Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Проект «13». Софья Шидловская: «Я с головой ушла в театр»

Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.04.2024
Эту девушку с инопланетной внешностью кинематограф заметил давно — когда до получения ею диплома об актерском образовании было еще очень и очень далеко. Впрочем, что такое сцена, она узнала даже раньше, до школы: в 6 лет Соня Шидловская стала участницей Чемпионата России по бальным танцам. На вопрос, не страшно ли ей тогда было, она отвечает: «Мне кажется, я с детства ничего не боюсь» — и смеется. Сейчас героиня мультимедийного спецпроекта U MAGAZINE постигает, каково это — быть театральной актрисой, и ей очень нравится.



Недавно откопала в семейном архиве свое детское видео, где я танцую перед зеркалом, кривляюсь, пою. Посмотрела и подумала: «Ну да, эта девчонка должна была стать актрисой!» Вообще моя семья не связана с искусством, только бабушка преподавала дирижирование. Бабушка хотела, чтобы меня отдали в музыкальную школу, а я с пяти занималась танцами: бальными, восточными, спортивно-эстрадными. Даже выступала на сцене «Олимпийского» на «Дискотеке 90-х» вместе с группой «Отпетые мошенники».
А потом однажды сказала маме и папе, что мечтаю стать актрисой. И началось! Иногда у меня появлялось чувство, что родители хотят этого даже больше, чем я. Мы с мамой отправились в студию Бориса Грачевского. Я снялась в паре выпусков «Ералаша», потом год проучилась в театре-студии «Квадрат», потом перешла в другую актерскую школу. А в 11 классе ходила на подготовительные курсы в ГИТИС. 

Туда и поступили? Вы же учились на курсе у легендарного педагога Олега Львовича Кудряшова, из вашей мастерской, кстати, в МХТ приняли еще двоих: Дарью Трухину и Дениса Парамонова.

Все вышло сложнее. Я поступила сначала в Школу-студию МХАТ, на курс Евгения Писарева. Вообще я мечтала учиться у Андрея Сергеевича Кончаловского в ГИТИСе, он как раз в том году набирал курс. Я видела все его фильмы, а театр я тогда меньше воспринимала. Но я пришла в Школу-студию и как-то так получилось, что мне почти сразу сказали: мы тебя берем. И ровно в этот самый момент меня утвердили в фильм-хоррор «Русалка. Озеро мертвых» на роль русалки, которая губит мужчин, главной антагонистки этой истории. Моя первая главная роль в кино! Я была просто счастлива.
Но Евгений Александрович Писарев был против, чтобы я снималась, и сказал мне: «Выбирай». Я все лето ходила и думала, пыталась просчитать все ходы. А потом в какой-то момент решила, что выбор нужно делать сердцем, потому что все вычислить невозможно. Мне же очень хотелось сниматься. И я выбрала кино. Я вообще привыкла доверять жизни, считаю, что если какие-то знаки тебе даются, значит, надо к ним прислушиваться.

Интересно было сниматься в роли зловещей русалки?

Очень! Я появлялась то в образе красивой девушки, то в образе чудовища. Мне нарастили волосы ниже колен, нарастили ногти. И когда я представала чудовищем, то мне на все тело делали латексный пластический грим и чернили зубы. Летние сцены снимали осенью, было уже прохладно. И эти бесконечные ночные смены на озере за городом — а у меня же первая большая роль в жизни, и я все время твердила: нет-нет, мне дублер не нужен! Я должна все сделать сама! Гидрокостюм у меня был, но короткий, шорты и маечка, потому что моя героиня ходила в рубашке на голое тело. И все время босиком, плюс меня учили погружаться с аквалангом, потому что были подводные съемки. Но я не заболела! Я буквально горела этой ролью.
Через год я снова пошла поступать. Во ВГИК, где набирал Игорь Ясулович, в ГИТИС, там был набор в актерскую мастерскую к Сергею Яшину и на актерско-режиссерскую к Кудряшову. И везде слетела, кроме как у Олега Львовича. Помню, звоню папе и рыдаю: «Папа, это конец! Я слетела у Ясуловича, у Яшина. Если я буду второй год без института — я не выдержу! Мне нужно срочно искать работу!» Папа: «Стоп. Ты куда хотела поступить?» — «В ГИТИС!» — «Так у тебя же ГИТИС еще остался! У тебя отсеялось то, что тебе и так не нужно. Тебе жизнь говорит: иди и бери свое». Я такая: «Даа?..» И действительно, я поступила.
Сейчас, оказавшись в МХТ, я понимаю, что все сложилось так, как и должно было.

Вы мечтали попасть в МХТ?

Я не планировала вообще идти в театр. Я хотела сниматься. У меня как раз были съемки, и в мой единственный выходной однокурсники попросили меня и Дениса Парамонова помочь с показом в МХТ, подыграть им. А потом нам с Денисом написали, что нас приглашают на собеседование. Я была в шоке, вообще не ожидала. Я же просто приходила помочь! Денис тоже не собирался идти в театр. И вот мы приходим на встречу с Хабенским, а Константин Юрьевич так умеет очаровать…

Еще бы!

Дело в том, что я когда-то снималась в фильме «Хороший мальчик» в роли одноклассницы главного героя, а Константин Юрьевич играл его отца. И я его видела на съемках, но я тогда еще мелкая была. А тут на собеседовании я его послушала и вдруг поняла, что так хочу, чтобы меня взяли в театр! Мы потом с Денисом вышли, и он говорит: «Соня, я не знаю, что делать, я удивлен, я же не собирался идти в театр! А сейчас я так жду, что он ответит!» Я: «Денис, я тоже!»
Не скажу, что я сразу влюбилась в это пространство, месяц где-то привыкала, но дальше я поняла, что это мое место. Наша молодая актерская компания мне очень близка. Это мои люди. Я всегда мечтала именно о такой компании, с которой будет интересно и работать, и дружить.
Недавно я пошла в «Современник» на спектакль Сергея Тонышева «Чагин», там играет мой однокурсник Ефим Белосорочка. После спектакля мы разговаривали, и я ему сказала: «Знаешь, Ефим, я поняла, что ты и я сейчас проживаем то, что недополучили во время учебы». Я имела в виду, что мы на курсе существовали как бы отдельно. Есть в кино такое понятие как парные пробы, когда актеров смотрят на предмет энергетического соединения. Артист может быть прекрасен сам по себе, но ты с ним никогда не сможешь по-настоящему взаимодействовать. На курсе у нас это взаимодействие с другими не всегда складывалось. А в театре оно вдруг возникло.

Среди ваших работ в МХТ есть главная роль — Розалинда в спектакле Юрия Муравицкого «Как вам это понравится?», и это настоящий вызов, даже просто по количеству текста. Как шла работа над спектаклем?

Это было нелегко. Школа, полученная в ГИТИСе, мне тут даже мешала. Мы тоже во время учебы делали отрывки по Шекспиру, в основном по «Ромео и Джульетте». Я помню, что Олег Львович говорил про меня, что я точно попадаю в шекспировское самочувствие. Он рассказывал нам, что Шекспир — это другие частоты, другой темпоритм, чем в нашей жизни, это страсти, которые современному человеку уже не свойственны. Допустим, неудачная любовь: мы немножко пострадаем и забудем. А для героев Шекспира это конец всему. Олег Львович в работе над шекспировскими текстами никогда не отменял внутреннюю жизнь, психологический разбор.
А у Муравицкого все было по-другому. Мы придумывали себе маску и играли актера, который играет эту роль. Сами мы не должны были ничего чувствовать. И Юрий Витальевич мне говорил: «Соня, ты улыбаешься и тебе становится весело. А ты должна улыбаться формально и в первую очередь доносить текст».

Это очень трудно.

Очень! У меня подвижная психика, я всегда ко всему подключаюсь, и для меня играть на голой технике было почти нереально. Я до сих пор не до конца освоилась в этой роли. Но я очень доверяю Муравицкому, он мне импонирует как режиссер. И я так старалась! Мы с Владой Сухоруковой, которая играет Селию, до ночи оставались в театре и репетировали, придумывали какие-то ходы, на которые Юрий Витальевич потом говорил: «Ой, эти ваши придумки — это так мило!» (Смеется). Большинство из них он не принимал, но умилялся. Влада была моим камертоном в этом спектакле. Она — настоящая характерная актриса. Когда мы с ней репетировали, я старалась смотреть, как остро она существует в роли, и думала, что мне нужно делать, чтобы у меня получилось так же ярко. Репетиции «Как вам это понравится?» шли девять месяцев, после премьеры у меня чувство, будто я уезжаю из детского лагеря. Я говорила ребятам: «Я буду скучать по нашим этюдам, по Юрию Витальевичу, по всему этому процессу!»

Еще одна необычная недавняя премьера с вашим участием — «Маскарад с закрытыми глазами» Петра Шерешевского, где вы сыграли студентку Арбенина, который в спектакле превратился в литературоведа и преподавателя. Как вам такой взгляд на классику?

У Петра Юрьевича очень интересное видение «Маскарада». И хотя я не большой любитель, когда актуализируют произведение, но в результате я приняла этот новый мир, который выстроил режиссер. Петр Юрьевич в работе отправляет тебя в свободное плавание, он тебе доверяет. У нас с Владой Сухоруковой в «Маскараде» небольшие роли, и, конечно, режиссер занимался с нами меньше, чем с Игорем Верником — Арбениным и Марусей Фоминой — Ниной. И мне не всегда хватало его отклика. Это вообще проблема для меня. Я тоскую по подробной работе с режиссером, по застольному периоду, психологическому разбору. Шерешевский много внимания уделял работе с видео, операторам; Виктор Крамер (в его спектакле «Авлабар, или Новая Ханума» я играю Сону) — художник. На репетициях он много занимался сценографией, которая в «Авлабаре» действительно впечатляет: этот огромный камень, нависающий над сценой, брички, парашют в виде хинкали…
У нас на курсе преподавала Светлана Васильевна Землякова. У нее такой метод, что застольный период длится месяца два, во время которых ты читаешь не только само произведение, но и то, что вокруг, — дневники, воспоминания, критические статьи. Полностью проникаешь в мир автора. И лишь потом ты имеешь право произносить текст. На нашем курсе она ставила спектакль по Книгам Царств Ветхого Завета и Корану. Это была огромная, на три часа, постановка. Вот такого погружения мне не хватает. Сейчас такое время, что все работают очень быстро.

Вы уже ощущаете себя театральной актрисой?

Я с головой ушла в театр, прониклась им. Очень люблю ходить на спектакли в наш театр. С каждым выходом на сцену чувствую себя все более уверено. Я поняла, что быть театральной актрисой так круто! Обмениваться энергией с публикой, видеть глаза зрителей. Когда какая-то маленькая девочка после спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» дарит тебе цветы, и ясно, что твоя игра ей очень понравилась…
Сейчас я снимаюсь в сериале «Первый номер» с Игорем Верником и Сашей Ребенок. Недавно у нас после спектакля «Маскарад» была ночная смена, и мы с Игорем и с Сашей встретились в гримвагончике. Мы с Игорем взахлеб обсуждали только что прошедший спектакль. Получился такой филиал МХТ на съемочной площадке (смеется). Я очень чувствую, что театр — это живая структура. Ира Пегова, которой я восхищаюсь и часто с ней советуюсь, как-то сказала мне перед спектаклем: «Соня, а попробуй сегодня сыграть немного по-другому. Ну не получится — зато ты поэкспериментировала!». Вот это мне нравится в театре: здесь нет ничего окончательного. Это процесс, где у тебя всегда есть шанс.

Оригинал статьи
Пресса
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023