Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Мадемуазель НитушЛюдмила Остропольская, 25.10.2004 60 лет тому назад комедия-оперетта «Мадемуазель Нитуш» Эрве оказалась неожиданной краской в репертуаре Вахтанговцев. Главный режиссер театра тех лет Р. Н. Симонов в 1943г. в заснеженном Омске, куда был эвакуирован театр им. Евг. Вахтангова, приступил к репетициям спектакля, который мало соответствовал духу времени. Романтическая, изящная, веселая комедия «не из нашей жизни», с остроумными интермедиями Н. Эрдмана, у чиновников от культуры вызывала недоумение и даже порицание. Но когда 16 декабря 1944г. в Москве состоялась премьера «Мадемуазель Нитуш», вызвав восторженный прием зрителей (музыкальные номера повторялись на бис), стало ясно — победила мудрость таланта. Ибо замечательный режиссер сердцем угадал, что нужно людям, измученным войной и лишениями — дать надежду, побороть отчаяние, обрести силы и уверенность в победе, которая, к счастью, была близка.«Мадемуазель Нитуш» стала праздником с блистательными актерами — Г. Пашковой, Л. Целиковской, В. Осеневым, Е. Понсовой, А. Горюновым. Спектакль оказался также своевременен, как и «Принцесса Турандот» в 1922г., ибо стал оптимистическим контрапунктом суровому времени. «Мадемуазель Нитуш» 1944г. — история театра. К сожалению, поколение зрителей, восхищавшегося этим спектаклем, уже ушло. Сегодня на театральных сценах нет недостатка в мюзиклах, комедиях, развлекательных шоу. «Мадемуазель Нитуш» XXI века — дань моде? Нет, нет и еще раз нет! Владимир Иванов не «модный» режиссер. Он серьезно относится к выбору пьес и пример тому — «Дядюшкин сон», «Царская охота». В. Иванов — режиссер команды, он любит работать со своими учениками: М. Ароновой, Н. Гришаевой, В. Симоновым — они единомышленники. Почему сегодня возникла «Мадемуазель Нитуш»? Этот выбор продолжает традицию Вахтанговских музыкальных спектаклей: «Соломенной шляпки», «Дам и гусаров», «Старинных русских водевилей», в которых вахтанговская школа с ее особым шармом, где элегантность и изящество уживаются с остроумной шуткой, прелестным вокалом, озорным танцем, создает особый Вахтанговский стиль игры — легкий, ироничный, заразительный. Сегодня потребность в сценической истории, от которой в равной степени получали бы удовольствие актеры и зрители, очевидна. Создатели спектакля постарались уйти от опереточной стилистики, выбрав краски водевиля, его наивную легкость, простодушие и лукавство. Музыкальную комедию «Мадемуазель Нитуш» просим не путать с мюзиклом, который, как нам кажется, не привился на русской сцене. Может быть потому, что яркому шоу с его агрессивной сексуальностью, дорогими костюмами, громкой фонограммой не хватает душевного тепла. В спектакле В. Иванова звучит живой оркестр и живые голоса, а его герои, прйдя через все перипетии водевильных интриг, обретают, наконец, каждый свое счастье. А разве не об этом мечтают в зрительном зале! |