Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Провинциальный анекдот

Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Спектакль «Событие» по пьесе В. Набокова в постановке Константина Богомолова в МХТ — самое корректное и взвешенное на сегодняшний день высказывание этого молодого режиссера. После провокационной «Принцессы Турандот» в театре имени А. С. Пушкина и после задиристой «Чайки» в «Табакерке» от Богомолова можно было ожидать всего. Однако сцена Художественного театра повлияла на него таким образом, что режиссер поставил спектакль в, мягко говоря, несвойственной ему манере: не отступая от текста и не дополняя его вставками из, предположим, Достоевского и Ницше, скрупулезно и точно работая с актерами, получая удовольствие не от эпатажа, а от профессионального разбора и решения психологических задач. Результат не замедлил проявиться: каждый актер идеально совпал со своим персонажем, действие (особенно в первом акте) смотрелось захватывающе, а о красоте и выразительности оформления хочется сказать особо. Лариса Ломакина выстроила на сцене МХТ улицу и дом в разрезе: наверху — мостовая и два этажа здания с витринами магазинов и окнами. На первом плане — квартира семьи художника Трощейкина, располагающаяся в полуподвале. Несмотря на это эмигрантский быт русских обитателей по-чеховски изящен и обставлен с ностальгическим вниманием к деталям — буфет, диван с высокой спинкой-полкой, чайный сервиз на столе. В глубине — студия живописца-ремесленника, перебивающегося заказами в провинциальном немецком городке, где он перерисовал уже всех обитателей. Сергей Чонишвили в роли Алексея Максимовича очень меток: ни одна деталь, характеризующая его героя, не ускользает от актера — самолюбование и самоупоение, вальяжность, эгоизм, скрываемая ничтожность и главное — трусость, недостойная мужчины. Такой актер, как ленкомовец Сергей Чонишвили, — отличное пополнение в труппе МХТ. Фактурный, с прекрасным голосом и артикуляцией, он до обидного мало был занят в спектаклях Ленкома. Его дебют в Художественном театре — серьезная заявка.

Стоит вообще заметить, что актерский ансамбль в «Событии» «пригнан» отлично. Жена героя Люба — Марина Зудина — и красива, и деликатна. О ней говорят: «Тебя выдумал Чехов, выполнил Ростан и сыграла Дузе». Она скучает и томится, как пост-чеховская героиня, живет прошлым — бурной любовной историей, предшествовавшей замужеству, смертью малолетнего сына. Люба декоративна в своих изысканных шелковых платьях (работа художника по костюмам Светланы Калининой, в особенности по части женских нарядов, выше всяких похвал), но она же остроумна, не лишена тонкости чувств и оказывается натурой, скрывающей под маской равнодушия кипение страстей. От скуки заводит пошлый романчик с Ревшиным (Игорь Верник). Но когда в сонном немецком городке появляется ее бывший возлюбленный Барбашин, отсидевший в тюрьме за покушение на убийство, спровоцированное ее свадьбой с Алексеем, все приходит в движение, и ее жизнь, похожая на застывший пруд с картин Борисова-Мусатова — в первую очередь. Все с содроганием ждут появления грозного мстителя, обещавшего несколько лет назад: «Погодите, вернусь и добью вас обоих».

Невидимая работа режиссера над расстановкой сил в спектакле позволяет разыграть эту историю, похожую на шахматную партию, с точностью и изяществом. Игорь Верник с несвойственной ему безжалостностью по отношению к собственному обаянию выглядит в роли циничного и не слишком благородного Ревшина весьма убедительно. Наташа Швец (Вера, сестра Любы) шикарна, элегантна, по-прежнему очень неважно артикулирует, но именно такой и уместна в спектакле: холодная бездушная красавица является как бы противовесом тому нагнетаемому ужасу, который навис над домом ее сестры."Никто твоей крови не жаждет!, — презрительно бросает она Алексею. И тщательно скрываемое равнодушие Трощейкина к будущему всех, кроме себя-любимого, объясняется просто, когда привычным, неконтролируемым жестом он гладит ногу сидящей на диване Веры и почти машинально целует обнажившееся под платьем бедро над чулком. В перепутавшейся паутине пошлых, никчемных адюльтеров, заполняющих повседневность эмигрантской жизни, эти люди уже никого не любят, а волочатся и совокупляются мимоходом, от бессмысленности происходящего, безденежья и бесцельности.

Константин Богомолов не был бы самим собой, если бы все же не добавил неожиданной глубины этому провинциальному анекдоту. Дело в том, что, будучи человеком образованным и начитанным, он без труда выяснил, что время написания пьесы Набоковым — 1938 год — совпадает с приходом к власти нацистов. Таким образом Германия конца 30-х годов ХХ века в виде хроники становится обрамлением действия. Вначале это радостные марширующее на парадах обыватели, только свастика на повязках и знаменах конкретизирует ситуацию. В финале, после неожиданной развязки — это кадры хроники с измученными, голодными, умирающими, бездомными людьми, — на фоне которых мелкие страсти героев пьесы кажутся ничтожными. Таким образом, режиссер прямо заявляет: событие — это не возвращение мелодраматического мстителя к своим иллюзорным врагам, а ни много, ни мало — ход истории. Честно говоря, из пьесы это не следует вовсе. Поэтому введение «События» в исторический контекст (хронологически, конечно, справедливое) и поиск связей содержания пьесы с происходящим за пределами ограниченного мирка ее обитателей оправдать крайне трудно. Да еще ария Ленского из «Евгения Онегина» на немецком языке — символ потерянной родины и культуры, переставшей быть достоянием этих изгнанников. Им, погрязшим в безденежье и бессмысленном существовании, не принадлежит здесь ничто, даже музыка Чайковского. Что остается героям пьесы, бежавшим от большевиком в семнадцатом году, убого приноровившимся к эмигрантскому житью в межвоенной Германии, накануне второй мировой войны? Поэтому и появляется на витрине магазина над ними шестиконечная звезда и надпись “jude” — кошмар продолжается.

В постановке Константина Богомолова смешаны две стилистики — традиционный психологический театр и гротеск. На стыке этих двух эстетик оказывается персонаж Александра Семчева — мать Любови, писательница Антонина Павловна, эстетка, живущая исключительно творчеством. Редчайший случай, когда в женской роли мужчине-актеру, да еще с такой колоритной внешностью и шлейфом популярных киноролей за плечами, удается так точно, деликатно, взвешенно существовать на сцене, виртуозно балансируя между иронией и человечностью. Если его героиня и вызывает смех, то лишь в те моменты, когда актер допускает самоиронию. Например, читая отрывок из своей сказки «Воскресающий лебедь» из цикла «Озаренные озера» и размышляя над замечанием «что-то среднее между стихотворением в прозе и прозой в стихах. По-моему, комплимент». В своих балахонистых платьях, украшениях, ночных папильотках она трогательна и нелепа, и остается несмотря на острую характерность, одним из самых живых персонажей спектакля.

А вот галерея монстров, приходящих к ней на именины — это прямо какой-то парад призраков. Чудовищная акушерка Элеонора Шнап (Дарья Мороз) с выбеленным лицом и «очаровательной» манерой изрекать исключительно неприятности: «Кроме щипцов я имею еще большое грустное сердце». Или декламирующая в рифму мадам Вагабундова (Ольга Барнет) с синими глазами и губами. Супружеская пара тетя Женя (Ольга Литвинова) и дядя Поль (Павел Ващилин) тоже зловеще загримированы. К тому же им отдается самый эффектный трюк — удар бутылкой шампанского по голове со словами: «Что-то в нем испортилось». Павел Ващилин со свойственной ему музыкальностью ведет практически оперную партию — весь его абсурдный текст положен на авангардную музыку Фаустаса Латенаса. Парад чудовищ завершает пара близнецов Мешаевых (оба — Ростислав Лаврентьев) и «сын ювелира в виде картины» (Яна Осипова) — сошедший с холста мальчик-оборотень с порочным напудренным лицом, безостановочно снующий по сцене и под шумок ворующий сладости. Служанка Марфа с резким голосом (Роза Хайруллина) тоже похожа на персонаж триллера. Эта соната призраков перебивается «закадровым» диалогом супругов, единственный раз, да и то мысленно, говорящих друг с другом искренне, по существу в эту страшную последнюю, как им кажется, ночь.
Возникающий саспенс должен был бы ко второму действию разойтись до атмосферы полного кошмара, поскольку напряжение в пьесе усиливалось все больше. И появление безумного сыщика-телохранителя в клоунском гриме (Федор Лавров) с его новейшими методами работы это подтверждало. (Вообще, если абстрагироваться от реалий постановки и просто вчитаться в текст Набокова, в нем обнаруживается множество остроумных и даже пародийных моментов). Но пока режиссеру удалось лишь затянуть зрителей в интригу первым действием. Позже темп как-то обидно упал, второе действие прошло затянуто и тягуче. Хотелось, как в классическом триллере, с содроганием ожидать развязки, но какая-то вялая усталость повисла над сценой. Вот получил Ревшин пустую записку: «…такая белизна страшнее всяких угроз». Но нет развития, нет нарастания… Это, конечно, поправимо. Тем более, что у актеров масса возможностей усилить эмоциональность диалогов и развязки. (Когда мститель не появляется, подобно статуе командора, а отправляется восвояси по железной дороге, все даже чувствуют разочарование. Мало крови!…) Они уже нащупали несколько верных ходов. Героиня Марины Зудиной до озноба, до жара ждет появления своего бывшего возлюбленного. Ее ссора с мужем, их взаимные упреки в проброс — это лишь шум, призванный заглушить тревогу ожидания, постепенно переходящего в панику. Очень остроумно сделан момент, когда Любовь говорит: «Я крикну ему, что я его люблю, что все было ошибкой, что я готова с ним на край света бежать». А муж отвечает: «Нет, это все не то… А вдруг он не поверит? Нет, он обидится и тут же убьет». Реакция — великолепная. В этом эпизоде Зудина и Чонишвили уловили главное: на грани абсурда и реализма у Набокова рождается настоящая театральность. Еще две-три таких зацепки — и финальное действие спектакля приобретет изящество и легкость. А что в театре — самое важное? Легкое дыхание. 
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Это мой город: актер Александр Семчев, Алина Комская, Москвич, 21.02.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
«Толстяк — в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Раскрась сам, Светлана Наборщикова, Известия, 13.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
8 вопросов для Александра Семчева, Пресс-служба МХТ, 29.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
Александр Семчев: «Мне запретили говорить о еде», Анна Балуева, Комсомольская правда, 15.04.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Александр Семчев: Кому выгоден такой пасьянс?, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 1.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Ружье не выстрелило, Ольга Галахова, Независимая газета, 6.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Не все спокойно в датском застеколье, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 17.06.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Он и летчик, и герой, «новый русский» молодой, Алия Зиганшина, Вечерняя Казань, 22.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол