Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Отдых в деревне

Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Режиссер Егор Перегудов предпочитает работать с классикой. «Месяц в деревне» Тургенева — логичное продолжение давно выбранной линии, тем более, что пьеса отлично подходит для дебюта на сцене МХТ: Тургенев во многом похож на Чехова, вернее, в силу возраста, наоборот, Чехов на Тургенева. Неторопливое действие, поэтизированная повседневность, бесконечные подтексты и рефлексия, символизм деталей, подробно прописанные ремарки: цветовые, световые и звуковые партитуры, которые делают атмосферу одним из главных выразительных средств. Кроме того, в прошлый раз эта пьеса появилась в репертуаре в постановке Константина Станиславского, что лишь подтверждает ее близость генетическому коду театра.

Зал Московского Художественного исторически воспринимался скорее как камерный, особенно по сравнению с имперски распахнутой сценой Александринского театра. Чеховская «Чайка» провалилась в Петербурге и прошла с успехом в Москве, конечно, из-за отличающихся художественных подходов, но и разность в масштабах сыграла роль — камерность театра позволяет органичнее говорить о частной и интимной жизни. Портал МХТ имени А. П. Чехова до сих пор исторического размера, а вот сцена за время реконструкций стала значительно больше. На «Месяце в деревне» выяснилось, что она просто гигантская. Художник Владимир Арефьев распахнул ее во всю глубину и от кулисы до кулисы засыпал тяжелым пахучим сеном. Когда занавес впервые открывается, над полем сухой травы стелется утренний полупрозрачный туман, окутывая героев и дружелюбно впуская их, гостей из города, приехавших подлечить нервы, в деревенский мир. Дымку быстро прибивает дождь, который так и не закончится за четыре часа сценического времени. Ливню, идущему с театральных небес, иногда приходят на смену редкие, ритмично постукивающие капли, иногда — водная пыль, которая, отражая выставленный Дамиром Исмагиловым свет, превращается в жидкое золото, буквально льющееся на героев. А потом вдруг дождь вновь набирает силу. Сено, намокая, начинает преть, через край рампы выплескивается в зал его сладковатый запах.

Природная стихия задала спектаклю медленный ритм и превратила пространство в эпическое: фигуры актеров даже на авансцене кажутся крохотными, несоразмерными огромному миру вокруг. Чтобы добраться друг до друга им приходится бежать, поскальзываясь и с трудом пробираясь через завалы высушенной травы; чтобы быть услышанными — кричать, несмотря на петлички.

Тургенев пишет крупные планы персонажей. Едва заметные внутренние процессы иногда проступают сквозь их интеллигентную сдержанность. В спектакле план оказывается максимум средним, и то на долгих монологах, и то, если сидеть в партере. Актерам приходится бороться со сценографией, чтобы не потеряться на ее фоне. Быть психологически точным и передавать нюансы роли, не огрубляя ее, в этом пространстве практически бесполезно, а гротеск и комедийные отыгрыши, которые режиссер предложил в качестве подпорок, упрощают рисунок: артисты быстро становятся заложниками выбранных интонаций и повторяющихся шуток.

Через гэги в театральную ткань проникла пошлость. Главный ее носитель — крестьянка Катя (Мариэтта Волкова), которая забавы ради соблазняет Беляева: нанизывает малину на пальцы и пытается покормить ею студента; красноречиво раздвигает ноги, лежа на столе; намеренно роняет платок и нагибается за ним, выгнув спину; выливает на себя ведро молока, и ее белое платье, намокая, становится полупрозрачным. Единственная функция Кати в спектакле — быть олицетворением штампов о сексапильности. Эту форму чувственности от деревенской жительницы быстро подхватывают и городские гости: Ракитин беззастенчиво целует Наталью Петровну в шею и обнимает с явным намерением облапать, а Беляев в стоге сена занимается с ней сексом (хотя точнее было бы использовать менее литературный аналог).

Спектакль изобилует физиологизмами. Герои пьют кефир, все время что-нибудь жуют — Шпигельский (Павел Ворожцов) еще и разговаривает с набитым ртом — часто целуются, изредка занимаются сексом, а разок даже мочатся — открытым приемом выливают содержимое бутылок в сено. Актеры мокнут, стряхивают с себя сено, мерзнут в прилипающей к телам одежде. Сено и разбрызганное игристое пахнут на весь зал. Обытовленная телесность вторгается в абстрактный мир природы и театральной игры. Внутреннее напряжение героев конвертируется в активные действия — бросание сеном, драки, бег, похоть — и потому рассеивается. Драматизм теряется за шутками и истериками, а взамен ничего не возникает.

Из-за того, что Перегудов сократил и перекраил текст Тургенева, много привычного исчезло. До сценической деревни не доехали четыре персонажа пьесы. Где-то в дороге затерялись рефлексия, внутренние сомнения и нравственные дилеммы: герои импульсивно следуют порывам, иногда удивляясь самим себе, но ни секунды не мешкая. Любовь (и романтическая, и дружеская, и материнская) осталась пылиться на полке вместе с сокращенными фрагментами текста. В спектакле все персонажи — эгоцентрики, они бегут, поскальзываются и кричат, только чтобы рассказать про самих себя или вызнать мучающую их тайну. Нежность к ближнему пропала бесследно.

Разве что Ислаев, которого Александр Усов играет комичным хозяйственником, сохранил в себе способность чувствовать. И потому сцена взрыва, когда он требует ответа у Ракитина про отношения с Натальей Петровной, полна напряжения. Истерики среди сена и дождя — не редкость, но остальные бьются в эмоциональном припадке, потому что их желания не были немедленно удовлетворены; а он — потому что любовь к жене не оправдала себя, и смысл жизни, конечно, был в этой самой любви, а совсем не в хозяйстве.

Наталья Петровна ни мужа, ни любовника (едва ли отношения с Ракитиным можно назвать платоническими) не любит, а спонтанной симпатии к студенту удивляется. Спектакль выстраивается вокруг Ислаевой концентрическими кругами, она двигает сюжет на своих плечах, решая все судьбы, устраивая и отменяя отъезды, раздражаясь и милуя. Она взбалмошная светская кокетка, которая с возрастом стала равнодушна к вниманию мужчин. А тут вдруг подвернулся миловидный Беляев (Кузьма Котрелев). Покорить его значит покорить саму молодость. Наталья Рогожкина хоть и старше своей героини, выглядит прекрасно, так что никому и голову не пришло бы противопоставлять ее Верочке (Надежда Калеганова) через оппозицию старость-молодость, если бы она сама этого не делала. Ислаева страшно завидует юности воспитанницы и студента.

Это решение роли неожиданно роднит «Месяц в деревне» и пьесы Александра Островского, современника Тургенева. Егор Перегудов работал с двумя его текстами, поэтому, возможно, эта связь не так надумана, как кажется на первый взгляд. По точному наблюдению Ольги Федяниной в статье «КоммерсантЪ Weekend», посвященной юбилею классика, у Островского молодость — это беда. Несвобода юных приводит ко всем драмам, заключенным по расчету бракам и неслучившимся свадьбам по любви. А если финал все-таки счастливый, то это, скорее всего, вопреки старшим, а не благодаря. У Натальи Петровны есть такая власть. Ее симпатия к воспитаннице настолько приглушена эгоизмом и завистью, что она легко готова погубить будущее девушки просто из самодурства. Ислаева остро ощущает свой возраст, его недостатки и привелегии. 

Похожий мотив есть в спектакле «Мария Стюарт» Петра Шерешевского (МТЮЗ). Значительно старшая и очень физиологичная Елизавета ненавидит и уничтожает Марию в том числе за молодость, за то, что соперница может ее пережить. Как и английская королева, Наталья Петровна сопротивляется течению времени. Вместо того, чтобы отрефлексировать собственное взросление, они ревностно относятся к младшим и подумывают от них избавиться. Если есть кто-то «милее, румяней и белее», почему бы не воспользоваться имеющейся властью и не остаться самой прекрасной искусственно.

С категорией возраста почти у всех героев сложности. Верочка понимает: чем человек старше, тем он свободнее. Она тоже встроена в характерную для Островского иерархию, и потому хочет казаться взрослее. Ракитин (Эдуард Чекмазов) — мямля без моральных принципов и воли. Он осознает, что нужен Наталье Петровне только пока им легко манипулировать, и играет в поддавки сам с собой, изображая даже большую инфантильность, чем есть на самом деле. Лизавета Богдановна (Анастасия Скорик) чувствует себя старше своих лет из-за несчастий в любви. «Старая дева» — не от слова юность. Этим пользуется хамоватый и молодящийся Шпигельский (Павел Ворожцов), когда зовет ее замуж. Единственный, кроме Ислаева, человек, который ничего из себя не изображает — Большинцов. Александр Семчев играет его глубоким стариком, который все прекрасно про себя понимает. Он мечтает быть другим, молодым и любимым, но осознает, что это неправда. Уязвимость и смирение, которые Семчев позволяет зрителю увидеть сквозь комический рисунок роли, делают эту актерскую работу одной из самых точных, несмотря на небольшой хронометраж. Большинцов — единственный, кто не теряется в огромном пространстве. Он так же медлителен, как мир вокруг, и так же естественен в своей честности. Все остальные шумят и размахивают руками, пытаются в чем-то убедить себя и окружающих. Но поверить им совершенно невозможно.

Впрочем, какая разница, убедительны они или нет? Вязкое течение деревенской жизни не потревожат ни истерически-взнервленные герои, ни их экзальтированные эмоции. Как ни мечутся эти маленькие люди по сцене, спектакль остается неторопливым, мизансцены лениво перетекают одна в другую. Человек в картине мира Перегудова и Арефьева вдруг — и едва ли намеренно — оказывается незначителен, а его эмоциональные порывы — предсказуемы и скучны. Кружева текста и точность чувств теряются в непокоримом стоге сена как иголки, а пьеса Тургенева грубеет и заветривается от свежего воздуха до состояния пасторальной мелодрамы с «России 1».

Оригинал статьи
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Это мой город: актер Александр Семчев, Алина Комская, Москвич, 21.02.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
«Толстяк — в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Раскрась сам, Светлана Наборщикова, Известия, 13.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
8 вопросов для Александра Семчева, Пресс-служба МХТ, 29.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
Александр Семчев: «Мне запретили говорить о еде», Анна Балуева, Комсомольская правда, 15.04.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Александр Семчев: Кому выгоден такой пасьянс?, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 1.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Ружье не выстрелило, Ольга Галахова, Независимая газета, 6.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Не все спокойно в датском застеколье, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 17.06.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Он и летчик, и герой, «новый русский» молодой, Алия Зиганшина, Вечерняя Казань, 22.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол