.10.2020 Видеозапись спектакля «Дракон» (2017 год), 12.06.2020 «
Все мы более или менее мечтатели!», Елена Жатько, 24.01.2020 Елена Алдашева про «Белые ночи» Айдара Заббарова в МХТ, Елена Алдашева, Театр, 17.10.2019 «Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019 Посторонний, Ольга Егошина, Театрал, 24.09.2019 Шум и ярость несбывшегося, Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2019 Между грезами и реальностью – спектакль «Белые ночи» в МХТ им. Чехова, Катерина Большакова, LOCALDRAMAQUEEN, 5.09.2019 Тайну питерских «Белых ночей» разгадали в Москве, Феликс Грозданов, Дни.ру, 5.09.2019 «Белые ночи». Премьера в МХТ, видеосюжет Ticketlend.ru, 4.09.2019 Спектакль «Белые ночи» стал первой премьерой сезона в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2019 Йобсен, бабабаба и жизнь в подтексте, Лина Гончарская, Culbyt.com, 13.06.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Зарево новой жизни и тотальное безразличие / «Три сестры» в СТИ и МХТ им. А. П. Чехова, Дарья Андреева, Страстной, 10, 12.07.2018 Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 «Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017 Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017 Константин Богомолов поставил в МХТ им. Чехова второй спектакль по Вуди Аллену, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 6.08.2017 «Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017 Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017 Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017 Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017 «Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017 Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017 Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016 «В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016 «Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016 Пресс-показ спектакля «350 Сентрал-Парк Вест, New York, NY 10025». Фоторепортаж Андрея Парежева, Geometria.ru, 28.11.2016 Вуди Аллен «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025». Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 27.11.2016 «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 25.11.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016 Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015 Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015 «Если писали с нас — значит, мы такие дебилы и есть», Антон Хитров, teatrall.ru, 20.11.2015 Куда вас сударь, к черту, занесло: «Мушкетеры» Константина Богомолова, Антон Долин, Сноб, 2.11.2015 «Три мушкетёра» много лет спустя. Ничего святого. Фоторепортаж Евгения Чеснокова, Прогулки по Москве, 31.10.2015 Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015 Константин Богомолов представил новый спектакль по мотивам романа Дюма, видеосюжет телеканала «Культура», 30.10.2015 В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015 «Мушкетеры. Сага. Часть первая»: романтический трэш-эпос Богомолова, видеосюжет телеканала «Дождь», 29.10.2015 |