Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Проект «13». Софья Шидловская: «Я с головой ушла в театр»

Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.04.2024
Эту девушку с инопланетной внешностью кинематограф заметил давно — когда до получения ею диплома об актерском образовании было еще очень и очень далеко. Впрочем, что такое сцена, она узнала даже раньше, до школы: в 6 лет Соня Шидловская стала участницей Чемпионата России по бальным танцам. На вопрос, не страшно ли ей тогда было, она отвечает: «Мне кажется, я с детства ничего не боюсь» — и смеется. Сейчас героиня мультимедийного спецпроекта U MAGAZINE постигает, каково это — быть театральной актрисой, и ей очень нравится.



Недавно откопала в семейном архиве свое детское видео, где я танцую перед зеркалом, кривляюсь, пою. Посмотрела и подумала: «Ну да, эта девчонка должна была стать актрисой!» Вообще моя семья не связана с искусством, только бабушка преподавала дирижирование. Бабушка хотела, чтобы меня отдали в музыкальную школу, а я с пяти занималась танцами: бальными, восточными, спортивно-эстрадными. Даже выступала на сцене «Олимпийского» на «Дискотеке 90-х» вместе с группой «Отпетые мошенники».
А потом однажды сказала маме и папе, что мечтаю стать актрисой. И началось! Иногда у меня появлялось чувство, что родители хотят этого даже больше, чем я. Мы с мамой отправились в студию Бориса Грачевского. Я снялась в паре выпусков «Ералаша», потом год проучилась в театре-студии «Квадрат», потом перешла в другую актерскую школу. А в 11 классе ходила на подготовительные курсы в ГИТИС. 

Туда и поступили? Вы же учились на курсе у легендарного педагога Олега Львовича Кудряшова, из вашей мастерской, кстати, в МХТ приняли еще двоих: Дарью Трухину и Дениса Парамонова.

Все вышло сложнее. Я поступила сначала в Школу-студию МХАТ, на курс Евгения Писарева. Вообще я мечтала учиться у Андрея Сергеевича Кончаловского в ГИТИСе, он как раз в том году набирал курс. Я видела все его фильмы, а театр я тогда меньше воспринимала. Но я пришла в Школу-студию и как-то так получилось, что мне почти сразу сказали: мы тебя берем. И ровно в этот самый момент меня утвердили в фильм-хоррор «Русалка. Озеро мертвых» на роль русалки, которая губит мужчин, главной антагонистки этой истории. Моя первая главная роль в кино! Я была просто счастлива.
Но Евгений Александрович Писарев был против, чтобы я снималась, и сказал мне: «Выбирай». Я все лето ходила и думала, пыталась просчитать все ходы. А потом в какой-то момент решила, что выбор нужно делать сердцем, потому что все вычислить невозможно. Мне же очень хотелось сниматься. И я выбрала кино. Я вообще привыкла доверять жизни, считаю, что если какие-то знаки тебе даются, значит, надо к ним прислушиваться.

Интересно было сниматься в роли зловещей русалки?

Очень! Я появлялась то в образе красивой девушки, то в образе чудовища. Мне нарастили волосы ниже колен, нарастили ногти. И когда я представала чудовищем, то мне на все тело делали латексный пластический грим и чернили зубы. Летние сцены снимали осенью, было уже прохладно. И эти бесконечные ночные смены на озере за городом — а у меня же первая большая роль в жизни, и я все время твердила: нет-нет, мне дублер не нужен! Я должна все сделать сама! Гидрокостюм у меня был, но короткий, шорты и маечка, потому что моя героиня ходила в рубашке на голое тело. И все время босиком, плюс меня учили погружаться с аквалангом, потому что были подводные съемки. Но я не заболела! Я буквально горела этой ролью.
Через год я снова пошла поступать. Во ВГИК, где набирал Игорь Ясулович, в ГИТИС, там был набор в актерскую мастерскую к Сергею Яшину и на актерско-режиссерскую к Кудряшову. И везде слетела, кроме как у Олега Львовича. Помню, звоню папе и рыдаю: «Папа, это конец! Я слетела у Ясуловича, у Яшина. Если я буду второй год без института — я не выдержу! Мне нужно срочно искать работу!» Папа: «Стоп. Ты куда хотела поступить?» — «В ГИТИС!» — «Так у тебя же ГИТИС еще остался! У тебя отсеялось то, что тебе и так не нужно. Тебе жизнь говорит: иди и бери свое». Я такая: «Даа?..» И действительно, я поступила.
Сейчас, оказавшись в МХТ, я понимаю, что все сложилось так, как и должно было.

Вы мечтали попасть в МХТ?

Я не планировала вообще идти в театр. Я хотела сниматься. У меня как раз были съемки, и в мой единственный выходной однокурсники попросили меня и Дениса Парамонова помочь с показом в МХТ, подыграть им. А потом нам с Денисом написали, что нас приглашают на собеседование. Я была в шоке, вообще не ожидала. Я же просто приходила помочь! Денис тоже не собирался идти в театр. И вот мы приходим на встречу с Хабенским, а Константин Юрьевич так умеет очаровать…

Еще бы!

Дело в том, что я когда-то снималась в фильме «Хороший мальчик» в роли одноклассницы главного героя, а Константин Юрьевич играл его отца. И я его видела на съемках, но я тогда еще мелкая была. А тут на собеседовании я его послушала и вдруг поняла, что так хочу, чтобы меня взяли в театр! Мы потом с Денисом вышли, и он говорит: «Соня, я не знаю, что делать, я удивлен, я же не собирался идти в театр! А сейчас я так жду, что он ответит!» Я: «Денис, я тоже!»
Не скажу, что я сразу влюбилась в это пространство, месяц где-то привыкала, но дальше я поняла, что это мое место. Наша молодая актерская компания мне очень близка. Это мои люди. Я всегда мечтала именно о такой компании, с которой будет интересно и работать, и дружить.
Недавно я пошла в «Современник» на спектакль Сергея Тонышева «Чагин», там играет мой однокурсник Ефим Белосорочка. После спектакля мы разговаривали, и я ему сказала: «Знаешь, Ефим, я поняла, что ты и я сейчас проживаем то, что недополучили во время учебы». Я имела в виду, что мы на курсе существовали как бы отдельно. Есть в кино такое понятие как парные пробы, когда актеров смотрят на предмет энергетического соединения. Артист может быть прекрасен сам по себе, но ты с ним никогда не сможешь по-настоящему взаимодействовать. На курсе у нас это взаимодействие с другими не всегда складывалось. А в театре оно вдруг возникло.

Среди ваших работ в МХТ есть главная роль — Розалинда в спектакле Юрия Муравицкого «Как вам это понравится?», и это настоящий вызов, даже просто по количеству текста. Как шла работа над спектаклем?

Это было нелегко. Школа, полученная в ГИТИСе, мне тут даже мешала. Мы тоже во время учебы делали отрывки по Шекспиру, в основном по «Ромео и Джульетте». Я помню, что Олег Львович говорил про меня, что я точно попадаю в шекспировское самочувствие. Он рассказывал нам, что Шекспир — это другие частоты, другой темпоритм, чем в нашей жизни, это страсти, которые современному человеку уже не свойственны. Допустим, неудачная любовь: мы немножко пострадаем и забудем. А для героев Шекспира это конец всему. Олег Львович в работе над шекспировскими текстами никогда не отменял внутреннюю жизнь, психологический разбор.
А у Муравицкого все было по-другому. Мы придумывали себе маску и играли актера, который играет эту роль. Сами мы не должны были ничего чувствовать. И Юрий Витальевич мне говорил: «Соня, ты улыбаешься и тебе становится весело. А ты должна улыбаться формально и в первую очередь доносить текст».

Это очень трудно.

Очень! У меня подвижная психика, я всегда ко всему подключаюсь, и для меня играть на голой технике было почти нереально. Я до сих пор не до конца освоилась в этой роли. Но я очень доверяю Муравицкому, он мне импонирует как режиссер. И я так старалась! Мы с Владой Сухоруковой, которая играет Селию, до ночи оставались в театре и репетировали, придумывали какие-то ходы, на которые Юрий Витальевич потом говорил: «Ой, эти ваши придумки — это так мило!» (Смеется). Большинство из них он не принимал, но умилялся. Влада была моим камертоном в этом спектакле. Она — настоящая характерная актриса. Когда мы с ней репетировали, я старалась смотреть, как остро она существует в роли, и думала, что мне нужно делать, чтобы у меня получилось так же ярко. Репетиции «Как вам это понравится?» шли девять месяцев, после премьеры у меня чувство, будто я уезжаю из детского лагеря. Я говорила ребятам: «Я буду скучать по нашим этюдам, по Юрию Витальевичу, по всему этому процессу!»

Еще одна необычная недавняя премьера с вашим участием — «Маскарад с закрытыми глазами» Петра Шерешевского, где вы сыграли студентку Арбенина, который в спектакле превратился в литературоведа и преподавателя. Как вам такой взгляд на классику?

У Петра Юрьевича очень интересное видение «Маскарада». И хотя я не большой любитель, когда актуализируют произведение, но в результате я приняла этот новый мир, который выстроил режиссер. Петр Юрьевич в работе отправляет тебя в свободное плавание, он тебе доверяет. У нас с Владой Сухоруковой в «Маскараде» небольшие роли, и, конечно, режиссер занимался с нами меньше, чем с Игорем Верником — Арбениным и Марусей Фоминой — Ниной. И мне не всегда хватало его отклика. Это вообще проблема для меня. Я тоскую по подробной работе с режиссером, по застольному периоду, психологическому разбору. Шерешевский много внимания уделял работе с видео, операторам; Виктор Крамер (в его спектакле «Авлабар, или Новая Ханума» я играю Сону) — художник. На репетициях он много занимался сценографией, которая в «Авлабаре» действительно впечатляет: этот огромный камень, нависающий над сценой, брички, парашют в виде хинкали…
У нас на курсе преподавала Светлана Васильевна Землякова. У нее такой метод, что застольный период длится месяца два, во время которых ты читаешь не только само произведение, но и то, что вокруг, — дневники, воспоминания, критические статьи. Полностью проникаешь в мир автора. И лишь потом ты имеешь право произносить текст. На нашем курсе она ставила спектакль по Книгам Царств Ветхого Завета и Корану. Это была огромная, на три часа, постановка. Вот такого погружения мне не хватает. Сейчас такое время, что все работают очень быстро.

Вы уже ощущаете себя театральной актрисой?

Я с головой ушла в театр, прониклась им. Очень люблю ходить на спектакли в наш театр. С каждым выходом на сцену чувствую себя все более уверено. Я поняла, что быть театральной актрисой так круто! Обмениваться энергией с публикой, видеть глаза зрителей. Когда какая-то маленькая девочка после спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» дарит тебе цветы, и ясно, что твоя игра ей очень понравилась…
Сейчас я снимаюсь в сериале «Первый номер» с Игорем Верником и Сашей Ребенок. Недавно у нас после спектакля «Маскарад» была ночная смена, и мы с Игорем и с Сашей встретились в гримвагончике. Мы с Игорем взахлеб обсуждали только что прошедший спектакль. Получился такой филиал МХТ на съемочной площадке (смеется). Я очень чувствую, что театр — это живая структура. Ира Пегова, которой я восхищаюсь и часто с ней советуюсь, как-то сказала мне перед спектаклем: «Соня, а попробуй сегодня сыграть немного по-другому. Ну не получится — зато ты поэкспериментировала!». Вот это мне нравится в театре: здесь нет ничего окончательного. Это процесс, где у тебя всегда есть шанс.

Оригинал статьи